Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 08:41, реферат
История социально-экономического картографирования изучает основные факты, этапы и закономерности в развитии картографии как отрасли практической деятельности и науки. Это развитие определяется, прежде всего, потребностями материальной жизни общества. Поэтому его нельзя понять и объяснить в отрыве от конкретных общественных условий, вне процесса развития производительных сил и производственных отношений.
Изучение истории социально-экономического картографирования позволяет понять её современное положение и задачи, яснее видеть перспективы её последующего развития.
Изучение истории социально-экономической картографии позволяет понять её современное положение и задачи, яснее видеть перспективы её последующего развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Российская империя в 1815-1917 гг……………………………………………4
2.Развитие в СССР экономического картографирования………………………9
2.1.Дореформенный период……………………………………………………..10
2.2Пореформенный период……………………………………………………..13
2.3Советский период…………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский государственный
Географический факультет
Кафедра социально-
экономичсекой географии
Реферат
История развития социально-экономического картографирования.
Выполнила студентка 4 курса
Группы ГРФ1/2-08
Чухланцева Анастасия
Проверила:
к.г.н. доцент Т.В.Субботина
Пермь 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Российская империя в 1815-1917 гг……………………………………………4
2.Развитие в СССР
экономического
2.1.Дореформенный период………………
2.2Пореформенный период…………………
2.3Советский период……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
История социально-экономического
картографирования изучает
Изучение истории социально-
Изучение истории социально-
Российская империя в 1815-1917 гг.
Картографирование хозяйства.
Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве вызывало необходимость более глубокого изучения народного хозяйства. С этой целью в середине XIX в. начинают издаваться обзорные экономические карты и атласы. Создаются первые экономические карты отдельных губерний (Санкт-Петербургской, Московской, Ярославской и др.). Первой опубликованной в России экономической картой была “Карта промышленности Европейской России с показанием фабрик, заводов и промыслов, административных мест по мануфактурной части, главнейших ярмарок, водяных и сухопутных сообщений, портов, маяков, таможен, главнейших пристаней, карантинов и пр. 1842 года”.
Значительным картографическим произведением является “Хозяйственно-статистический атлас Европейской России из 16 карт”, составленный и изданный в 1851 г. Министерством государственных имуществ, выдержавший четыре издания - 1851, 1852, 1857 и 1869 гг. Это был первый в нашей стране экономический атлас, посвященный сельскому хозяйству. Он включал первые тематические карты (почвенные, климатические, сельскохозяйственные). В атласе и его текстовой части сделана попытка обобщить основные черты и направления развития сельского хозяйства России 50-х гг. XIX в.
Несомненный интерес представляет собой рукописный “Статистический атлас”, составленный в Министерстве внутренних дел под руководством Н. А. Милютина в 1850 г. Атлас состоит из 35 карт и картограмм, отражающих самые разнообразные социально-экономические параметры. Он, по-видимому, составлялся параллельно с “Хозяйственно-статистическим атласом” 1851 г. и дает по сравнению с ним много новых сведений.
Крупным достижением отечественной картографии было издание в 1872 г. составленной в Центральном Статистическом комитете “Карты важнейших отраслей производительности Европейской России” (около 1:2 500 000). Изданию этого труда способствовало улучшение организации статистического дела в России, связанное с образованием в 1863 г. Центрального статистического комитета, возглавленного знаменитым русским географом, вице-председателем Императорского Русского географического общества П. П. Семёновым-Тян-Шанским. Материалы, собранные за восемь лет существования Центрального статистического комитета, а также различные источники других ведомств позволили создать карту, многогранно и достоверно характеризующую хозяйство пореформенной России. Карта явилась прекрасным справочным пособием и ценным материалом для научных исследований. Отличаясь полнотой содержания, выразительностью и оригинальностью способов картографирования, она является замечательным памятником истории российской картографии и историческим источником, не потерявшим своего значения вплоть до настоящего времени.
Первым капитальным атласом промышленности стал “Статистический атлас главнейших отраслей фабрично-заводской промышленности Европейской России” Д. А. Тимирязева (1869-1873). В тоже время издавались карты горнодобывающей промышленности (Урала, Нерчинского округа и др.), карты размещения сахарной промышленности, сельского хозяйства и др., транспортно-экономические картосхемы грузопотоков по железнодорожным и водным путям.
Одним из лучших произведений российской социально-экономической картографии начала XX в. является “Торгово-промышленная карта Европейской России” В. П. Семёнова-Тян-Шанского масштаба 1:1 680 000 (1911). Эта карта представила синтез экономических характеристик множества центров и районов.
