Социальная структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:00, доклад

Описание работы

При изучении социального поведения личности социологам приходится
сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых
невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и

Файлы: 1 файл

Соиология.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

                        Социальная структура личности

 

      При изучении  социального   поведения  личности  социологам  приходится

сталкиваться  с рядом сложных  теоретических  проблем,  без  решения  которых

невозможно  построить концепцию  личности,  отвечающую  научным  критериям  и

потребностям  современной  практики.  К  числу   таких   проблем   относится

социальная  структура личности.

      Структура любых  сложных   явлений,  а  к  ним,  безусловно,  относится

человеческая  личность,  представляет   собой   совокупность,   иерархию   и

определенное  взаимодействие различных элементов.  Любая  структура  обладает

определенной  устойчивостью и в то же время  подвержена  различным  изменениям

- прогресс и  регресс - вплоть до распада,  который  характеризуется  понятием

деструкции. Деструктивные  явления в структуре личности  приводят  к  разного

рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

      В первом приближении личность  может  рассматриваться  как   структурная

ценность  биогенных,  психогенных  и  социогенных  компонентов,   что   дает

основания  для  выделения  биологической,   психологической   и   социальной

структур  личности,  изучаемых  соответственно  биологией,   психологией   и

социологией  Биологическая  структура  личности  не   может,   конечно,   не

учитываться социологией,  ни  лишь  в  аспекте  деформации  этой  структуры,

поскольку  при  этом  нарушаются  нормальные  взаимодействия  между  людьми.

Больной или  увечный человек не может выполнять  всех  тех  функций,  которые

присущи здоровому  человеку  Больше  с  социальной  связана  психологическая

структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые  ее

устремления, память, способности и прочее. Здесь  важно  не  только  разного

рода  отклонения,  но  и   нормальное   психическое   поле,   сопровождающее

деятельность  индивида. Но социологическая структура  личности не  сводится  к

совокупности  психических, по сути дела, субъективных качеств.

      Следовательно, при определении  социальной  структуры  личности  нельзя

сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное  в  личности  -  ее

социальное  качество.

      Социологическая структура личности  включает совокупность объективных  и

субъективных  свойств индивида, возникающих и  функционирующих в процессе его

разнообразной деятельности, под влиянием  тех  общностей  и  объединений,  в

которые  входит  человек.  Отсюда   важнейшей   характеристикой   социальной

структуры личности является ее  деятельность  как  самостоятельность  и  как

взаимодействие  с  другими  людьми,  что   фиксируется   понятием   субъекта

деятельности. Анализ структуры личности без  анализа  форм  ее  деятельности

невозможен.

      Теория Фрейда выделяет три  части в психической структуре  личности:  Ид

("Оно"), Эго  ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

      Ид ("Оно") - источник энергии,  направленный на получение удовольствия.

При высвобождении  энергии  ослабляется  напряжение  и  личность  испытывает

чувство удовольствия "Оно" побуждает  нас  к  сексу,  а  также  осуществлять

такие  функции  организма,  как прием пищи  и   отправление   естественных

надобностей.

      Эго ("Я") контролирует поведение  человека, в какой-то  мере  напоминая

светофор,  помогающий  личности  ориентироваться  в  окружающем  мире.   Эго

руководствуется главным образом принципом реальности. Эго  регулирует  выбор

подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с  Ид.

Например, когда  Ид испытывает голод, Эго запрещает  нам  употреблять  в  пищу

автомобильные шины или  ядовитые  ягоды;  удовлетворение  нашего  побуждения

откладывается до момента выбора подходящей пищи.

      Суперэго   -   это   идеализированный   родитель,   оно   осуществляет

нравственную  или  оценочную  функцию.  Суперэго  регулирует   поведение   и

стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей,  а

в дальнейшем и  общества в целом.

