Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение типа почвы по данному почвенному образцу №6, оценка агрохимических показателей почвенного образца №6 и рекомендации по применению агрохимикатов. Диалектическая сущность агрохимии – это исследование процесса взаимного влияния трех систем почва – удобрение – растение, результатом которого является урожай и его качество.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………3
1. АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОЧВ И ЕГО РОЛЬ В ДИАГНОСТИКЕ ПИТАНИЯ………………………………………………………………….4
2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АГРОХИМИЧЕ-СКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЧВ……………………………………………………………..6
2.1 Кислотность почв в агрохи-мии………………………………………………...6
2.1.1 Актуальная кислотность почвы, значение, методы определения…………..7
2.1.2 Обменная кислотность почвы, значение, метод определе-ния……………...8
2.1.3 Гидролитическая кислотность почвы, значение, метод определе-ния…….11
2.2 Сумма поглощенных оснований, емкость поглощения почвы, степень насыщенности почв основания-ми……………………………………………………13
2.3 Оценка основных агрохимических показателей почвы…………. ………….16
3. ПОЧВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ПИТАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН-НЫХ КУЛЬ-ТУР…………………………………………………………………………...18
3.1 Диагностика азотного питания почвы, значение, методика проведения, определе-ния……………………………………………………………………………18
3.2 Диагностика фосфорного питания почвы, значение, методика проведения, определе-ния…………………………………………………………………………21
3.3 Диагностика калийного питания почвы, значение, методика проведения, определе-ния……………………………………………………………………………22
3.4 Оценка показателей эффективного плодородия поч-вы……………………...24
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕЛИОРАНТОВ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕ-НИЙ………………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ………………………………..31
чФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П. А. СТОЛЫПИНА»
Кафедра агрохимии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
АГРОХИМИИ
«ОЦЕНКА АГРОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВЕТЛО – СЕРОЙ ЛЕСНОЙ ПОЧВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АГРОХИМИКАТОВ»
Средний образец №6
ф-та агрохимии, почвоведения и
экологии: Погуляй И.О.
Руководитель: Болдышева Е.П.
Омск - 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПОЧВ И ЕГО РОЛЬ В ДИАГНОСТИКЕ ПИТАНИЯ……………………………………………………………
2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АГРОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЧВ……………………………………………………………..6
2.1 Кислотность почв в агрохимии……
2.1.1 Актуальная кислотность почвы, значение, методы определения…………..7
2.1.2 Обменная кислотность почвы, значение, метод определения……………...8
2.1.3 Гидролитическая кислотность почвы, значение, метод определения…….11
2.2 Сумма поглощенных оснований,
емкость поглощения почвы, степень
насыщенности почв основаниями…………………………………………………
2.3 Оценка основных
3. ПОЧВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ПИТАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КУЛЬТУР……………………………………………………………
3.1 Диагностика азотного питания
почвы, значение, методика проведения,
определения…………………………………………………
3.2 Диагностика фосфорного
3.3 Диагностика калийного питания
почвы, значение, методика проведения,
определения…………………………………………………
3.4 Оценка показателей
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕЛИОРАНТОВ,
ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Агрохимия в настоящее время по праву
занимает центральное место
среди агрономических дисциплин, так как
применение удобрений – самое
эффективное средство развития
и совершенствования
растениеводства. Значение агрохимии
усиливается в связи с тем, что она изучает
в сумме все
воздействия на растения и приемы их выращивания./1/
Агрохимия – наука о взаимодействии растений почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений для увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы./3/
Главная задача агрохимии – управление круговоротом и балансом химических элементов в системе почва – растение и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожай или изменять его состав. Цель агрохимии – создание наилучших условий питания растений с учетом знания свойств различных видов и форм удобрений, особенностей их взаимодействия с почвой, определение наиболее эффективных форм, способов, сроков применении удобрений. Изучая биологические, химические, физико-химические свойства почв, агрохимия познает ее плодородие. Этот раздел агрохимии тесно связал с наукой о почве – почвоведением./1/
Целью данной курсовой работы является определение типа почвы по данному почвенному образцу №6, оценка агрохимических показателей почвенного образца №6 и рекомендации по применению агрохимикатов. Диалектическая сущность агрохимии – это исследование процесса взаимного влияния трех систем почва – удобрение – растение, результатом которого является урожай и его качество./3/
1.АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОЧВ И ЕГО РОЛЬ В
ДИАГНОСТИКЕ ПИТАНИЯ
Агрохимические обследования проводятся
в целях получения информации о содержании в почве элементов
питания растений и как следствии уровня
ее плодородия. Агрохимическое обследований
позволяет более рационально использовать
удобрения, и минимизировать их негативное
воздействие на окружающую среду. В результате
создаются агрохимические картограммы
содержания элементов, агрохимические
очерки и аппликационные карты внесения
удобрений. Кроме того, можно провести почвенно-
Почвенные образцы отбирают весной до посева или осенью сразу после уборки урожая (до внесения удобрений). Если это не удалось сделать до внесения удобрений, то при малых их дозах образцы берут через 2—3 мес. При небольших дозах навоза или компоста образцы следует брать осенью, а при больших – на следующий год.