Следует остановиться еще на одном выдающемся картографическом произведении, созданном Департаментом земледелия Главного управления земледелия и землеустройства перед Первой мировой войной. Это - альбом-атлас “Сельскохозяйственный промысел в России” (1914), представляющий свод статистических карт сельского хозяйства страны. Этот альбом интересен как опыт своего рода “картографической пропаганды” потенциальных возможностей земледельческого хозяйства в России для привлечения из-за границы новых капиталовложений.
Картографирование населения.
П. И. Кеппен организовал систематический сбор статистических данных о числе, национальном составе и этнографических особенностях населения России. Итогом работ П. И. Кеппена явилась “Этнографическая карта Европейской России” в масштабе 75 верст в дюйме (1:3 150 000), выдержавшая три издания (1851, 1853 и 1855). В 1875 г. была опубликована новая большая этнографическая карта Европейской России в масштабе 60 верст в дюйме (1:2 520 000), составленная известным русским этнографом, генерал-лейтенантом А. Ф. Риттихом. На парижской международной географической выставке карта получила медаль 1-го класса. Были изданы этнографические карты Кавказского края масштаба 1:1 080 000 (А. Ф. Риттих, 1875), Азиатской России (М. И. Венюков), Царства Польского (1871), Закавказья (1895) и др.
Среди других тематических картографических произведений следует назвать первую карту плотности населения европейской России, составленную Н. А. Милютиным (1851), “Генеральную карту всей Российской империи с означением степени населенности” А. Ракинта масштаба 1:21 000 000 (1866), включавшую и Аляску.
Комплексные исследования и картографирование.
В 1850-1853 гг. Полицейское ведомство выпустило атласы Санкт-Петербурга (составитель Н.И. Цылов) и Москвы (составитель А. Хотев).
В 1897 г. ученик В. В. Докучаева
Г. И. Танфильев опубликовал райониро
В 1899 г. вышел в свет первый в мире Национальный атлас Финляндии, входившей в состав Российской империи, но имевшей статус автономного Великого княжества Финляндского. В 1910 г. появилось второе издание этого атласа.
Наивысшим достижением дореволюционной тематической картографии был капитальный “Атлас Азиатской России”, изданный в 1914 г. Переселенческим управлением, с приложением обширного и богато иллюстрированного текста в трех томах. В атласе отражена экономическая обстановка и условия сельскохозяйственного освоения территории для нужд Переселенческого управления. Интересно отметить, что это издание впервые включало обстоятельный обзор истории картографирования Азиатской России, написанный молодым военно-морским офицером, впоследствии известным историком картографии Л. С. Багровым. В содержании карт и сопроводительного текста атласа отражены результаты большого труда различных организаций и отдельных русских ученых. В Атласе впервые дан обширный набор экономических карт по Азиатской России. Центральный его раздел составляют карты, на которых фонами разного цвета показана общая картина землевладения и землепользования, в которой отображены итоги десятилетней деятельности Переселенческого управления по обустройству переселенцев.
Помещена специальная карта, посвященная распределению населения Азиатской России по вероисповеданиям. Городам посвящены три карты, на которых отображена их людность, рост бюджета и задолженность. На картограммах по сельскому хозяйству показан удельный вес в полеводстве разных культур и относительное количество основных видов скота. На отдельной карте отмечены месторождения полезных ископаемых. Специальные карты атласа посвящены путям сообщения, почтовым учреждениям и телеграфным линиям, имевшим, конечно, для малонаселенной Азиатской России чрезвычайное значение.
Итак, к началу Первой мировой войны Россия пришла имея картографию, обеспечивавшую запросы обороны, народного хозяйства, науки и просвещения страны, на уровне, вполне отвечавшем ее роли великой евроазиатской державы своего времени. Российская империя к началу Первой мировой войны обладала обширнейшими территориями, отображенными, в частности на общей карте государства, изданной картографическим заведением А. А. Ильина в 1915 г.
Развитие в нашей стране экономической географии и экономической
картографии шло в органической взаимной
связи. Их вызвали к жизни одни и те же
практические требования, связанные с
развитием всего народного хозяйства
и ростом различий в специализации разных
районов страны, с развитием транспорта
и ростом внутреннего рынка.
Одной из необходимых предпосылок для
составления экономических карт и атласов
является наличие карт общегеографических,
используемых в качестве основного картоматериала.
В этом отношении большое значение имело
издание еще в 1745 г. «Атласа Российского»,
составленного «старанием и трудами»
Академии наук. В начале XIX в. создается
так называемая «столистовая» карта Европейской
России (масштаб 1:840000). Позднее составляются
на ту же территорию известная «десятиверстка»
(1:420000) и карты более крупных масштабов.
