Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 12:04, реферат
Сельское хозяйство играет огромную роль в экономике каждой страны. Это не просто налоги, продовольственная безопасность. Это и миллионы рабочих мест. Поэтому работа отрасли в целом должна быть регулируемой в каждой экономике: плановой или рыночной. При этом под регулированием следует понимать прежде всего не какие-либо ограничения, а стимулирование сельского хозяйства путем различных прямых и косвенных методов.
Развитые страны занимают господствующее положение в мировой экономике. Они производят 3/4 валового мирового продукта (ВМП) и используют основную часть ресурсов мира. В этих странах проживает менее 16% населения мира, которое тем не менее создает основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.
Введение……………………………………………………………………..3
Государственное регулирование сельского хозяйства развитых стран…5
Заключение………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………...14
Реферат
На тему: «Роль государства в развитии сельского хозяйства
Содержание
Введение…………………………………………………………
Государственное регулирование сельского хозяйства развитых стран…5
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...14
Введение
Сельское хозяйство
играет огромную роль в экономике
каждой страны. Это не просто налоги,
продовольственная
Развитые страны занимают
господствующее положение в мировой экономике.
Они производят 3/4 валового мирового продукта
(ВМП) и используют основную часть ресурсов
мира. В этих странах проживает менее 16%
населения мира, которое тем не менее создает
основную часть экономического и научно-технического
потенциала мира.
Влияние развитых стран на мировую экономику
огромно. Они определяют состояние экономики,
ее стратегию и характер изменений.
Все развитые страны за исключением Японии
являются западноевропейскими или производными
от Западной Европы. В эту небольшую группу
стран входят Австралия, Австрия, Бельгия,
Великобритания, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада,
Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия,
Норвегия, Португалия, США, Финляндия,
Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Во второй половине XX в. развитые страны
начали принципиальную перестройку своих
хозяйств, направленную на сохранение
и укрепление преимуществ в мировом хозяйстве.
Перестройка опиралась на воззрения Дж.М.КеЙнса,
согласно которым рыночная экономика
не может находиться в состоянии постоянного
роста без государственной поддержки.
Усиление роли государства в экономическом
развитии - важнейшее направление перестройки
национальных хозяйств, осуществляющейся
в тот период.
Одним из способов, с помощью которого
до сих пор устанавливаются государственные
приоритеты в экономике, служит планирование.
Его опыт позаимствован у бывшего СССР.
Но развитые страны не делают обязательными
показатели экономических планов. Государство
стимулирует их выполнение не директивными
(командными), а рыночными мерами. Взамен
предоставляются гарантированные заказы
и закупки, оказывается содействие в сбыте
продукции, переоснащении производства,
получении кредитов.
Государственное планирование экономики
- разработка государством заданий по
развитию экономики и указание путей их
выполнения.
Благодаря активной государственной позиции
развитые страны не только сохранили ведущие
места в мировой экономике, но и намного
опередили оставшийся мир.
Государственное регулирование сельского хозяйства развитых стран.
Государственное регулирование
сельского хозяйства за рубежом
- это сложный механизм, включающий
инструменты воздействия на доходы
фермеров, структуру
В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5 - 2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами - в США, Канаде, странах ЕС.[1]
При анализе роли государства в сельскохозяйственной отрасли следует смотреть на проблему многогранно. Имеется в виду, что во всех странах в той или иной мере присутствует государственное вмешательство в данную отрасль. Однако не каждое государство делает это эффективно. Цивилизованные страны стремятся обеспечить благосостояние своего народа, превратить продовольственный сектор в жизнеспособную и процветающую отрасль экономики, понимая, что продукты питания составляют первейшую потребность человека. От количества и качества потребляемых продуктов питания зависят здоровье нации и ее интеллект. Продолжительность жизни человека находится в прямой зависимости от количества потребляемых белков, в первую очередь, животного происхождения.[3]
В развитых странах имеет место значительный избыток предложений сельскохозяйственной продукции над спросом, что требует вмешательства государства в ценообразование с целью обеспечения более или менее стабильных цен, благоприятного режима торговли, налогообложения. Иначе колебания цен достигнут значительных размеров, что приведет к цикличности производства, кризису. Когда цены повышаются, то производство увеличивается, при снижении цен оно сокращается.[3]
Опыт ведущих стран мира подтвердил
неэффективность как
Важнейшая составляющая управления рыночной экономикой- эффективная ценовая политика государства с характерным сочетанием различных видов цен: свободных, регулируемых и устанавливаемых государством.
Государственное регулирование цен может носить судебный, законодательный, бюджетно-финансовый и административный характер. Используя эти рычаги управления, государство воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом и ее отдельных хозяйствующих субъектов. С помощью цен сглаживаются, как правило, циклические колебания процессов воспроизводства, что с учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры приобретает эффективный антикризисный и антимонопольный характер.
Прямое государственной
В США сейчас государством регулируется от 5 до 10 % цен, включая цены на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом США, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заме и получая выручку.
Аналогично регулируются цены в молочной промышленности, когда Конгресс США определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло. Сыр. Ели рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и направляет их беднякам, на бесплатные завтраки для школьников, на продовольственную помощь слаборазвитым странам.[5]
Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес существенные изменения в аграрную политику. В соответствии с этим законом были значительно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет. Наряду с этим министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень дополнительно на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами.[5]
Франция- одна из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен.
В настоящее время во Франции применяют прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, а также осуществляют наблюдение за ценами в условиях конкуренции. В настоящее время во Франции действует около 3 тысяч государственных контролеров по ценам.[5]
Положительный опыт государственного регулирования накоплен в Швеции. Государство Швеции, с учетом интересов фермеров, жестко регулирует закупочные цены на такие важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания, а также сельскохозяйственное сырье. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием относительно высокого гарантированного уровня цен, что закрепляется в переговорах между правительством и фермерами.[5]
Основным источником средств для субсидирования сельского хозяйства Швеции служат таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами на внутреннем рынке и ценами внешнего рынка. В Швеции, с учетом роста цен, один раз в год ведется индексация доходов населения.
Экономика Финляндии
опирается в основном на частную
собственность и свободное
Через министерство торговли осуществляются планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, сельскохозяйственную продукцию. Значительна роль государственного сектора в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения.
В Японии имеется особый правительственный орган- Бюро цен при Управлении экономического планирования. В его функции входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спросы и предложения. Государство регулирует цена на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20 % потребительских цен. В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивается сельское хозяйство Японии, основу которого составляют мелкие фирмы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Государство выступает монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых, эта поддержка создает искусственны климат для данной отрасли. [5]
Государственное воздействие на формирование цен в Дании весьма ограниченно и сводится главным образом к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей. Последние самостоятельно устанавливают цена на свою продукцию, исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.[5]
Процесс ценообразования на сельскохозяйственную продукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки в виде льготных кредитов молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, а также другим фермерам, предусматривающая предоставление государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем.
К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.[2]
Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах - уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию - с 8,5 до 47, животноводческую - с 20 до 28,5%.[2]
Общей основой ценообразования
в АПК зарубежных стран является
приведение в соответствие закупочных
цен на сельскохозяйственную продукцию
и общественно необходимых
Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии - 70, в России - лишь 3,5%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли.
Информация о работе Роль государства в развитии сельского хозяйства развитых стран