Внутренняя поддержка сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:46, доклад

Описание работы

Сельское хозяйство в мировой экономике – одна из самых закрытых протекционизмом отраслей. Сельскохозяйственные товаропроизводители в силу специфических условий производства сельскохозяйственной продукции не могут поддерживать рентабельность, которая обеспечивается предприятиями промышленности и сферы услуг. В этой связи поддержка государства в той или иной форме является необходимым элементом агропродовольственной политики стран

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

Сельское хозяйство в  мировой экономике – одна из самых  закрытых протекционизмом отраслей. Сельскохозяйственные товаропроизводители  в силу специфических условий  производства сельскохозяйственной продукции  не могут поддерживать рентабельность, которая обеспечивается предприятиями  промышленности и сферы услуг. В  этой связи поддержка государства  в той или иной форме является необходимым элементом агропродовольственной  политики стран. Внутренняя поддержка  сельхозпроизводителей разделяется  на три типа, получивших название «корзин», в зависимости от степени искажающего  воздействия на торговлю: желтая, зеленая  и голубая. В “зеленую” корзину входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, в частности: совершенствование инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, маркетинг и продвижение на рынок, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы помощи отдельным отнесенным к неблагоприятным для сельского хозяйства регионам, внутренняя продовольственная помощь, программы страхования урожая, содействие структурным изменениям. Меры “зеленой” корзины могут применяться без ограничений. Эффективность этих мер в долгосрочной перспективе, по мнению аграрных экономистов, ничуть не меньше, чем прямые субсидии. “Голубая” корзина включает в себя меры, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. Он означает прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем выведения земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращения занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки и не включаются в Агрегированный показатель поддержки.    Меры “янтарной” корзины оказывают искажающее воздействие на торговлю. По правилам ВТО, субсидии, оказывающие искажающее воздействие на торговлю продукцией сельского хозяйства, подлежат сокращению. К “янтарной” корзине относятся, в частности: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, льготы на транспортировку и списание долгов, компенсация затрат на ГСМ и электричество. Обязательства по объемам “янтарной” корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки .                                                                                          В настоящее время США и ЕС являются крупнейшими в мире производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции и основными конкурентами на мировом рынке. На их долю приходится более половины мирового экспорта продукции аграрного сектора. Для США и ЕС характерен высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства. Ежегодные расходы стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) на сельское хозяйство составляют десятки миллиардов долларов США. Только на ЕС, США и Японию приходится 90% от объема субсидий всех участников ВТО, а уровень господдержки составляет 35–40% от стоимости продукции, производимой аграрным сектором. Это обеспечивает им привилегированное положение на мировом продовольственном рынке и стимулирует демпинг. Система государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в зарубежных странах реализуются сельскохозяйственными законами (США), а также программами развития на определенный период (Канада, ЕС, Австралия, Китай), в странах ЕС - на основе единой сельскохозяйственной политики (ЕСП).

ЕС

При экспорте продукции для  компенсации разницы между ценами мирового рынка и рынка ЕС применяются  экспортные субсидии, которые устанавливаются  как разница между внутренней и мировой ценами. Таможенное регулирование осуществляется протекционистскими мерами так, чтобы импортные товары не могли быть проданы внутри стран ЕС ниже цен внутреннего рынка. Хотя Уругвайские соглашения по сельскому хозяйству в рамках ВТО требуют более широкого доступа к рынку ЕС, на практике он остается весьма ограниченным. Импортные тарифы в среднем составляют   30 % по всем сельскохозяйственным товарам с множеством мегатарифов (сверх 100 %) по отдельным видам продукции. ЕС субсидирует экспорт произведенной отечественной сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. На долю ЕС приходится около 90 % всех мировых сельскохозяйственных экспортных субсидий. Важной составляющей ЕСП в ЕС являются прямые платежи фермерам (например, на одно животное, на гектар посевов и т. д.), которые в настоящее время составляют приблизительно около 35 % от всех поступлений производителей и даже чуть больше от чистой прибыли. Прямые платежи также полагаются тем производителям зерна, семян масличных и белковых культур и другой продукции, которые сократили посевные площади на основе введенных квот. Это связано с тем, что сельскохозяйственный рынок ЕС функционирует в условиях перепроизводства, поэтому по определенным видам продукции существуют специальные режимы, в рамках которых осуществляется поддержка или административное ограничение. Реализация перечисленных мер ЕСП обеспечила мощные стимулы для инвестирования в сельское хозяйство ЕС, что в свою очередь привело к существенному повышению производительности труда и конкурентоспособности аграрного сектора. ЕС – один из крупнейших в мире чистых экспортеров зерна, сахара, говядины, свинины, птицы и молочных продуктов.

Новая стратегическая программа  развития сельского хозяйства ЕС на 2007–2013 гг. определяет следующие  ключевые области регулирования  и поддержки агросектора.

1. Повышение конкурентоспособности  сельского хозяйства. Для решения этой задачи члены ЕС должны сосредоточить усилия в следующих направлениях: реструктуризация и модернизация аграрного сектора ; поддержка интеграции и агропродовольственных связей; обеспечение доступа к научно-техническим достижениям и поддержка их внедрения; обеспечение доступа к информации и внедрение информационных технологий; поддержка производства новой продукции сельского хозяйства и лесного хозяйства; поддержка кооперации производителей и др.

2. Защита окружающей среды  в сельской местности. Государственная поддержка в этой области должна сосредоточиться на внедрении энергосберегающих технологий; сохранении водных, почвенных и лесных ресурсов; снижении вредного воздействия аграрного сектора на климат и др.