Из числа наиболее выдающихся мелкомасштабных
карт следует отметить гипсометрическую
карту Европейской России (1:2520000), составленную
в 80-х годах одним из крупнейших русских
картографов А. А. Тилло.
Огромные работы по созданию наиболее
точных карт разных масштабов на всю территорию
нашей страны были проведены после Великой
Октябрьской социалистической революции.
Крупнейшими картографическими работами
последнего времени являются карты всего
СССР в масштабах 1:2500000, 1:1000000 1:300000, 1:100000
и др.
Кроме того, для создания экономических
карт необходимо наличие статистических
материалов. В дореформенной России статистический
учет был очень несовершенным, рассредоточенным
по ряду ведомств, неточным и далеко не
полным. В пореформенный период происходит
в этом отношении некоторое улучшение,
что стимулировалось развитием капиталистических
отношений. В 1863 г. организуется Центральный
статистический комитет, который возглавил
выдающийся географ П. П. Семенов-Тян-Шанский,
много потрудившийся в налаживании государственной
статистики. Однако подлинно научная статистика
была у нас организована только в советское
время.
Ниже мы остановимся на основных этапах
развития в нашей стране экономического
картографирования, отмечая главнейшие
труды в этой области и тех географов,
которые внесли в это дело наиболее значительный
вклад.
Дореформенный период.
Кое-какие экономико-географические данные
можно встретить еще на самых старинных
русских картах. Это были сведения о местонахождении
некоторых полезных ископаемых и об их
разработке, о зверобойных и других промыслах,
о путях сообщения. Отмечались надписями
также места обитания различных народностей.
В конце XVII в. появляются карты, в содержании
которых главное значение имели те или
иные элементы экономики. Сохранились,
например, карты района Соликамска с изображением
соляных заводов и промыслов. Известна
сводная карта размещения разных народностей
в Сибири и прилегающих областях, составленная
в 1672 г. и включенная потом в атлас С. У.
Ремезоза «Чертежная книга... Всей Сибири
и городов и земель».
Начиная со второй четверти XVIII в. в связи
с развитием на Урале и к востоку от него
горнозаводского дела составляются в
большом числе карты размещения горных
заводов и рудников. Это было нужно и для
государственного надзора за деятельностью
горнопромышленников и для самих заводчиков.
Рукописные горнозаводские карты вполне
можно назвать экономическими картами,
поскольку в их содержании главная роль
принадлежит промышленным предприятиям.
Немало составлялось в XVIII в. и других экономических
карт: крупномасштабных карт землевладения
и землепользования, на которых отображались
и сельскохозяйственные угодья, а также
специальных карт корабельных и прочих
лесов, карт с данными о местах обитания
разных народностей на окраинах России
и в других странах. Карты эти охватывали
большей частью сравнительно небольшие
территории.
В атласах того времени специальных экономических
карт не помещалось. Выдающийся русский
картограф первой трети XVIII в. И. К. Кирилов
впервые задумал включить в состав подготавливаемого
им большого атласа России экономические
в исторические карты, но ранняя смерть
не позволила ему осуществить эти намерения.
Большой труд в развитие отечественной
картографии вложил М. В. Ломоносов. Он
интересовался, в частности, и составлением
специальных экономических карт, введя
в употребление самый термин «экономическая
ландкарта».
Рукописные экономические карты составлялись
и в начале XIX в., но до издания их дело не
доходило. Содержание карт в это время
заметно усложняется, уточняется рисовка
географических контуров, улучшается
качество оформления.
Издание специальных экономических карт
начинается в России в самом конце 30-х
годов прошлого века. К этому времени ее
народное хозяйство уже значительно развилось
и усложнилось в связи с ростом капиталистических
отношений внутри феодально-крепостнического
строя. По мере развития торгово-промышленной
деятельности в России, роста общественного
разделения труда и развития порайонной
специализации хозяйства возникает массовая
потребность в экономических картах разного
содержания. Такие карты становятся необходимыми
и для справочных целей, и для научных
исследований, и для учебных занятий.
Первая большая общеэкономическая карта
была издана в 1842 г. министерством финансов.
О ее содержании говорится уже в самом
ее названии: «Карта промышленности Европейской
России с показанием фабрик, заводов и
промыслов, административных мест по мануфактурной
части, главнейших ярмарок, водяных и сухопутных
сообщений, портов, маяков, таможен, главнейших
пристаней, карантинов и пр.» (масштаб
1:2940000). Кроме того, на карте этой дается
разделение территории на «полосы»: лесную,
промышленную (с выделением подрайонов
мануфактурной и горнозаводской промышленности),
черноземную, или земледельческую, и пастбищную.