      Эти три  компонента  активно   воздействуют  на  формирование  личности

ребенка.  Дети  должны   следовать   принципу   реальности,   ожидая,   пока

представится  подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они  должны

также  подчиняться  моральным  требованиям,   предъявляемым   родителями   и

собственным формирующимся  Суперэго. Эго несет ответственность  за  поступки,

поощряемые  или наказываемые Суперэго, в  связи  с  этим  человек  испытывает

чувство гордости или вины.

      Кроме того, если рассматривать  личность как систему, то можно  выделить

в ней две  основные подсистемы, или два мира личности:

- один - внутренний, мир сознания, скрытый от других  и зачастую  непонятный

   и неосознанно  " живущий " для самой личности;

- второй - деятельностный, открытый для людей,  позволяющий   им  не  только

   наблюдать  внешние проявления личности, но  и  проникать  в  ее  внутреннюю

   жизнь,  догадываться  о  том,  какие  страсти  и  их  борения  овладевают

   человеком.

   Внутренний  и внешний миры тесно связаны   между  собой.  Однако  в   каждом

конкретном  случае эта связь  оказывается  неоднозначной.  Одним  ее  полюсом

является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

- наоборот, их  совершенное несоответствие друг  другу, противостояние.

      Для социологии наиболее  значительным  является  осмысление  перехода,

превращение в  структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности.  Этот

процесс охватывает обе  разновидности  личностных  структур,  и  именно  его

следует считать "ядром" личности как системы.

      Начнем рассматривать внутренний  мир человека. Здесь и  потребности,  и

интересы,  и  цели,  и  мотивы,  и  ожидания,  и  ценностные  ориентации,  и

установки,   и   диспозиции.    Благодаря    их    взаимосвязи    существуют

внутриличностные  мотивационные и диспозиционные механизмы.

      Мотивационный механизм включает  в  себя  взаимодействие  потребностей,

ценностных  ориентации и интересов, конечным результатом которых является  их

преобразование  в  цель  личности.  Потребности  выступают  (применительно  к

личности) как  исходные  побудители  ее  деятельности,  отражая  объективные

условия существования  человека, являясь одной из наиболее важных форм  связи

личности  с  окружающим  миром.  Связь  эта  может   проявляться   в   форме

естественных (нужда  в еде, одежде, жилье и т.д.) и  социальных  (потребность

в различных  формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой  грани  между

ними нет, поскольку потребность в одежде,  жилье,  и  даже  еде  приобретают

социальную  "оболочку".  Особенно  это  характерно  для  периода  кризисного

развития общества

      Будучи осознанными, потребности  превращаются в интересы личности  В них

отражается  отношение человека к условиям жизни и деятельности,  определяющее

направленность  его действий. По сути дела, именно  интересы  в  значительной

мере обуславливают  мотивы  поведения  личности.  Они  оказываются  главными

причинами действий. "Ближайшее  рассмотрение  истории,  -  писал  Гегель,  -

убеждает нас  в том, что действия  людей  вытекают  из  их  потребностей,  их

страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

      Важный элемент внутренней структуры  личности и регулятор ее  поведения

-  ценностные  ориентации.   Они   отражают   направленность   личности   на

определенные  ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или  иным

из них. Поэтому  ценностные ориентации, так же как  и потребности и  интересы,

являются одним  из основных факторов,  регулирующих  мотивацию  деятельности.

Именно в  ценностных ориентациях, как в  чем-то  конкретном  и  определенном,

могут проявляться  интересы личности.

      Потребность и интересы, отражаясь  в сознании людей, преломляясь   через

ценностные  ориентации,  приводят  к  формированию   конкретных   внутренних

побудителей действия, которые принято называть  мотивами  деятельности.  Так

создается   механизм   мотивации,   который   предполагает   реализацию    в

целенаправленной  деятельности   личности.   Смысл   этой   деятельности   -

достижение  определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

      Другой  "внутри  личностный"  механизм   связан   с   "диспозиционной"

структурой  личности. Диспозиция личности  -  это  ее  предрасположенность  к

определенному поведению в конкретных  условиях,  возможность  сделать  выбор

деятельности. В известном смысле диспозиция - это  предшествующие  поведению

ориентации  личности. Сам механизм включает в  себя взаимодействие  мотивов  и

стимулов, приводящих  к  появлению  установок  личности.  Результатом  этого

взаимодействия  оказывается возникновение диспозиций.

