Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 11:41, реферат
АПК — это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции
В состав АПК входят следующие основные сферы: 1) производство средств производства для сельского хозяйства и его производственного обслуживания; 2) собственно сельское хозяйство; 3) сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции. (рис 1)
Главная социально-экономическая
функция агропромышленного
Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором
Для выполнения основной функции перед АПК стоят следующие цели функционирования:
1.Достижение устойчивого
роста сельскохозяйственного
2.Решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
3.удовлетворение спроса
населения на
4. перестройка агропромышленного
производства на
5.улучшение использования
ресурсного потенциала и
6.изменение структуры
внешнеторгового оборота в
Пути совершенствования
Можно выделить три основные долгосрочные цели аграрнопродовольственной политики страны:
1. Экономический рост и повышение эффективности аграрно-продовольственной сферы как одной из важнейших структурообразующих отраслей национальной экономики;
2. Повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения;
3. Повышение уровня доступности продовольствия и продовольственного снабжения населения страны.
Указанные цели могут вступать в
противоречие друг с другом. Так, повышение
продовольственного обеспечения населения
может потребовать снижения или
сохранения на низком уровне импортных
и введения экспортных тарифов на
продовольствие (что особенно важно
в стране с низкими доходами на
душу населения, как Россия). А это
противоречит задаче защиты доходов
отечественного сельскохозяйственного
производителя и росту
В рамках достижения одной стратегической
цели также могут также иметь
место противоречия. Так, многие отрасли
отечественной пищевой
Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.
Меры внутренней аграрно-продовольственной
политики должны быть направлены на поиски
и использование таких путей
повышения эффективности
-Создание системы кредитования отрасли.
За годы реформ в стране так и
не создана рыночная система кредитования
сельскохозяйственных производителей.
Вместо этого действует множество
фрагментарных
Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий.
В результате первичной приватизации аграрного сектора в России появился еще один новый, уникальный для мировой экономики, тип “виртуальных ферм” (многие хозяйства являются дочерними компаниями или арендуют имущество у предприятий - банкротов, при этом основное средство производства - земля - отделена от других фермерских активов и находится в собственности десятков и сотен индивидуальных владельцев). Разумеется, осуществление инвестиций в такого рода “виртуальные фермы” крайне затруднено.
Решение проблемы земли и задолженности аграрного сектора.
Задолженность
отечественного аграрного сектора
в настоящее время достигла 185
млрд. руб. Это примерно соответствует
официальному объему (как представляется,
заниженному) годовых продаж хозяйств.
Отметим, что в США общая задолженность
ферм также примерно соответствует
общему объему годовых продаж ферм.
Но в России основную массу составляет
просроченная краткосрочная задолженность
и соответствующие штрафы и пени.
А в США доля просроченной задолженности
исключительно низка и около
половины задолженности является долгосрочной
под залог земли и
В
качестве промежуточного этапа решения
этой исключительно сложной проблемы
можно было бы задействовать долгосрочную
аренду и возможность оборота
сельскохозяйственных земель через
ее залог. Обе меры нуждаются в
детальном законодательном и
правоприменительном
Резко понизить налоги на производство и переработку продуктов, оставив лишь небольшие налоги в целях учёта и статистики.
Это
позволит перейти к достоверной
системе учета. Нынешняя система
статистического учета (тесно связанная
с задачами сбора налогов) провоцирует
массовые искажения (занижение показателей)
отчетности. Необходимо перейти к
системе сельскохозяйственного
учета и отчетности, соответствующей
особенностям отечественных
Отдельной
задачей является создание государственной
системы рыночной информации. От отсутствия
такой системы страдают, прежде всего,
отечественные
Изменение
направлений и характера
За последнее десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств