Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

В кооперативном строительстве и аграрно-промышленном комплексе и в регулировании деятельности сельскохозяйственных кооперативов в конце 80-х гг. и последнем десятилетии ХХ в. можно выделить четыре периода:
До 1988 г. кооперативный сектор был представлен колхозами и межколхозами предприятиями, являющимися субъектами колхозного права;
1988-1991 гг. – период становления и развития многочисленных кооперативов и совершенствование регулирования деятельности колхозов в соответствии с Законом СССР «О кооперации в СССР» (1988);
1992-1994 гг. значительное сокращение количества колхозов и сельскохозяйственных производственных кооперативов в результате осуществления аграрной реформы и изменения их правового положения в соответствии с земельным законодательством и другими актами аграрного законодательства;

Содержание работы

Принципы сельскохозяйственной кооперации.
Членство сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК).
Имущество СПК. Имущественные права и обязанности членов СПК.
Распределение прибыли в СПК.
Система и компетенция органов управления СПК, контроль за его деятельностью.
Порядок создания, ликвидации и преобразования СПК.
Решение задачи.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Помимо ГК, в законе о производственных кооперативах названы вопросы, для  решения которых требуется квалифицированное  большинство или единогласие. Но во всех случаях отступление от принципа "простого большинства" может  быть закреплено в уставе кооператива.

Наблюдательный совет образуется общим собранием. Оно же принимает  решение о численном составе  совета и сроках его полномочий.

Наблюдательный совет, помимо общего контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива, вправе решать и другие вопросы, отнесенные уставом к его исключительной компетенции.

Кооператив может иметь и  единоличный исполнительный орган - председателя, и систему исполнительных органов - правление и председателя. Правление избирается в кооперативе с численностью более 10 членов. Помимо правления, общее собрание избирает и председателя кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, он представляет общему собранию кандидатуру председателя.

Исполнительные органы кооператива  осуществляют текущее руководство его деятельностью. Закон о производственных кооперативах разграничивает компетенцию правления и председателя. Правление руководит деятельностью кооператива между созывами общего собрания. Однако оно не может решать вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.

Полномочия председателя кооператива  устанавливаются законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. В частности, председатель распоряжается  имуществом кооператива, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках и других кредитных учреждениях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками. В пределах своих полномочий он действует как законный представитель кооператива, т.е. без доверенности. Все остальные члены кооператива, а также члены наблюдательного совета и правления вправе действовать от имени кооператива только на основании доверенности.

Для контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью кооператива общим  собранием должен быть избран либо ревизор (в кооперативах с численностью членов менее 20), либо ревизионная комиссия в составе не менее 3 человек. Для  проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива могут быть привлечены внешние аудиторы. Такая же проверка должна быть проведена, если по этому поводу есть решение наблюдательного совета или требование не менее 10 % членов кооператива. В последнем случае аудиторская проверка производится за счет этих лиц.

К перечню вопросов, отнесенных к  исключительной компетенции общего собрания Закон о производственных кооперативах добавил и другие: определение  основных направлений деятельности кооператива; распределение прибыли  и убытков; создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива и утверждение положения о них; решение вопросов об участии кооперативов в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации). Но и этот перечень не является исчерпывающим - уставом кооператива он может быть дополнен.

Исключительная компетенция общего собрания и наблюдательного совета предполагает, что соответствующие  вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов. Вместе с тем вопросы, отнесенные к компетенции последних, вправе решать общее собрание и наблюдательный совет.

Каждый член кооператива при  решении вопросов на общем собрании имеет только один голос, независимо от размера своего пая.

 

 

Порядок создания, ликвидации и преобразования СПК.

 

Кооператив образуется исключительно  по решению его учредителей. Число  членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут  быть граждане Российской Федерации, иностранные  граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Государственная регистрация кооператива  осуществляется в порядке, установленном  законом.

Учредительным документом кооператива  является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

Фирменное наименование кооператива  должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

В уставе кооператива должны определяться фирменное наименование кооператива, место его нахождения, а также содержаться условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств кооператива; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

В уставе кооператива могут содержаться  другие необходимые для его деятельности сведения.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

 

Как и все иные юридические лица, производственный кооператив может  прекратить свое существование путем  реорганизации или ликвидации. Закон  о производственных кооперативах либо воспроизводит по этим вопросам нормы  ГК, либо отсылает к ним. Именно поэтому есть все основания утверждать, что нормы ГК, регулирующие прекращение деятельности юридических лиц, распространяются полностью на производственные кооперативы.

 

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается  завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после  внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

 

 

Решение задачи.

 

Проведите детальный анализ и дайте  оценку действий по созданию СПК, формированию его имущества, членского состава.

На общем собрании учредителей 14 апреля 1999 года было принято решение  о создании сельскохозяйственного  производственного кооператива (СПК) «Широковский». В составе учредителей 73 физических лица и директор общества с ограниченной ответственностью (ООО) им. Мичурина, которое по решению общего собрания участников ООО вошло в состав СПК в качестве ассоциированного члена.

На собрании были проведены обязательные паевые взносы для членов кооператива  в размере 100 руб., утверждена оценка взноса в виде права пользования  земельными долями в размере 300 руб.

Определен общий размер паевого  фонда – 794 тыс. руб., который был  предоставлен в натуре: производственные здания, оборудование, тракторы, транспортные средства, основное стадо, молодняк животных, корма, административное здание.

 

 

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в целях образования  кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:

подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической  деятельности кооператива, включающего  размер паевого фонда кооператива и источники его образования;

подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых  должно быть отражено согласие участвовать  в производственной либо иной хозяйственной  деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива;

подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.

Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных  расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива.

 Общее организационное собрание  членов кооператива:

принимает решение о приеме в  члены кооператива;

утверждает устав кооператива;

избирает органы управления кооперативом (правление кооператива и в установленных настоящим Федеральным законом случаях наблюдательный совет кооператива).

А также в соответствии со ст. 9 . Кооператив подлежит государственной  регистрации в порядке, установленном  законом о регистрации юридических лиц.

 Кооператив считается созданным  с момента его государственной  регистрации.

Количество членов кооператива  соответствует условиям ст. 5 закона.

 

 

Определите правовое положение  участников ООО им. Мичурина в связи  со вступлением его в СПК (судьбу их долей в имуществе ООО им. Мичурина).

 

Участники ООО им. Мичурина вошли в состав СПК в качестве ассоциированного члена - лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива.

В соответствии со ст. 18 закона «об обществе с ограниченной ответственностью» при увеличении уставного капитала общества в соответствии с настоящей статьей пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров их долей.

 

 

Определите судьбу и дальнейшие правовые действия в СПК в связи  с возможным банкротством ООО им. Мичурина.

 

28 июля 1999 года а арбитражный  суд поступило заявление от  областного отделения Пенсионного  фонда о признании несостоятельным  (банкротом) ООО им. Мичурина.

 

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Информация о работе Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов