Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:32, реферат
Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.
результаты реализации Концепции
Реализацию Концепции
На первом этапе (2009 - 2011 годы) будет
реализован комплекс первоочередных мер,
предусматривающих
Предполагается внести изменения
в Федеральный закон "О территориях
традиционного
Также будет оказана государственная
поддержка экономического и социального
развития малочисленных народов
Севера путем предоставления субсидий
за счет средств федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации.
В рамках государственной поддержки
планируется создать новые
Увеличение размеров субсидий за счет
средств федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации
на поддержку северного
роста качества жизни и благосостояния в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Одновременно в целях увеличения ресурсов охотничьих животных, повышения занятости местного населения и обеспечения продовольственной безопасности районов Крайнего Севера планируется проведение мер государственной поддержки по расселению овцебыков.
Будут разработаны и внедрены меры государственной поддержки сохранения традиционной народной культуры малочисленных народов Севера.
Предполагается реализовать
Предусматривается создать систему
государственного статистического
наблюдения, мониторинга и анализа
состояния малочисленных
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года будет проведен анализ динамики демографических показателей и показателей уровня жизни малочисленных народов Севера.
Задача сохранения и поддержки традиционного образа жизни малочисленных народов Севера является одной из приоритетных при реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года.
В результате реализации мероприятий
первого этапа будут созданы
нормативные правовые и экономические
условия для развития традиционного
природопользования, роста качества
жизни и улучшения
На втором этапе (2012 - 2015 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприятий по созданию условий для устойчивого развития малочисленных народов Севера.
Ожидается, что на втором этапе
в результате реализации мер государственного
стимулирования и поддержки произойдут
существенные изменения уровня качества
жизни малочисленных народов
Севера, их занятости в традиционных
видах хозяйственной
Предполагается создать
На основе осуществления модельных
проектов территорий традиционного
природопользования начнется формирование
сети территорий традиционного
В 2015 году будут подведены итоги проведения в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.
В результате реализации мероприятий второго этапа предполагается достигнуть положительных демографических тенденций среди большинства малочисленных народов Севера, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом суммарного коэффициента рождаемости, снижение смертности детей первого года жизни в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.
На третьем этапе (2016 - 2025 годы) будут
сформированы условия для устойчивого
развития малочисленных народов
Севера, в том числе включающие
эффективные механизмы
В результате реализации мероприятий третьего этапа к 2025 году предполагается достигнуть среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера, а также снизить смертность детей первого года жизни не менее чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом.
[Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Выпуск 9. 2009. С.157.]
Актуальность разработки эколого-правовых и социально-экономических проблем северных территорий России в последние годы приобретает особое значение в силу существующего и во многом прогрессирующего неблагоприятного экологического состояния этих территорий, которое является следствием крупномасштабного развития промышленного производства и добычи полезных ископаемых. Неравномерность хозяйственного освоения этих территорий, при которой значительная материковая часть северных территорий относится к территориям исконного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с очаговым характером интенсивного индустриального освоения является отличительной социально-экономической характеристикой северных регионов.
Нарушение
условий традиционного
Отсутствие
целостной политики государства
по отношению к северным территориям,
в том числе ущербное состояние
правового регулирования
В России,
как отмечают юристы, неоднократно
ставился вопрос о принятии подробного
и эффективного федерального закона
о хозяйственной деятельности в
Арктической зоне. На протяжении десятка
лет разрабатывались
Высказывались мнения о включении изменений и дополнений также и в акты экологического законодательства, в частности, отраслевые законы дополнить специальными главами, посвященными особенностям тех или иных правовых режимов хозяйственной деятельности в Арктической зоне, предусмотрев более строгие экологические требования к недропользованию, деятельности торгового и рыболовного флота и др. Так, в Законе РФ «О недрах» отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, что не может не беспокоить. Правительство, не особенно заботясь о создании национального богатства за счет развития экономики (промышленности, сельского хозяйства и др.), в огромных объемах разрешает добывать нефть, газ и другие ресурсы недр для продажи за рубежом. В последние годы государственный бюджет до 35% формировался за счет продажи этих богатств природы. Такое положение вещей, очевидно, не отвечает общественным интересам, особенно интересам будущих поколений. Если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов недр, то будущие поколения будут их лишены [Бринчук М.М. Экологическое право. М. 2009. С. 174.]. Это напрямую касается коренных малочисленных народов северных территорий России. И не только их будущего, но и настоящего.
В частности,
в ряде положений Основ отмечено,
с одной стороны, что национальные
интересы Российской Федерации в
Арктике заключаются в
Однако очевидны и проблемы, которые могут возникнуть при реализации этой политики: в первую очередь, это трудности нахождения гармонического баланса между экономическими интересами государства и экологическим благополучием северных территорий и коренных народов, их населяющих. Этим обстоятельством объясняется и затяжка в определении границ территорий традиционного природопользования. И пока они не зафиксированы юридически, весьма иллюзорна и возможность сохранения среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Если говорить о коренных малочисленных народах, то для них это очень острый вопрос – изменение ресурсной базы, возможностей миграции, принципов использования биологических ресурсов. Меняется численность, пути миграции животных, то есть структура охотно-промыслового хозяйства, меняются условия для выпаса северных оленей, а это – осуществление традиционной деятельности.
Пассивная
реакция федеральной власти на существующие
проблемы подтолкнула некоторые
северные регионы к выработке
собственных концепций и
Естественно,
круг вопросов и проблем не исчерпывается
вышесказанным. Как уже неоднократно
нами подчеркивалось, остается открытым
главный вопрос - о создании самих
территорий традиционного
Информация о работе Современное состояние малочисленных народов Севера