Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:08, реферат
Снегозащитные лесные насаждения являются наиболее надежным и долговечным средством защиты автомобильных дорог от смежных заносов.Общая протяженность автомобильных дорог в Казахской ССР к 1980 году возрастет до 117376 км. Для полного озеленения дорог защитные и декоративные насаждения с учетом ранее поведенных работ необходимо посадить общей протяженностью 113762 км, или на площади до 682,6 тыс. га. При таком объеме озеленительных работ особенно важное значение приобретает правильное решение вопросов об агротехнике и ассортименте древесных, кустарниковых и плодовых пород в соответствии с природными особенностями различных зон Целинного края.
Недели через две проводится вторая вспашка на глубину 27-30 см с выворачиванием на поверхность второго слоя солонцового грунта.
Через 1-1,5 месяца вывернутый слой дискуется, а в сентябре производится основная плантажная вспашка на глубину 45-50 см с рыхлением подсолонцового горизонта на глубину до 60 см.
После плантажной вспашки
для улучшения физико-
В Целинном крае в некоторой степени распространены слаборазвитые, часто сильнощебенчатые или дресвяные почвы. Они приурочены к районам сопочных возвышенностей и территориям, непосредственно к ним примыкающим. Обработка таких почв проводится весной дорожным риппером без оборота пласта на глубину 55-60 см. Производительность такой вспашки риппером на тяге трактора С-8О достигает 1,25 га в час. После рыхления почвы риппером проводится ее боронование в два следа тяжелыми боронами. Осенью проводится повторное рыхление, но уже на глубину 30-35 см. Посадка производится весной.
Слаборазвитые и щебеночные почвы отличаются пониженным плодородием, вследствие чего требуется внесение минеральных и органических удобрений. Удобрения вносятся перед весенней культивацией почвы из расчета: сульфат аммония - 160-200 кг и суперфосфат - 450-600 кг на 1 га. При наличии органических удобрений они вносятся из расчета не менее 30-40 т на 1 га. Удобрения вносятся полосами шириной 1,0 м с расчетом размещения будущих посадок по центру этих полос. Такая мера позволит более экономно расходовать удобрения.
5. ПАРОВАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
После основной вспашки обработка почвы заключается в проведении боронования ранней весной для закрытия влаги и весенне-летней обработке в целях борьбы с сорняками и сохранения влаги в почве. Весенне-летняя обработка пара - послойное рыхление, проводимое плугами-лущильниками ПЛ-5-25 на глубину 8-12 см. Первое рыхление глубокое, глубина последующих несколько уменьшается. Количество рыхлений зависит от погодных условий' и характера развития сорной растительности. В среднем рыхление пара должно быть четырех-пятикратным с равномерным распределением в течение всего вегетационного периода. В зиму после паровой обработки проводится снегозадержание.
6. ПОСАДКА СНЕГОЗАЩИТНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
При подготовке почвы по
системе черного пара посадка
снегозащитных и декоративных насаждений
может проводиться как весной,
так и осенью. Посадочный материал
часто приходится перевозить на большие
расстояния. При его перевозке
необходимо особое внимание обращать
на тщательность упаковки. Перед погрузкой
на дно кузова автомашины кладут слой
хорошо смоченной соломы, затем укладывается
ряд сеянцев, после чего расстилается
следующий слой влажной соломы и
укладывается второй ряд сеянцев, и
так до окончания упаковки ряды посадочного
материала переслаиваются мокрой соломой.
После этого упакованный
На месте работ посадочный материал развозится по участкам и прикапывается. Временная прикопка посадочного материала (сеянцев) производится в канавы глубиной 35-50 см, расположенные в направлении с востока на запад. Южная стенка канавки делается с уклоном в 45 градусов. На эту стенку укладывается очень тонким слоем 3-4 см привезенный посадочный материал. Корневая система и часть стволиков сеянцев засыпаются рыхлой и влажной землей. После этого раскладывается и засыпается второй слой сеянцев и т. д.
Для прикопки саженцев глубина канав должна быть 60 см. Саженцы в прикопке укладываются в один ряд, а после засыпки землей их корневой системы укладывается второй ряд и т. д.
Прикопанный посадочный материал тщательно поливается.
