Структура аграрного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

АПК — это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции
В состав АПК входят следующие основные сферы: 1) производство средств производства для сельского хозяйства и его производственного обслуживания; 2) собственно сельское хозяйство; 3) сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции. (рис 1)

Файлы: 1 файл

КУрсовая микроэкономика 1.docx

— 209.93 Кб (Скачать файл)

Главная социально-экономическая  функция агропромышленного комплекса - обеспечение продовольственной  безопасности - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при  минимальных затратах труда и  средств производства

Федеральный закон «О продовольственной  безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как  состояние экономики, при котором  обеспечивается продовольственная  независимость страны и гарантируется  доступность продовольствия для  всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для  обеспечения продовольственной  безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором

Для выполнения основной функции  перед АПК стоят следующие  цели функционирования:

1.Достижение устойчивого  роста сельскохозяйственного производства;

2.Решение продовольственной  проблемы страны и приближение  уровня потребления продуктов  питания к научно обоснованным  нормам;

3.удовлетворение спроса  населения на непродовольственные  товары из сельскохозяйственного  сырья;

4. перестройка агропромышленного  производства на преимущественно  интенсивную форму развития, обеспечение  опережающего роста производства  конечной продукции;

5.улучшение использования  ресурсного потенциала и повышение  на этой основе эффективности  производства;

6.изменение структуры  внешнеторгового оборота в целях  постепенного превращения страны  в экспортера продовольственной  продукции .

 

Пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса в  России

Можно выделить три основные долгосрочные цели аграрнопродовольственной политики страны:

1. Экономический рост и повышение эффективности аграрно-продовольственной сферы как одной из важнейших структурообразующих отраслей национальной экономики;

2. Повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения;

3. Повышение уровня доступности продовольствия и продовольственного снабжения населения страны.

Указанные цели могут вступать в  противоречие друг с другом. Так, повышение  продовольственного обеспечения населения  может потребовать снижения или  сохранения на низком уровне импортных  и введения экспортных тарифов на продовольствие (что особенно важно  в стране с низкими доходами на душу населения, как Россия). А это  противоречит задаче защиты доходов  отечественного сельскохозяйственного  производителя и росту внутреннего  производства.

В рамках достижения одной стратегической цели также могут также иметь  место противоречия. Так, многие отрасли  отечественной пищевой промышленности заинтересованы в низких импортных  тарифах на продовольственное сырье  и введении экспортных тарифов на продукцию сельского хозяйства, а сельское хозяйство, напротив, заинтересовано в высоких импортных тарифах  на сельскохозяйственное сырье и  отсутствии или минимальных экспортных тарифах на собственную продукцию.

Поэтому позиция государства неизбежно  сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.

Меры внутренней аграрно-продовольственной  политики должны быть направлены на поиски и использование таких путей  повышения эффективности аграрно-продовольственной  системы, которые не вступали бы в  прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО. Речь идет о постепенном  переходе от нынешних условий фрагментарных (“неполных”) аграрных рынков к созданию полноценных рыночных институтов и  систем. Среди таких мер (“резервов”) внутренней аграрно-продовольственной  политики можно отметить:

-Создание системы кредитования отрасли.

За годы реформ в стране так и  не создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо этого действует множество  фрагментарных полугосударственных - получастных дорогостоящих и низкоэффективных программ на федеральном и, особенно, региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции сбывается в рамках бартерных схем. Система кредитования должна строиться на создании комфортных условий для кредитования сельского хозяйства частными банками и сельскими кредитными кооперативами, с чёткими и прозрачными схемами господдержки.

Реструктуризация  сельскохозяйственных предприятий.

В результате первичной приватизации аграрного сектора в России появился еще один новый, уникальный для мировой  экономики, тип “виртуальных ферм” (многие хозяйства являются дочерними  компаниями или арендуют имущество  у предприятий - банкротов, при этом основное средство производства - земля - отделена от других фермерских активов  и находится в собственности  десятков и сотен индивидуальных владельцев). Разумеется, осуществление  инвестиций в такого рода “виртуальные фермы” крайне затруднено.

Решение проблемы земли и задолженности  аграрного сектора.

Задолженность отечественного аграрного сектора  в настоящее время достигла 185 млрд. руб. Это примерно соответствует  официальному объему (как представляется, заниженному) годовых продаж хозяйств. Отметим, что в США общая задолженность  ферм также примерно соответствует  общему объему годовых продаж ферм. Но в России основную массу составляет просроченная краткосрочная задолженность  и соответствующие штрафы и пени. А в США доля просроченной задолженности  исключительно низка и около  половины задолженности является долгосрочной под залог земли и недвижимости. Это, среди прочего, указывает на кардинальное значение наличия рынка (“оборота”) земли и недвижимости для эффективного развития сельскохозяйственного  сектора.15

В качестве промежуточного этапа решения  этой исключительно сложной проблемы можно было бы задействовать долгосрочную аренду и возможность оборота  сельскохозяйственных земель через  ее залог. Обе меры нуждаются в  детальном законодательном и  правоприменительном обеспечении. Без введения механизмов оборота  сельскохозяйственной земли и включения  ее в качестве интегральной составляющей фермерских активов невозможно существенно  повысить конкурентоспособность и  инвестиционную привлекательность  отечественного аграрного сектора.

Резко понизить налоги на производство и  переработку продуктов, оставив  лишь небольшие налоги в целях  учёта и статистики.

Это позволит перейти к достоверной  системе учета. Нынешняя система  статистического учета (тесно связанная  с задачами сбора налогов) провоцирует  массовые искажения (занижение показателей) отчетности. Необходимо перейти к  системе сельскохозяйственного  учета и отчетности, соответствующей  особенностям отечественных сельскохозяйственных предприятий (крупные размеры, большое количество собственников и занятых).

Отдельной задачей является создание государственной  системы рыночной информации. От отсутствия такой системы страдают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители, которые становятся объектом картельного сговора крупных  торговых компаний. (Целесообразно было бы рассмотреть вопрос о запуске отечественного проекта системы космического слежения за сельскохозяйственными посевами в мире. В стране имеются высококвалифицированные специалисты и накоплен значительный опыт. В настоящее время монополию на этом перспективном высокотехнологичном рынке держит США)16.

Изменение направлений и характера бюджетной  поддержки сельского хозяйства.

За  последнее десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств


Информация о работе Структура аграрного сектора