Какие требования предъявляются к чертежным перьям, кистям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Чертежное перо широко применяется в землеустроительном черчении. Только им можно вычертить наиболее сложные по форме и малые по размеру условные знаки, надписи, трудные участки рельефа, исправить дефекты линий, проведенных другими инструментами. Во всех случаях успех работы зависит от качества пера и умения безукоризненно владеть им, т.е. вычерчивать от руки штрихи, из которых составляются все перечисленные элементы карты или плана.

Содержание работы

1. Какие требования предъявляются к чертежным перьям, кистям.- - - - - - стр. 3
2. 1. Картографические шрифты. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 5
2.2 . Основные требования к картографическим шрифтам. - - - - - - - - - - - -стр. 6
2.3. Признаки и классификация шрифтов. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.7
2.4. Общие правила построения шрифтов. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.12
2.5 .Топографический полужирный шрифт.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.15
2.6. Курсивные шрифты.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.17
2.7. Остовный курсив. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.18
2.8. Состав элементов шрифта и его особенности. - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.19
2.9. Картографический курсив. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.20
3. Список используемой литературы. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.23

Файлы: 1 файл

Топографическое Черчение.docx

— 216.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

1. Какие требования предъявляются к чертежным перьям, кистям.- - - - - - стр. 3

2. 1. Картографические шрифты. - - - - - - - -  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 5

2.2 . Основные требования к картографическим шрифтам. - - - - - - - - - - - -стр. 6

2.3. Признаки и классификация шрифтов. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.7

2.4. Общие правила построения шрифтов. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.12

2.5 .Топографический полужирный шрифт.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.15

2.6. Курсивные шрифты.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.17

2.7. Остовный курсив. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.18

2.8. Состав элементов шрифта и его особенности. - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.19

2.9. Картографический курсив. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.20

3. Список используемой литературы.  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Какие требования предъявляются  к чертежным перьям, кистям.

 

     Чертежное перо широко применяется в землеустроительном черчении. Только им можно вычертить наиболее сложные по форме и малые по размеру условные знаки, надписи, трудные участки рельефа, исправить дефекты линий, проведенных другими инструментами. Во всех случаях успех работы зависит от качества пера и умения безукоризненно владеть им, т.е. вычерчивать от руки штрихи, из которых составляются все перечисленные элементы карты или плана.

     Изготавливаются чертежные перья из высокосортной стали под номерами 2350, 291, 290, 44 и 41. Перо вставляют в чертежную ручку, которая может быть изготовлена из дерева или пластмассы с металлической вставкой для пера. Качество чертежного пера проверяют путем внимательного внешнего осмотра. Исправное перо должно быть хорошо отшлифовано, рабочий конец его должен иметь остро-овальную форму, расчеп пера должен совпадать с направлением

его оси и  делить конец на две симметричные половинки, плотно

прилегающие одна к другой на всем протяжении.

      Чертежное перо может иметь следующие дефекты: расщепление пера, разная длина створок, раздвоение пера, разная форма створок. Раздвоение створок пера устраняется следующим образом: перо вставляют в чертежную ручку, кладут его на ровную поверхность и концом карандаша надавливают на створки пера с одновременным приподниманием чертежной ручки вверх и сдвиганием карандаша к концу пера. Расщепление пера устраняется путем подгиба одной из его створок до тех пор, пока обе створки не будут находиться в одной плоскости. Неодинаковая длина и разная форма створок пера устраняются путем заточки.

      Заточку чертежного пера начинают с выравнивания концовего створок. Для этого перо вставляют в чертежную ручку, ставят ее перпендикулярно к плоскости бруска и водят концами пера по бруску без большого нажима вправо и влево пока концы створок не станут ровными по длине. Затем приступают к стачиванию боковых сторон створок пера. Для этого в разрез створок вставляют тонкий, но плотный кусочек бумаги. Затем перо одной из створок кладут на брусок или мелкозернистую наждачную бумагу и выполняют заточку

при легком нажиме движениями по длине пера. Заточив  одну створку, таким же образом затачивают и вторую створку пера. При стачивании боковых сторон створок пера необходимо учитывать, что нормальная ширина каждой створки должна быть близка к 0,15 мм.

     Вычерчивание тонкого (0,1 мм) отрезка производится не одним приемом, как в каллиграфии, а постепенным наращиванием, которое выполняется следующим образом: легким движением пера (карандаша) сверху вниз (на себя) проводят штрих длиной около 0,5 мм; каждый последующий штрих перекрывает предыдущий примерно на 1/2 – 1/3 длины. Чем короче штрихи, тем ровнее, без «елочек», получится линия. Это упражнение «наращивание штриха на себя» требует длительной тренировки для получения хорошей, ровной и одинаково «налитой» линии. При этом длина штрихов может быть

доведена  до 2 – 4 мм. Все движения должны быть медленными и плавными,

нажим –  очень легким.