      Что же означают названные  элементы структуры  личности?  Под  мотивами

принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние  непосредственные

побудители  к  деятельности,  в  которых  отражается   стремление   человека

удовлетворить свои потребности и интересы.  В  отличие  от  мотивов  стимулы

выступают как  внешние побудители к деятельности. Под  ними  обычно  понимают

многочисленные  факторы экономического, социального,  политического и иного

характера, действующие  в структуре среды личности.  Установки  -  это  общая

ориентация,  направленность  сознания  на  то  или  иное  явление  (процесс)

действительности.  Социальные  установки   -   один   из   наиболее   важных

регуляторов    социального     поведения     личности,     выражающий     ее

предрасположенность,   готовность   действовать   определенным   образом   в

отношении данного  объекта  Установки  характеризуют  отношение  личности  к

среде,  другим  людям.  Стало  быть,  установки  во   времена   предшествуют

деятельности, в  них  отражается  "нацеленность  на  тот  или  иной  вектор"

поведения. В  западной социологии установки принято  назвать "аттитюдами"  (со

времен У. Томаса и Ф.  Знанецкого,  которые ввели этот  термин  в широкий

научный  оборот  и  немало  сделали  для  его  изучения:  В  соответствии  с

разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией  саморегуляции  социального

поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший -  уровень

формирования  у  личности  концепции  жизни  и  ее  воплощения  в  ценностных

ориентациях. Другими  словами, на этом  уровне  диспозиции  регулируют  общую

направленность   поведения   интересов   личности.   На    среднем    уровне

саморегуляция  осуществляется  в  виде  формирования  обобщенной   установки

личности на социальные объекты. Что касается нижнего  уровня, то здесь  также

происходит  формирование  установок,  но  более  конкретного,  ситуационного

плана, связанного с  саморегуляцией  поведения  в  совершенно  определенных,

непосредственно  данных  условиях.   Внешне   наблюдаемые   поступки   людей

оставляют второй аспект деятельности  -  поведенческий,  в  котором  находят

непосредственное  конкретное  отражение  ценностные  ориентации,  установки,

диспозиции  личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой  внешне

наблюдаемой  деятельности.  Отметим,  что  иногда   структура   деятельности

отождествляется со структурой наблюдаемой  деятельности.  Такой  подход,  по

меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в  данном

случае противопоставляют  структуры сознания и поведения  личности, не  относя

первые к  структуре деятельности.

      Структура   деятельности   обусловлена   объективной    необходимостью

выполнения  тех или иных действия  для  воспроизводства,  функционирования  и

развития личности. Она детерминируется (на уровне  конкретной  личности)  ее

демографическим,   социальным,    профессиональным    положением,    местом,

занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду  структуру

в  ее  "внешнем"  выражении,  отметим,  что  она  может  выступать   и   как

своеобразная  типология деятельности личности.

      В  социально-философском  плане   и  на  уровне  общей  социологической

теории, в зависимости  от характера отношения личности  к  окружающему  миру,

деятельность  подразделяется на  материальную  и  духовную,  теоретическую  и

практическую.  Именно  в   этих   формах   происходит   освоение   личностью

окружающего мира.  Еще   одна   классификация   деятельности   может   быть

рассмотрена в  связи с отношением личности к  объективному ходу  исторического

процесса, при  этом выделяются прогрессивная и  реакционная,  революционная  и

контрреволюционная  деятельность.  Критерий  получения   нового   результата

является   основанием   для   выделения   творческой   или   воспроизводящей

Информация о работе Социальная структура личности