Образцы почв на пашне отбирают из пахотного слоя, а на орошаемых землях и при сильной пестроте почвенного профиля в других случаях (близкое залегание карбонатов, гипса и т. д.) – и из подпахотных горизонтов (не более 15% количества образцов из пахотного слоя). На лугах и пастбищах образцы берут из слоя наибольшей биологической активности (до глубины 15—16 см) и незначительное количество (10— 15%) из слоя 20-40 см. Частота взятия смешанных почвенных образцов зависит от почвенных условий. В сельскохозяйственных районах лесной зоны с дерново-подзолпстыми почвами и в других зонах с волнистым сильнорасчлененным рельефом, с разнообразными почвообразующими породами и неоднородным почвенным покровом один смешанный образец берут с площади 1 – 3 га, в лесостепной и степной зонах в условиях расчлененного рельефа 3 – 6 га, в степных районах с равнинным и слаборасчлененным рельефом и однородным почвенным покровом 5 – 10 га. В хозяйствах или севооборотах с очень, интенсивным применением удобрений (посевы ценных технических культур, виноградники, чайные плантации) частоту взятия образцов увеличивают в 1,5 раза. Смешанный почвенный образец составляют из 20 почвенных индивидуальных проб, которые отбирают буром. Удобнее пользоваться для этих целей буром-тростью. Скважины располагают, как правило, по диагонали участка. Почвенные образцы тщательно перемешивают и из смеси берут средний образец массой 300—350г. Смешанные почвенные образцы необходимо отбирать с преобладающей на участке почвенной разности. Если их две, нужно брать два смешанных образца. При значительной комплексности почв, чередовании пятен разных типов и подтипов, образование которых связано с элементами микрорельефа, смешанные образцы (по два-три) составляют из проб, взятых отдельно с этих типов и разностей. Каждый смешанный образец помещают в отдельную коробку или мешочек. Туда же вкладывают этикетку (6 × 5 см), на которой указывают наименование хозяйства, место взятия образца (поле, севооборот), культуру, номер образца, глубину его взятия, дату и ставят подпись. Одновременно в дневнике указывают особенности почвенного покрова, состояние посевов, микрокомплексность и другие особые условия. Отобранные в поле смешанные образцы немедленно просушивают в затемненном от солнца и проветриваемом помещении. Просушенные образцы вместе с этикеткой отправляют в лабораторию для анализа. /4/
2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ
АГРОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОЧВ
2.1 Кислотность почв в агрохимии
Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. Усвоение растениями питательных веществ, деятельность почвенных микроорганизмов, минерализация органических веществ, разложение почвенных минералов и растворение трудно растворимых соединений, коагуляция и пептизация коллоидов и другие физико-химические процессы в сильной степени зависят от реакции почвы. Она оказывает влияние на эффективность вносимых в почву удобрений. Удобрения, в свою очередь, могут изменять реакцию почвенного раствора, подкислять или подщелачивать ее./5/
Реакция почвенного раствора зависит от соотношения в нем ионов водорода (Н+) и гидроксила (ОН-). Концентрацию ионов водорода в растворе принято выражать символом рН, который обозначает отрицательный логарифм концентрации водородных ионов. В природных условиях реакция почвенного раствора колеблется от рН 3 – 3,5 (в сфагновых торфах) до рН 9 – 10 (в солонцовых почвах), но чаще всего она не выходит за пределы рН 4 – 8. Щелочную реакцию раствора имеют почвы сухих степей, полупустынь и пустынь — южные черноземы и каштановые почвы (рН 7,5), сероземы (рН до 8,5) и солонцы (рН 9 и более)./3/ Близкая к нейтральной (рН 6,5 – 7) реакция раствора у обыкновенного и мощного черноземов. Выщелоченные черноземы и серые лесные почвы имеют слабокислую реакцию (рН 5,5 – 6,5), а дерново-подзолистые и некоторые торфяные почвы – кислую или сильнокислую (рН 4 – 5 и ниже).