Карта отличается полнотой содержания,
выразительностью обозначений и хорошим
оформлением. В соответствии с издательской
техникой того времени, черный контур
отпечатан, а вся раскраска исполнена
от руки акварелью. Более известно второе
издание этой карты (1853) с некоторыми добавлениями,
сделанными П. Крюковым.
Особый интерес представляет изданный
в 1851 г. выдающийся по своему содержанию
«Хозяйственно-статистический атлас Европейской
России». Атлас этот был составлен
департаментом сельского хозяйства, что
и определило его содержание. Впервые
на географических картах было показано
в сводном и легко обозримом виде размещение
и развитие важнейших отраслей сельского
хозяйства России. Издание атласа было
встречено всеобщим одобрением.
Параллельно с составлением этого атласа
в министерстве внутренних дел был подготовлен
под руководством Н. А. Милютина другой
«Статистический атлас», оставшийся в
рукописном виде.
И в учебных атласах постепенно начинают
появляться экономические карты, хотя
и не в достаточно удачном виде. Примерами
могут служить «Всеобщий атлас» Н. Кирова
(1846) и «Учебный атлас всеобщей географии»
Ю. Симашко (1858 г. и позднее).
Опыты экономического районирования России
сопровождались иногда картами с границами
выделяемых районов. Издавались экономические
карты и по отдельным губерниям.
Большая работа была проведена П. И. Кёппеном,
впервые составившим большую «Этнографическую
карту Европейской России». Если раньше
о расселении в России разных народностей
приходилось судить только приблизительно
по раскинутым на картах надписям, то на
этой карте были точно выделены даже самые
мелкие ареалы распространения каждой
народности. Карта Кёппена была издана
в 1851 г. Русским географическим обществом
и затем долгое время использовалась в
качестве единственного источника при
составлении этнографических карт разного
назначения.
Пореформенный период
Реформы 60-х годов дали значительный толчок
капиталистическому развитию России.
Быстрее стало расти промышленное производство,
усилилась специализация сельского хозяйства,
расширилась внутренняя и внешняя торговля,
усилился рост общественного разделения
труда.
Развитие и усложнение экономики России
повысили спрос на экономические карты
разного назначения. Их тематика расширяется
и разнообразится, совершенствуются и
самые способы картографирования. Этому
развитию экономического картографирования
способствовала организация статистического
учета в разных отраслях экономики, хотя
статистика того времени была еще далека
от совершенства и не обеспечивала достаточной
точности, полноты и однородности цифровых
материалов.
Первым крупным картографическим произведением
пореформенного периода и очень характерным
для него по своему содержанию явился
«Статистический атлас главнейших отраслей
фабрично-заводской промышленности Европейской
России» в трех выпусках (1869—1873), составленный
известным статистиком Д. А. Тимирязевым.
На картах атласа, сопровождаемых статистическими
таблицами, отображена сравнительная
степень развития разных отраслей промышленности
по губерниям и уездам, а кроме того, масштабными
значками, пропорционально сумме валовой
продукции, обозначены все основные центры
соответствующих производств. Здесь впервые
был применен принцип абсолютно-ступенчатой
масштабности значков.
Выходит четвертое и последнее издание
«Хозяйственно-статистического атласа
Европейской России» (1869), кардинально
переработанного по новым материалам
И. И. Вильсоном.
Затем картоиздательством А. А. Ильина
выпускается «Опыт статистического атласа
Европейской России» (1874), в котором есть
карты и по промышленности и по сельскому
хозяйству.
Новым и вполне оригинальным произведением
русской картографии был первый транспортно-экономический
атлас, составленный И. С. Блиохом и названный
так: «Графические таблицы к влиянию железных
дорог на экономическое состояние России»
(Варшава, 1876). В атласе несколько десятков
многокрасочных картосхем, большинство
из которых отображает методом масштабных
полос («эпюр грузонапряженности») движение
по русским железным дорогам и внутренним
водным путям отдельных видов грузов или
их групп.
Методика картографирования грузопотоков
полосками разной ширины, пропорционально
количеству перевозимых за год грузов,
была разработана и впервые применена
в России. Таким методом была составлена
И. Ф. Борковским картосхема «Торговое
движение между С.-Петербургом и Астраханью
по Волжсхо-Мариинскому водному пути»
(1874) . Начиная с конца 70-х годов министерством
путей сообщения ежегодно издавались
сводные картосхемы густоты движения
грузов по железным дорогам и внутренним
водным путям сообщения России.
