Малые формы хозяйстования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:07, доклад

Описание работы

Необходимость разработки особой программы по МФХ на селе обусловлена следующими факторами:
Во-первых, Россия как самое крупное по размерам территории страна в мире вынуждена иметь многоукладное сельское хозяйство.
Во-вторых – с развитием КФХ и МФХ связана стратегическая задача государства по устойчивому развитию сельских территорий.
В-третьих – малые формы хозяйствования на селе – это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности.

Файлы: 1 файл

Развитие малых форм хозяйствования в АПК.docx

— 15.07 Кб (Скачать файл)

В условиях развивающейся  многоукладной экономики важнейшую  социально-экономическую значимость приобретают малые формы хозяйствования, которые являются составной частью сельскохозяйственного производства. Малые формы хозяйствования –  это отношения между экономическими агентами по поводу производства сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения потребностей населения в продуктах  питания и выступающая как  средство решения задач по обеспечению  продовольственной безопасности государства.

Развитие малых форм хозяйствования в экономиках большинства стран  является уже многие годы приоритетным направлением государственной политики. Увеличение валового внутреннего продукта страны, повышение благосостояния граждан, рост качества жизни населения и  стабильное развитие неразрывно связано  с малым бизнесом.

Устойчивое развитие агропромышленного  комплекса России во многом зависит  от эффективной работы малых форм хозяйствования.

Сектор крестьянско - фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому их развитию.

Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом  институциональных проблем:

1. Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ – невозможность реализовать свою продукцию.

При этом основным ограничителем  выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и  продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием  сбытовых структур, действующих в  интересах производителей, так и  инфраструктуры первичной переработки  сельскохозяйственной продукции и  инфраструктуры хранения и транспортировки.

2. Применение  инноваций в совокупности с  такими факторами как высокая  квалификация менеджмента, применение  высокопродуктивных животных и  высокоурожайных сортов сельскохозяйственных  культур.

Производительность труда  в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского  хозяйства в европейских странах  – инновации.

3. Институциональная база  крестьянской (фермерской) деятельности  по многим позициям также не  соответствуют современным реалиям.  Институт КФХ, введенный Гражданским  кодексом Российской Федерации  в начале 90-х годов и закрепленный  Федеральным законом от 11.06.2003 №  74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей  иметь статус крестьянского (фермерского)  хозяйства. Как следствие, количество  КФХ с середины 90-х годов неуклонно  снижается. Многим фермерам выгоднее  работать в форме личного подсобного  хозяйства (далее - ЛПХ), чем иметь  статус КФХ.

Устранение институциональных  дефектов за счет совершенствования  законодательства было бы выгодно и  фермерам (возможность получения  кредитов для развития бизнеса), и  государству (устранение искажений  статистики).

4. Для решения всех выше поставленных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа МФХ и КФХ к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса позволит КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом  фермеров без участия государства.

Поэтому задача государства  – создать экономические и  институциональные условия, а также  снять барьеры, препятствующие повышению  производительности КФХ и МФХ.

Необходимость разработки особой программы по МФХ на селе обусловлена  следующими факторами:

Во-первых, Россия как самое  крупное по размерам территории страна в мире вынуждена иметь многоукладное  сельское хозяйство.

Во-вторых – с развитием  КФХ и МФХ связана стратегическая задача государства по устойчивому  развитию сельских территорий.

В-третьих – малые формы  хозяйствования на селе – это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации  в сельской местности.

Для дальнейшего развития малых форм хозяйствования также требуется вовлечение в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объемов производства, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения.

Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции позволит снизить стоимости  сельскохозяйственной продукции, произведенной  малыми формами хозяйствования.


Информация о работе Малые формы хозяйстования