Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:00, доклад
При изучении социального поведения личности социологам приходится
сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых
невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и
Социальная структура личности
При изучении социального поведения личности социологам приходится
сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых
невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и
потребностям современной практики. К числу таких проблем относится
социальная структура личности.
Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и
определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает
определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям
- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием
деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного
рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.
В первом приближении личность может рассматриваться как структурная
ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает
основания для выделения биологической, психологической и социальной
структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и
социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не
учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры,
поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.
Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые
присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая
структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее
устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного
рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее
деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к
совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.
Следовательно, при
сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее
социальное качество.
Социологическая структура
субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его
разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в
которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как
взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта
деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности
невозможен.
Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид
("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")
Ид ("Оно") - источник энергии,
направленный на получение
При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает
чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять
такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных
надобностей.
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая
светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго
руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор
подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид.
Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу
автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения
откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет
нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и
стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а
в дальнейшем и общества в целом.
Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности
ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока
представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны
также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и
собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки,
поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает
чувство гордости или вины.
Кроме того, если рассматривать
личность как систему, то
в ней две основные подсистемы, или два мира личности:
- один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный
и неосознанно " живущий " для самой личности;
- второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только
наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю
жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают
человеком.
Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом
конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом
является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим
- наоборот, их
совершенное несоответствие
Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода,
превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот
процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его
следует считать "ядром" личности как системы.
Начнем рассматривать
интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и
установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют
внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.
Мотивационный механизм
ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их
преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к
личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные
условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи
личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме
естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность
в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между
ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают
социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного
развития общества
Будучи осознанными,
отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее
направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной
мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными
причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, -
убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их
страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".
Важный элемент внутренней
- ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на
определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным
из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы,
являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности.
Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном,
могут проявляться интересы личности.
Потребность и интересы, отражаясь
в сознании людей, преломляясь
ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних
побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так
создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в
целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности -
достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".
Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной"
структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к
определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор
деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению
ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и
стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого
взаимодействия
оказывается возникновение
Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами
принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные
побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека
удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы
выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают
многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного
характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая
ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс)
действительности. Социальные установки - один из наиболее важных
регуляторов социального поведения личности, выражающий ее
предрасположенность, готовность действовать определенным образом в
отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к
среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют
деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор"
поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со
времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий
научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с
разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального
поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень
формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных
ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую
направленность поведения интересов личности. На среднем уровне
саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки
личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также
происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного
плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных,
непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей
оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят
непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки,
диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне
наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности
отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по
меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном
случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя
первые к структуре деятельности.
Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью
выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и
развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее
демографическим, социальным, профессиональным положением, местом,
занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру
в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как
своеобразная типология деятельности личности.
В социально-философском
теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру,
деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и
практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью
окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть
рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического
процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и
контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата
является основанием для выделения творческой или воспроизводящей