Выдающейся работой Центрального статистического
комитета, возглавлявшегося П. П. Семеновым-Тян-Шанским,
была "Карта важнейших отраслей производительности
Европейской России" (1872), изданная в
масштабе 1:2520000. Карта богата по содержанию,
красочно и выразительно оформлена. Ярко
вырисовываются лесные массивы и распространение
основной хлебопроизводительной полосы,
области скотоводства. На карте обозначены
и торгово-промышленные центры, и места
разработки полезных ископаемых, и ареалы
разведения технических культур. Железные
дороги выразительно показаны красными,
а водные магистрали синими линиями разной
толщины в соответствии с их значением
в грузовых перевозках.
В уменьшенном и значительно упрощенном
виде карта эта включалась в атласы разных
наименований, издававшиеся картоиздательским
заведением Ильина.
Тематика экономических карт, издававшихся
в пореформенный период, была очень разнообразна.
Были карты, иллюстрировавшие опыты экономического
районирования России. Другие карты посвящались
географическому размещению разных отраслей
промышленности. Встречается много транспортно-зкономических
карт, а также карт по вопросам торговли.
Неособенно много было составлено карт
сельскохозяйственной тематики как по
Европейской России в целом, так и по отдельным
губерниям. В частности, ежегодно публиковались
с картографическими иллюстрациями сведения
об урожайности полевых культур. Подавляющее
большинство сельскохозяйственных, да
и других экономических карт, составлялось
в то время способом картограммы.
Немало было издано и демографических
карт. Первой сводной работой, отображающей
различия в плотности населения на территории
всей России, явилась «Генеральная карта
всей Российской империи с означением
степени населенности» (1866), составленная
Ракинтом, в ряде атласов и в статистических
сборниках помещались картограммы плотности
населения; города иногда выделялись масштабными
значками, пропорциональными числу жителей.
Особый интерес представляют этнографические
карты, создававшиеся по отдельным частям
России, по всей стране в целом и по смежным
территориям со славянским населением.
Новая большая «Этнографическая карта
Европейской России» (1875 г., масштаб I :
2 520 000) была составлена А. Ф. Риттихом. По
сравнению с картой Кёппена эта карта
отличается большей подробностью, точностью
и полнотой (добавлена этнографическая
характеристика Кавказа и польских губерний,
чего на прежней карте не было). М. И. Венюковым
была составлена менее детальная (по ориентировочным
данным) «Этнографическая карта Азиатской
России» (1872).
Из экономических атласов надо еще отметить
«Лесохозяйственный статистический атлас
Европейской России» (1873), «Учебный атлас
России» И. Поддубного (1884), «Атлас по отечествоведению»
Н. Н. Торнау (часть II, 1906), «Финансово-статистический
атлас России» П. А. Антропова (1898), «Статистический
атлас путей сообщения России к началу
XX века» (1902). Много экономических карт
встречается в «Подробном атласе Российской
империи с планами главнейших городов»,
изданном А. А. Ильиным в 14 выпусках (1886—1893),
в "Учебном географическом атласе по
программе коммерческих, промышленных
и общеобразовательных учебных заведений"
(1904) и в ряде других атласов разного назначения.
Наивысшего развития достигла экономическая
картография дореволюционной России накануне
мировой войны 1914 г. Именно в этом году
вышли из печати два больших атласа, а
незадолго до этого (1911) — замечательная
общеэкономическая карта Европейской
России, заслуживающая особого внимания.
Составлению этой карты предшествовала
многолетняя исследовательская работа,
которой руководил В. П. Семенов-Тян-Шанский.
В основу были положены первичные статистические
материалы по промысловому обложению
— отдельные карточки по каждому промышленному
и торговому предприятию с данными о размерах
годового оборота, о прибылях и налогах.
В результате были составлены 13 больших
томов текста и «Торгово-промышленная
карта Европейской России» в масштабе
1 : 1 680 000.
Главное содержание карты — экономические
районы, выделенные на основании особенностей
как промышленного, так и сельскохозяйственного
(выраженного через показатели торговых
отношений) развития, характеризуемые
по преобладающему типу хозяйства с учетом
его специализации и относительных размеров
торгово-промышленного оборота, в расчете
на одного человека населения. Таких районов
выделено было в Европейской России 1065,
которые затем были сведены (на дополнительной
карте-врезке) в 75 групп и наконец в 12 «торгово-промышленных
полос». Кроме того, на карте нанесено
масштабными кружками соответственно
объему торгово-промышленного оборота
до 7 тыс. отдельных населенных пунктов,
с характеристикой их по развитию тех
же промышленных или торговых типов.