Кислые почвы занимают в нашей стране значительные площади и широко используются для выращивания зерновых, кормовых, овощных и технических культур. Многие сельскохозяйственные культуры и полезные почвенные микроорганизмы отрицательно относятся к повышенной кислотности. В связи с этим важное значение имеет выяснение природы почвенной кислотности и разработка способов ее устранения.
Различают следующие виды кислотности: актуальную (или активную) кислотность и потенциальную (скрытую) кислотность, которая подразделяется, в свою очередь, на обменную и гидролитическую./3/
2.1.1 Актуальная кислотность почвы, значение, методы определения
Актуальная кислотность – это кислотность почвенного раствора, обусловленная повышенной концентрацией в нем ионов Н+ по сравнению с ионами ОН-./5/
В почве постоянно образуется СО2. При растворении углекислого газа в почвенной влаге образуется Н2СО3, которая диссоциирует на ионы Н+ и НСОз. В результате повышается концентрация ионов водорода в растворе, он подкисляется. Поэтому чем выше концентрация СО2 в почвенном воздухе, тем больше его растворяется в почвенной влаге и тем сильнее подкисляется раствор./4/
Однако образующаяся в почвенном растворе угольная кислота нейтрализуется поглощенными основаниями (Са, Mg, Na), а также карбонатами кальция и магния. При взаимодействии угольной кислоты с карбонатом кальция или с поглощающим комплексом, насыщенным кальцием, образуется растворимая соль бикарбонат кальция:
СаСО3 + Н2СО3 = Са(НСО3)2;
Если в почве в поглощенном состоянии содержится натрий, то в растворе может образоваться бикарбонат или карбонат натрия:
(ППК) Na + Н2СО3 = (ППК) Н + NaHCО3;
Углекислые соли кальция и натрия в растворе подвергаются гидролитическому распаду, и образуются очень слабая угольная кислота и сильные основания:
Са(НСО3)2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + 2Н2СО3;
NaHCO3 + Н2О = NaOH + H2CO3;
Na2CО3 + 2H2О = 2NaOH + H2CО3.
В растворе повышается концентрация гидроксильных ионов, он подщелачивается. Особенно сильно подщелачивает раствор карбонат натрия, затем бикарбонат натрия и слабее – карбонаты кальция и магния. Поэтому в почвах, содержащих в поглощенном состоянии много натрия (солонцы, солончаки), в растворе образуются углекислые соли натрия, и почвенный раствор становится щелочным. Когда в почве находятся карбонаты кальция и магния и среди поглощенных катионов преобладает кальций (сероземы, черноземы), то в почвенном растворе образуется главным образом бикарбонат кальция, который слабее подщелачивает эти почвы, и реакция раствора у них слабощелочная или нейтральная (рН 7—8).
В кислых и сильнокислых дерново-подзолистых почвах и торфяно-болотных почвах, содержащих в поглощенном состоянии мало кальция и значительное количество ионов водорода и алюминия, почвенный раствор, кроме угольной кислоты, подкисляют растворимые органические кислоты, а также соли алюминия, в результате гидролиза которых образуются кислота и слабое основание. В этом случае происходит подкисление почвенного раствора до рН 4,5 и ниже. Таким образом, актуальная кислотность — это кислотность почвенного раствора, создаваемая ионами водорода, водорастворимыми органическими кислотами и гидролитически кислыми солями. Она определяется измерением рН водной суспензии или водной вытяжки из почвы. Актуальная кислотность оказывает непосредственное влияние на развитие растений и почвенных микроорганизмов./5/
2.1.2 Обменная кислотность почвы, значение, метод определения
Кроме актуальной кислотности, существует потенциальная (скрытая) кислотность почвы, которая обусловлена наличием ионов водорода или алюминия в поглощенном состоянии. Часть поглощенных почвой ионов водорода может быть вытеснена в раствор катионами нейтральных солей. Так, если почву обработать растворами KCl, то катионы калия поглотятся почвой, а из поглощающего комплекса перейдут в раствор ионы водорода./5/