3. Улучшение качества  жизни в сельских областях и стимулирование несельскохозяйственной занятости. Направлениями государственной поддержки являются развитие малого бизнеса и ремесел в сельских районах; обустройство и содержание ландшафтов; развитие образования для нужд разнообразной сельской экономики; модернизация сельской инфраструктуры; создание условий для инновационного использования возобновляемых энергетических источников, получаемых из продуктов сельского хозяйства и др.

Государства–члены ЕС должны разработать в рамках этой программы собственные планы развития сельского хозяйства и определить направления регулирования и финансовой поддержки аграрного сектора.

 

 

 

 

США.

Меры государственной  поддержки сельского хозяйства в США, как и в ЕС, основаны на инструментах ценовой поддержки и прямых платежей с сопутствующими программами, которые закрепляются в Законе о фермерстве,принимаемом конгрессом США каждые 5–7 лет.

Прямые платежи выплачиваются  фермерам исходя из «исторического урожая» в установленной области и посевных площадей и не зависят от рыночных цен. В 2005 г. прямые платежи фермерам составили в среднем 17 944 дол. США, это 39,4 % чистого дохода фермеров, получивших платежи. Противоциклические платежи производителям определенных видов продукции (пшеница, рис, хлопок, семена масличных культур, арахисы и др.) дополнительно выплачиваются всякий раз, когда эффективная цена меньше, чем целевая. Целевая цена установлена в соответствии с законодательством; эффективная цена складывается из прямых платежей и из рыночных цен или из цен программы товарных ссуд, если они окажутся выше рыночных. Противоциклические платежи рассчитываются как разница между целевой и эффективной ценами.

Программы помощи при стихийных  бедствиях и неблагоприятной  рыночной конъюнктуре призваны обеспечить прямые платежи производителям, чтобы частично возместить финансовые потери из-за плохой погоды, стихийных бедствий, либо напряженной экономической ситуации. Программа страхования урожая и дохода производителей разнообразных зерновых культур по субсидированным нормам предполагает компенсации при потерях урожая и дохода, если они окажутся ниже среднего значения. Ценовое регулирование в США – один из важных инструментов поддержки сельского хозяйства, хотя акцент постепенно смещается в пользу прямых платежей. Регулирование цен обеспечивается через программы товарных ссуд, правительственные закупки, импортные тарифы и экспортные субсидии.

Большинство направлений  современного регулирования сельского хозяйства в США связаны с вопросами безопасности, включая безопасность продуктов питания и охрану окружающей среды. МСХ США обеспечивает безопасность мяса, включая мясо птицы, и яиц, а также регулирует вопросы здоровья животных и гуманного обращения с ними. Управление продовольствия и медикаментов Министерства здравоохранения и социальных услуг США обеспечивает безопасность всех остальных продуктов питания. Агентство по охране окружающей среды регулирует использование средств сельскохозяйственной химии, а также биотехнологий в защите растения. Многие из программ направлены на охрану и сбережение почвенных и водных ресурсов, в рамках которых фермерам полагаются выплаты за вывод земель из сельскохозяйственного оборота в экологических целях.

Еще одно важное направление  государственной аграрной политики охватывает сельскую инфраструктуру, особенно транспорт. Федеральное правительство США занимается строительством и текущим ремонтом шоссейной системы, связывающей фермы с основными магистралями. Стоит также упомянуть такие инфраструктурные инициативы МСХ США, как поддержка электрификации и телефонизации сельской местности, начатой еще в  1940 гг., включающей создание сельских кооперативов по снабжению электроэнергией. Кооперативы создаются по Закону Каппера–Волстеда от 1922 г. и выводятся из-под монопольного законодательства. Фермеры имеют возможность объединять силы в создании предприятий по переработке, сбыту и снабжению ресурсами, что обусловливает их лучшее функционирование.

Таким образом, системы государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства схожи в ЕС и США.

Аграрный сектор ЕС активнее защищается от импорта, интенсивно поддерживает экспорт сельхозпродукции, больше расходуется средств на поддержание цен, тогда как в США большая роль отводится прямым платежам.

 

В рамках вступления России в ВТО Основной задачей российского  Правительства является структурирование мер внутренней поддержки, оказывающих  искажающее воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Приоритетным, является сокращение мер поддержки  “янтарной” корзины на фоне постоянного  увеличения мер “зеленой” корзины. Освоение инструментария «зеленой»  корзины во многом может явиться  ключом к успеху отрасли на внешнем  и внутреннем рынках.

Пример: Возможность использования санитарных и фитосанитарных мер (СФМ) в качестве барьеров для защиты рынка. Формально это запрещено Соглашением по СФМ. Тем не менее, Европейский Союз эффективно использует “высокие” санитарные стандарты для ограничения доступа импортной продукции. Россия переняла опыт Европейской Комиссии в части, касающейся курятины. Целесообразно также будет рассмотреть санитарную политику ЕС по другим видам мяса . Например, для ограничения импорта свинины ЕС применяет тотальный запрет на использование стимулятора роста рактопамина. Для того чтобы получить право экспортировать свою продукцию в Европу, свинофермы должны неукоснительно следовать детальным инструкциям производства “свинины без рактопамина”. Конечно, далеко не все готовы брать на себя сопутствующие управленческие и экономические издержки. Вообще же, европейский рынок свинины фактически закрыт более 20 лет. При этом для его защиты ЕС использует сочетание тарифных квот и СФМ. Применение последних приводит к тому, что квоты никогда не заполняются. Тарифные квоты являются скорее дополнительным элементом контроля, а также служат для распределения эксклюзивных объемов ввоза США и Канаде. Приведенный материал показывает, что меры “зеленой корзины” могут быть основой субсидирования сельского хозяйства после вступления в ВТО.


Информация о работе Внутренняя поддержка сельского хозяйства