Карта В. П. Семенова-Тян-Шанского была
потом переработана А. И. Воейковым, который
значительно уменьшил масштаб и соответственно
упростил содержание. В таком виде она
была издана за границей, где получила
высокую оценку.
Укажем еще два атласа, из которых один
посвящен всесторонней характеристике
Азиатской России, другой — сельскому
хозяйству всей России. "Атлас Азиатской
России", изданный переселенческим
управлением, имеет в своем составе и общегеографические
и специальные карты, в частности экономические
(в том числе подробные карты землепользования
по губерниям и областям). Вместе с обширным
сопроводительным текстом атлас представляет
собой первый опыт сводной и подробной
географической характеристики Азиатской
России, подытоживающий работы по ее изучению.
Одним из ведущих работников по изданию
атласа был М. А. Цветков.
Атлас-альбом «Сельскохозяйственный промысел
в России» содержит многочисленные узкоотраслевые
картограммы по земледелию. Наряду с отображением
размещения отдельных культур и порайонных
различий в их урожайности в атласе показываются
различные агротехнические и просветительные
мероприятия, направленные к прогрессу
сельского хозяйства. При издании атласа
ставилась цель отобразить не столько
достигнутый уровень сельскохозяйственного
производства, сколько широкие возможности
для его развития в дальнейшем, причем
имелось в виду привлечение капиталов
из-за границы; характерно, что весь сопроводительный
текст дан параллельно на русском и французском
языках. Атлас этот отличается тщательностью
технического исполнения и высоким качеством
издания.
Советский период.
В новых социально-экономических
условиях, созданных в результате
победы Великой Октябрьской социалисти
Руководящая роль по организации в нашей
стране картографического дела принадлежала
В. И. Ленину, еще в марте 1919 г. подписавшему
декрет об учреждении Высшего геодезического
управления. Особое внимание уделял Ленин
созданию специальных экономических и
исторических карт. В своих руководящих
указаниях при разработке государственного
плана электрификации России Ленин говорил
о необходимости приложить к нему «примерную
карту России с центрами и кругами», что
показывало бы охват страны сетью будущих
электростанций. На основании этого указания
была затем составлена «Схематическая
карта электрификации России» (1920), приложенная
к докладу ГОЭЛРО VIII съезду Советов РСФСР.
Ленин считал необходимым включить карту
электрификации в состав подготавливаемого
по его инициативе учебного атласа России.
Лениным было также дано распоряжение
о составлении всемирного географического
учебного атласа. В него должны были войти
особые «карты империализма», о содержании
которых мы узнаем из письма к Павловичу.
В частности, на картах требовалось отобразить
«краткую статистику колоний и полуколоний»,
показать финансовые зависимости стран
капиталистического мира и их борьбу за
главные источники стратегического сырья.
В. И. Ленин считал, что атлас правильно
отобразит мир эпохи империализма и его
контраст с миром победившего социализма
только тогда, если атлас будет полным,
если наряду с политическими и физическими
картами в нем будут даны экономические
и исторические карты.
Известны и другие высказывания Ленина
о составлении экономических карт разного
содержания и назначения. Для советских
экономико-географов и картографов все
такого рода указания В. И. Ленина имеют
руководящее методологическое значение.
Из ранних картографических работ советского
времени следует отметить два больших
произведения, широко задуманных, но не
вполне законченных. Это атлас «Природа
и хозяйство России» (1923), в составе которого
много отраслевых экономических карт,
в частности, седьмой выпуск атласа содержит
картограммы по животноводству, составленные
Н. П. Никитиным, причем уровень развития
животноводства сопоставляется с дореволюционным.
Второе произведение - «Дазиметрическая
карта Европейской России», выпускавшаяся
отдельными листами масштаба 1:420000; всего
вышло 46 листов (1922—1925). Размещение населения
показывалось по методу, разработанному
В. П. Семеновым-Тян-Шанским: на фоне почти
незаселенных или вовсе пустых пространств
выделялись пятна сгущения населения
с характеристикой их по различиям в плотности.
В годы индустриализации издаются две
большие карты промышленности по Европейской
и Азиатской частям СССР (1927—1929). Тогда
же начинается работа по созданию монументального
«Атласа промышленности СССР», состоящего
из пяти выпусков (1929—1931). Распределение
разных отраслей промышленности по единицам
административно-
Во второй половине 20-х годов появляется
очень много различных экономических
карт. Карты издавались как в Москве, так
и в других местах Советского Союза. Из
местных изданий выделяется «Географiчний
атлас Украiни», отпечатанный в Киеве (1928).