Весеннюю посадку необходимо
начинать по мере готовности почвы
и заканчивать в 6-8 дней до начала
распускания почек. Посадка производится
лесопосадочными машинами марки
СЛН-1, а при наличии и СЛЧ-1 при
создании снегозащитных и особенно
декоративных насаждений весьма целесообразно
использование крупномерного
В целях соблюдения прямолинейности рядов необходимо намечать направление первого прохода лесопосадочной машины постановкой вешек.
Ширина междурядий в целях обеспечения для высаживаемых растений достаточной площади питания должна быть не менее 2,7-3,0 м при посадке растений в ряду через каждые 0,5 м.
Перед посадкой рабочие должны
быть ознакомлены с особенностями
техники посадки на имеющихся
лесопосадочных машинах. Предлагаемая
густота посадки легко
В первые годы жизни насаждений основой ухода является рыхление почвы и борьба с сорняками.
Рыхление почвы, кроме сохранения влаги, повышения водопроницаемости почвы, значительно улучшает ее воздушный и пищевой режим. При уходе за снегозащитными и декоративными насаждениями необходимо обеспечивать полное уничтожение сорной растительности.
Наряду с уничтожением
сорняков соответствующей обработкой
почвы следует в опытно-
Первое рыхление почвы междурядий в виде боронования в 1-2 следа проводится непосредственно за посадкой. В первый год необходим пятикратный уход, как за почвой междурядий, так и в рядах. В последующие годы, по мере роста насаждений, количество уходов постепенно уменьшается. Уход за почвой междурядий после полного смыкания крон деревьев как в рядах, так и между рядами, проводится один раз в год - осенью. Такое рыхление особое значение имеет для каштановых почв, оно способствует более высокому накоплению влаги.
В вопросе ухода за почвой насаждений весьма существенное значение имеет глубина рыхления. Необходимость глубокого рыхления почвы подтверждена производственной практикой и данными опытных учреждений.
Мелкое рыхление влечет за собой распыление поверхностного слоя почвы и образование на глубине 8-10 см уплотненного горизонта, затрудняющего аэрацию почвы и снижающего ее водопроницаемость.
Рыхление почвы междурядий следует проводить на глубину до 12-15 см. Первое весеннее рыхление проводится более глубоко, а глубина последующих несколько уменьшается. Глубина подзимнего рыхления увеличивается до 15 см. Весьма важной мерой ухода за снегозащитными насаждениями является их опашка, проводимая полосами шириной до 1,5 м.
Опашка на глубину до 15-18 см способствует влагонакоплению и является противопожарным мероприятием.
Для ухода за почвой междурядий снегозащитных насаждений можно в первый год использовать часть культиваторов, 'применяемых в сельском хозяйстве, - КУТС-4,2 и КУТС-2,8. Хорошие результаты дает культиватор лесной навесной КЛН-6, могущий.работать при ширине междурядий 1,5; 2,0; 2,6 м, культиватор ЗК-РН-28А и в последующие годы - культиватор РВИ-2,5. Однако лучшие результаты дает лущильник ПЛ-5-25 с отнятыми отвалами: он повышает качество рыхления и способствует полному уничтожению сорняков. При уходе за почвой целесообразно применение разработанного ВНИАЛМИ приспособления к лесному культиватору КЛГ-4.5В для ухода за почвой в рядах. Это приспособление в виде крестовины, вращающейся вокруг вертикальной оси, ^подрезает сорняки между растениями в рядах, не повреждая последних.
7. ВЛАГОНАКОПЛЕНИЕ
В условиях каштановых почв Целинного края лучшим способом, обеспечивающим необходимое влагонакопление, является обвалование лесных полос валиками высотой 70-80 см. Такое обвалование создает условия микролиманного орошения, при котором мощность слоя воды в обвалованных насаждениях достигает 25-30 см.
Продольные валики располагаются
вдоль крайних рядов
Обвалование способствует образованию высокой влагозарядки почвы, обеспечивающей насаждения влагой на весь вегетационный период.
Кроме того, влагонакопление способствует резкому улучшению физических и химических свойств почвы.
При устройстве продольных валиков весьма эффективно использование грейдера или бульдозера. Обвалование в каждом конкретном случае проводится по специально составляемым для этой цели проектам.