        Особенно важно научиться точно перекрывать предыдущий штрих последующим, не отклоняться от вертикальной оси штриха и правильно держать перо, касаясь бумаги обеими створками одновременно, без чего невозможно хорошее качество изображения.

       При вычерчивании «от руки» ручку держат в 3 – 4 см от пера. Тушь набирают только на спинку пера и не больше, чем от конца до выреза. Ручку с пером кладут на средний палец, поддерживая ее большим и слегка прижимая к ним полусогнутым указательным пальцем. При работе обе руки кладут с локтями на стол. Кисть правой руки опирается на мизинец и ребро ладони. Левой рукой придерживают чертеж. Перед сменой туши перо ополаскивают в воде и, перевернув выпуклой стороной вниз, вытирают о мягкую влажную тряпочку. Пробуют перо на такой же бумаге, на какой предстоит чертить.

Хорошее перо должно давать сочные и налитые линии  толщиной 0,1мм.

      Закончив вычерчивание отрезка, исправляют скальпелем и пером все узелки и неровности и только после этого переходят к вычерчиванию следующего отрезка. Таким же способом, но с одновременным утолщением,

вычерчивают отрезки толщиной 0,2 мм. Отрезки толщиной 0,3 и 0,4 мм получают, вычерчивая сначала волосной штрих (отрезок), а затем утолщая его сверху вниз с одной из сторон. Отрезки толщиной от 0,5 до 0,9 мм начинают с вычерчивания волосного отрезка. Его верхнюю часть утолщают до заданного размера в правую или левую сторону и проводят второй волосной отрезок

параллельно первому. Промежуток между этими  отрезками заливают тушью.

       Во всех случаях толщину отрезка намечают и контролируют по шкале толщин. Для тренировки пальцев и кисти рук, перед началом работы

чертежным пером  рекомендуется уделять несколько  минут выполнению указанных выше приемов на отдельном листе бумаги.

 

2.1. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ

      

       Шрифт — (от нем. schreiben — писать)  графическая форма букв и цифр. Шрифты, употребляемые на картах, называются картографическими.

    Картографические шрифты применяются для оформления географических, в том числе  топографических, карт и планов.  Ими выполняют  различные надписи  в пределах площади  карты  и так называемое зарамочное оформление. Подписывают имена собственные географических объектов: населенных пунктов, реки, озера, болота, горные хребты и т. д., сами названия объектов: озеро, урочище, пастбище; указываются численные характеристики: отметки высот, глубины болот, водоемов, высот леса, кустарника, грузоподъемность мостов и др. Часто буквы алфавита и цифры выполняют функцию условных знаков. За рамками карты  помещают текстовые надписи: год издания, гриф, номенклатура, масштаб, система высот.

     Надписи на  топографических картах и планах  помогают детально изучать их содержание и уверенно ориентироваться на местности при работе с картой. Все надписи на картах и планах выполняются с помощью различных картографических шрифтов. Число используемых шрифтов для карт разных масштабов различно. Например, для оформления карт масштаба 1:10000 используется 15 различных шрифтов, а 1:25000, 1:50000 и 1:100000 - только 11 шрифтов.

     Знаки каждого шрифта имеют характерные, только ему присущие  элементы. Все буквы алфавита  и цифры состоят из элементов, изменения которых в рисунке, толщине, ширине, высоте приводят к изменению шрифта.

В картографическом черчении  используют  остовные и  наливные шрифты. В основе рисунка  букв наливных шрифтов лежат  остовные шрифты. В нашем пособии приводятся принципы расчетов и построения  курсивного и топографического шрифтов  в остовном и наливном начертании (см. ниже).

Вследствие  особых условий восприятия и использования, картографические шрифты  отличаются от типографских. Эти отличия обусловлены  целым рядом требований, предъявляемых  к картографическим шрифтам.

 

2.2 Основные требования к картографическим шрифтам.

    

     1.Хорошая читаемость. Под читаемостью понимается быстрота, легкость прочтения текста.  На читаемость шрифта  влияет форма букв, а также выдерживание графической ритмичности. Закономерное чередование света и  тени  (отношение площади графических элементов ко всей буквенной площади) необходимо сохранять и в буквах,  и при сочетании букв в словах.

     2.Чёткая различаемость знаков одного шрифта и различаемость разных шрифтов.

     Здесь важны строгая индивидуальность и простота форм букв и цифр, а также логичность в  выборе графических средств, подчеркивающих  общий стиль.

     3.Экономичность шрифта.Экономичность определяется площадью, покрываемой данным  шрифтом.

     4.Наименьшая деформация знаков шрифта при печати.

      Выбор графических средств, отражающих знаки, должен обеспечивать наименьшие «срывы» в печати отдельных элементов букв и цифр.