Из многочисленных карт сельскохозяйственной
тематики оообый интерес представляет
"Карта земледелия СССР" (1926), составленная
под руководством Н. И. Вавилова точечным
способом (каждая точка означает одну
тысячу гектаров посевной площади).
Возобновляется ежегодное издание картосхем
густоты движения грузов по железнодорожным
и внутренним водным путям СССР. По ряду
районов СССР были изданы карты грузонапряженности
автогужевых дорог.
Издавались и различные демографические
карты. Большой точностью и красочностью
выделяется «Обзорная карта плотности
населения СССР» (1929), составленная В. А.
Каменецким под редакцией Н. Н. Баранского
и Н. Н. Колосовского по материалам переписи
1926 г. Из этнографических карт отметим
«Этнографическую карту Сибири» (1927) и
«Этнографическую карту республик и областей
Средней Азии» (Ташкент, 1928).
В первом издании Большой Советской Энциклопедии,
а также и в Малой помещено много экономических
карт обзорно-справочного назначения.
По мере издания томов совершенствовались
основные типы этих карт, что сыграло существенную
роль в развитии советской экономической
картографии.
В годы первой пятилетки массовыми тиражами
издавались агитационно-пропагандистские
карты, популяризировавшие грандиозные
задачи социалистического переустройства
всего народного хозяйства Советского
Союза. Издавались и разные другие экономические
карты, как отдельными тиражами, так и
в книгах.
Как ни много издавалось экономических
карт, но еще больше их оставалось в рукописном
виде. Рукописные карты составлялись для
внутренних нужд различных учреждений
и организаций, для научных и оперативно-хозяйственных
целей, для учебных занятий и пропагандистской
работы. Для общего развития экономической
картографии это имело определенное значение,
хотя бы потому, что рукописные картоматериалы
нередко привлекались при подготовке
карт, предназначенных к печати.
Широкий размах повсеместно в СССР практических
работ по составлению разнообразнейших
экономических карт настоятельно требовал
научного обобщения накопленного опыта
и организации теоретических исследований
в этой области. Надо была определить важнейшие
задачи, стоящие на пути развития советского
экономического картографирования, усовершенствовать
и разработать новые типы экономических
карт, внести ясность в методику их составления,
повысить точность и качество оформления.
Эта работа особенно интенсивно развернулась
в годы первой пятилетки.
Ведущая роль в развитии советской экономической
картографии, как самостоятельной отрасли
картографической науки, принадлежит
Н. Н. Баранскому, внесшему методологические
основания в экономическое картографирование
и поставившему его на научно-теоретическую
базу. Среди ряда научных трудов Н. Н. Баранского
в этой области особенное значение имеет
созданный им в 1932 г. специальный курс
«Экономическая картография», представляющий
ценность не только для учебных целей,
но и для практических работ по составлению
новых экономических карт.
В результате научно-теоретических исследований,
проводившихся в Москве, Ленинграде и
некоторых других городах, советская экономическая
картография поднялась на более высокую
качественную ступень. В годы второй пятилетки
издается несколько больших атласов с
экономическими картами и ряд других крупных
картографических произведений, отличающихся
глубоким и разносторонним содержанием,
методической выдержанностью, выразительным
оформлением. Широко развертываются работы
по созданию «Большого советского атласа
мира».
Первым и очень характерным для этого
времени произведением явился «Атлас
Московской области» (1933), составленный
под руководством В. А. Каменецкого и Н.
Н. Баранского. Карты атласа дают полную
и всестороннюю характеристику природы,
народного хозяйства и культуры Московской
области. Богатство содержания экономических
карт атласа сочетается с разнообразием
способов картографирования. Атлас явился
как бы новой вехой на пути развития советской
экономической картографии и еще до сих
пор представляет интерес в методическом
отношении.
Большую ценность представляет и другой
районный атлас, разработанный Ленинградским
географо-экономическим научно-исследовательским
институтом — «Атлас Ленинградской области
и Карельской АССР» (1934). Местными издательствами
были выпущены экономические атласы ряда
других областей.
В атласе «Промышленность СССР на начало
второй пятилетки» (1934) с большой наглядностью
показаны достижения в индустриализации
страны. Размещение отраслей промышленности
здесь отображено не статистическими
способами, как было в атласе 1929 г., а масштабными
значками.
Специальный интерес представляет «Атлас
энергетических ресурсов СССР» (1934).
В двух частях сборника «Растениеводство
СССР» (1933) имеется набор точечных карт
размещения как общих посевных площадей,
так и посевов отдельных культур.