8. КОНСТРУКЦИЯ
И РАЗМЕЩЕНИЕ СНЕГОЗАЩИТНЫХ
Конструкция и размещение снегозащитных насаждений зависит от степени снегозаносимости отдельных участков дороги. СоюздорНИИ для участков автомобильных дорог при объеме снегосноса до 25 м3/п. м рекомендует густую двухрядную посадку высоких кустарников на расстоянии 20-25 м от бровки земляного полотна (рис. 1).
Рис. 1.
2. При объеме снегосноса от 25 м3/п. м до 50 м3/п. м рекомендуется посадка одной четырехрядной полосы древесно-кустарникового типа смешения с ее размещением на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна. При этом два ряда с полевой стороны создаются из кустарников, в первом ряду размещается низкий кустарник, а во втором высокий, и следующие два ряда - из густоветвистых низкокронных деревьев (рис. 2).
Рис. 2
3. При объеме снегосноса от 50 м3/п. м до 100 м3/п. м рекомендуется шестирядная древесно-кустарниковая полоса, располагаемая от бровки полотна дороги на расстоянии 50м.
Схема построения полосы следующая:
1 ряд - низкий кустарник;
2 ряд - высокий кустарник;
3 и 6 ряды - низкорослые древесные породы;
4 и 5 ряды - высококронные древесные породы.
Рис. 3
4. Для участков дорог со снегосносом от 100 м3/п. м до 150 м3/п. м рекомендуется система из двух узких древесно-кустарниковых полос. В 50 метрах от бровки земляного полотна располагается шестирядная полоса и дальше, после разрыва шириной 30 м, размещается четырехрядная полоса.
Схема построения снегозащитной полосы при снегосносе от 100 м3/п. м до 150 м3/п. м дается на рисунке.
Рис. 4
Для участков дорог со снегосносом от 150 м3/п. м до 200 м3/п. м. предлагается посадка снегозащитной полосы из 2-х шестирядных древесно-кустарниковых кулис с разрывом между ними 35 м. Первая кулиса размещается от бровки полотна дороги на расстоянии 50 м.
На рисунке 5 дается схема построения такой снегозащитной полосы.
Рис. 5
При снегозаносимости от 200 м3/п. м до 300 м3/п. м снегозащитные насаждения должны состоять из трех полос с разрывами между ними 35 м. Первая полоса размещается от бровки полотна дороги на расстоянии 50 м. На рисунке 6 дается схема построения снегозащитной полосы при снегозаносимости от 200 м3/ п. м до 300 м3/п. м.
Рис. 6
При еще более высокой снегозаносимости количество полос в снегозащитных насаждениях может увеличиваться при снегозаносимости выше 200 м3/п. м ширина снегосборного пространства определяется по формуле:
где В - ширина снегосборного пространства;
S макс. - площадь поперечного сечения снежного вала в годы наибольших заносов в м2;
ho - высота рабочей части посадки. Для черноземных почв она равна 2,5 м, а для каштановых - 2,0.
Разрыв между бровкой полотна дороги и снегозащитными насаждениями, а также разрывы между полосами остаются в ведении колхозов и совхозов. Почва этих разрывов отличается высокой влагозарядкой вследствие чего такие участки целесообразно использовать для выращивания овощей, картофеля и кукурузы. Это обеспечит наиболее производительное использование территории.
При отсутствии снегозависимости, что в пределах Целинного края наблюдается только на участках дорог с высотой полотна не менее 1 м, целесообразно создание хорошо продуваемых двух-трехрядных декоративных насаждений полосного типа из древесных и плодовых пород. Первый ряд таких посадок размещается на расстоянии 15 - 20 м от бровки полотна дороги. Ширина междурядий принимается 3-4 м с распределением деревьев в ряду через 4-5 м. Кустарники в декоративных посадках целесообразно высаживать только в виде отдельных групп с расстоянием между ними 8 -10 м.
Полосные насаждения должны чередоваться с групповым размещением деревьев и красиво цветущих кустарников. При декоративном озеленении дорог особое внимание следует уделять таким породам, как яблоня, липа мелколистная, боярышник сибирский, рябина, лиственница сибирская и другие породы.
АССОРТИМЕНТ ДРЕВЕСНЫХ И КУСТАРНИКОВЫХ ПОРОД
Правильный подбор древесных
и кустарниковых пород в