     5.Художественность шрифта, под которой понимается не отягощение  знаков излишними деталями, а простота, стройность, элегантность и классичность форм букв и цифр.

     Читаемость карты в целом, ее информационная ёмкость, во многом зависит от удачного выбора шрифтов для надписей.  Шрифтовая нагрузка измеряется площадным  или числовым показателями. Площадная нагрузка — это площадь, занятая шрифтами подписей в 1 мм2 на 1 см2; числовая нагрузка — число подписей на 1 см2 карты. 2

      Поэтому для овладевающего картографической графикой очень важно научиться  свободно разбираться в многообразии шрифтов, знать их отличительные особенности, уметь самому выполнять шрифт.

 

2.3. Признаки и классификация шрифтов.

     

       Контраст шрифта — отношение толщины основного элемента к дополнительному. Чем больше разница в толщине элементов, тем контрастнее шрифт.  Различают контрастные, среднеконтрастные и малоконтрастные шрифты.  Хорошо читаемы среднеконтрастные шрифты , имеющие соотношение 2:1 или 3:1.

      Светлота (жирность) - отношение толщины основного элемента (а) к ширине внутрибуквенного просвета (в).  Выделяют остовные , светлые (a ≤1/2b). нормальные (a≈1/2b), полужирные(a=b) и жирные шрифты (a >b).

      Ширина буквы — отношение ширины буквы (l)к ее высоте (h).  По ширине различают узкие(l<2/3h), нормальные(от l≈3/5h до ≈5/6h),  и широкие (l≥h) буквы.  Выделяют также разновидности шрифтов — суженные, расширенные.

     Ориентировка — прямые, наклонные вправо и влево.

     Начертание — курсивные, печатные.  В шрифтах курсивного начертания заглавные и строчные буквы, в основном, разного рисунка, в печатных шрифтах он остается одинаковым для большинства букв.

      Размер (высота букв) шрифта. В картографическом производстве установлена определенная система размеров шрифтов, которая может видоизменяться в зависимости от технических средств их изготовления.  Стандарты размеров шрифтов связаны с возможностями фотонаборной техники.

     Цвет шрифта — важное изобразительное средство, влияющее на читаемость, наглядность и художественные качества шрифтового оформления карт.

     Основная форма (остов, скелет) букв и цифр всех шрифтов строится из сочетаний  двух графических элементов — прямой и кривой (Рис.1). Приданием различных положений и комбинаций этим элементам строятся характерные части букв.

    Форму букв и цифр удобнее изучать, группируя их по этому признаку. Таких групп можно выделить пять.

    1.Буквы и цифры, состоящие из сочетаний вертикальных и горизонтальных      прямых.  (Н, Г, Е, П, Т, Ц, Ш, Щ, 1).

    2.Состоящие из сочетаний вертикальных и  наклонных прямых (М, Д, И, Л, 4, 7).

    3.Состоящие из сочетаний наклонных кривых (А, У, Х).

    4.Состоящие из сочетаний преимущественно  кривых (О, З, С, Э, 3, 6, 8, 9, 0).

    5. Состоящие из сочетаний различно расположенных прямых и кривых( Б, В, Ъ, Ы, Р, Ч, К, Ж, Я, Ю, Ф, 2, 5).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1  Элементы букв.

     Для получения шрифтов разнообразных гарнитур (рисунка, стиля) отдельным элементам остова букв и цифр придается также разная толщина.

     В наливных шрифтах утолщенные элементы называются основными,  более тонкие — дополнительными (второстепенными) (см. рис.1).

     В зависимости от соотношений толщин основных элементов и дополнительных элементов различают шрифты по контрастности. Чем больше разница в толщине основных и дополнительных элементов, тем контрастнее шрифт.

      Характерный облик шрифтам разных гарнитур придают такие графические элементы, как подсечки (см. рис.1), каплеобразные и угловые элементы, стрелки и «ножки», закругления разного рисунка.

     Все названные выше основные признаки (контраст шрифта, а также  наличие и форма  подсечек,  характер соединительных элементов) положены в  основу систематизации шрифтов.

    Всего выделяют  6 групп шрифтов  (5 основных  и 1 дополнительную). На рисунке 2 дана классификация шрифтов, предложенная ЦНИИГАиК.

    1 группа - шрифты, имеющие среднюю контрастность основных элементов (3:1 и 2:1) и короткие подсечки с плавной заливкой уголков. Из-за трудоемкости их не часто применяют в оформлении топографических карт и планов.

     2 группа - шрифты с контрастом элементов 3:1 с длинными и тонкими подсечками, не имеющими плавного соединения с элементами букв. В топографических работах наиболее распространены: обыкновенные и курсивные шрифты (прямые и наклонные) разной плотности и начертания.

Информация о работе Какие требования предъявляются к чертежным перьям, кистям