По ряду районов нашей страны были изданы
многокрасочные общеэкономические карты
большого формата: карты Новосибирской
области и Алтайского края, Кировской
области, Северной области и Коми АССР,
Башкирской АССР, союзных республик Закавказья
и ряда других районов.
Выдающимся событием в развитии советской
картографии явилось издание «Большого
советского атласа мира» (1937), над созданием
которого трудился специально организованный
научно-издательский институт. Атлас носит
комплексный характер, имея в своем составе
политические, физико-географические
и экономические карты. В первой части
1-го тома помещены мировые карты, во второй
— карты СССР. Сопоставление экономических
карт этих двух частей ярко показывает
«контраст между миром загнивающего и
умирающего капитализма и миром победившего
социализма». Карты СССР всесторонне отображают
наши достижения к двадцатилетию Великой
Октябрьской социалистической революции
в развитии и социалистической перестройке
всего народного хозяйства страны, в изучении
природы, в развитии науки и культуры.
Экономические карты занимают в атласе
около половины его объема. Этот большой
удельный вес экономических карт вполне
соответствует тому значению, какое им
придавал В. И. Ленин. В порядке реализации
методологических указаний Ленина о «картах
империализма», в «Большой советский атлас
мира» включены карты финансовой зависимости
стран капиталистического мира, карты
рынков сбыта и рынков сырья, особая мировая
карта путей сообщения с отображением
финансовой принадлежности железных дорог
и морских пароходных линий.
Особенно выразительны в атласе экономические
карты Советского Союза. Сопоставление
карт промышленности на 1913 г. и на 1935 г.
ярко показывает достигнутые успехи в
области индустриализации, продвижение
промышленности в национальные окраины,
где раньше ее не было, возникновение многочисленных
новых центров тяжелой индустрии, рост
старых промышленных центров. Выразительная
карта электрификации отображает перевыполнение
ленинского плана ГОЭЛРО и дальнейшее
строительство электростанций. Точечные
карты посевных площадей показывают не
только их географическое размещение,
но и продвижение за советские годы в новые
районы. Социалистическая реконструкция
сельского хозяйства отображена на картах
коллективизации и тракторизации, размещения
машинно-тракторных станций и совхозов.
На картах путей сообщения отображено
транспортное строительство.
При составлении карт атласа удачно использованы
разнообразные способы экономического
картографирования, а также их комбинирование,
применительно к специфическим особенностям
изображаемых объектов. В этом отношении
атлас может служить своего рода учебным
пособием. При составлении карт атласа
проводилась большая научно-исследовательская
и экспериментальная работа. Издание «Большого
советского атласа мира» оказало существенное
влияние на дальнейшее развитие экономической
картографии.
Великая Отечественная война внесла резкие
изменения в жизнь нашей страны. Издание
экономических карт на долгое время прекратилось.
Но после победоносного окончания войны
вновь открылись широкие перспективы
как для научно-теоретических, так и для
практических работ в области составления
экономических карт.
В послевоенные годы наиболее значительные
работы по экономическому картографированию
велись Центральным научно-исследовательским
институтом геодезии, аэросъемки и картографии
под руководством М. И. Никишова. Основное
внимание было обращено на обеспечение
картами преподавания экономической географии
в средней школе. В «Географический атлас
СССР» с 1951 г. были включены наряду с физическими
картами также и экономические. Затем
был создан «Географический атлас зарубежных
стран» (1955). С учебно-методической точки
зрения большим достоинством этого атласа
является параллельное размещение на
каждом развороте одномасштабных физической
и экономической карт.
Кроме атласов, для средней школы было
издано несколько серий стенных экономических
карт: отраслевые карты по СССР, общеэкономические
карты его отдельных районов, карты зарубежных
стран. Номенклатура и содержание этих
стенных карт в основном соответствуют
аналогичным картам учебных атласов.
Ценным пособием для школьных преподавателей
и студентов явился «Географический атлас
для учителей средней школы» (1954), в котором
помещено много экономических карт по
СССР, странам народной демократии и капиталистическим
странам.
Грандиозные задачи, поставленные XX съездом
КПСС в области развития социалистического
народного хозяйства Советского Союза,
открывают новые широкие перспективы
и для экономической картографии. Решение
вопросов правильного размещения в стране
производительных сил тесно связано с
составлением разного рода экономических
карт. Этого же требует изучение вопросов
экономики, на что обращено большое внимание.
Экономические карты необходимы и для
планирования, и для оперативно-хозяйственных
целей, и для учебных занятий, и для научной
работы, и для всякого рода справок. В таких
картах нуждаются самые широкие массы
населения СССР.
Информация о работе История развития социально-экономического картографирования