Нивелирование трассы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Метод геометрического нивелирования основан на использовании горизонтального луча визирования и служит для создания высотной опорной сети, получения профилей местности при изыскании и строительстве различных инженерных сооружений, наблюдений за осадками объектов.
При нивелировании трассы линейных сооружений (каналов, дорог и т.п.) обычно применяется способ нивелирования из середины. При этом нивелир устанавливается посередине между двумя пикетными точками. Превышение определяется как разность отчетов по задней и передней рейке. В отличие от способа нивелирования вперед способ нивелирования из середины позволяет уменьшить погрешность при измерении превышений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 Определение превышения и постраничный контроль…………………4
2 Вычисление невязки и ее распределение…………………………………..4
Таблица 1…………………………………………………………………………6
3 Вычисления отметок…………………………………………………………7
Рисунок 1………………………………………………………………………….8
4 Расчет элементов кривой…………………………………………………….8
Рисунок 2…………………………………………………………………………9
5 Определение отметок проектной линии……………………………………9
6 Построение продольного профиля…………………………………………10
Рисунок 3
Рисунок 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

нивелирование трассы.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1 Определение  превышения и постраничный контроль…………………4

2 Вычисление невязки  и ее распределение…………………………………..4

Таблица 1…………………………………………………………………………6

3 Вычисления отметок…………………………………………………………7

Рисунок 1………………………………………………………………………….8

4 Расчет элементов  кривой…………………………………………………….8

Рисунок 2…………………………………………………………………………9

5 Определение  отметок проектной линии……………………………………9

6 Построение продольного  профиля…………………………………………10

Рисунок 3

Рисунок 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

ВВЕДЕНИЕ 

          Метод геометрического нивелирования основан на использовании горизонтального луча визирования и служит для создания высотной опорной сети, получения профилей местности при изыскании и строительстве различных инженерных сооружений, наблюдений за осадками объектов.

          При нивелировании трассы линейных  сооружений (каналов, дорог и т.п.) обычно применяется способ нивелирования из середины. При этом нивелир устанавливается посередине между двумя пикетными точками. Превышение определяется как разность отчетов по задней и передней рейке. В отличие от способа нивелирования вперед способ нивелирования из середины позволяет уменьшить погрешность при измерении превышений.

          Цель работы: усвоить  методику  обработки данных нивелирования  трассы и составления продольного  профиля линейного объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

1 Определение  превышения и постраничный контроль

Превышение (графы 6 и 7) между  связующими точками на станциях

(пикеты, реперы, искомые  точки) определяются по данным  нивелирования

из середины:                                  h= З –П,

где З и П –отчеты по рейкам на заднюю и переднюю точку

соответственно.

  1. 1596 – 0808 = 0788                6276 – 5490 = 0786
  2. 2255 – 0897 = 1358                6939 – 5577 = 1362
  3. 1068 – 2723 = -1655              5748 – 7406 = -1658
  4. 0420 – 2638 = -2218              5100 – 7320 = -2220
  5. 0248 – 2842 = -2594              4928 – 7524 = - 2596
  6. 0736 – 1925 = -1189              5418 – 6605 = -1187

Средние превышения:

  1. (788 + 786)/2 = 787
  2. (1358 + 1362)/2 = 1360
  3. – (1655 + 1658)/2 = - 1655,5
  4. – (2218 + 2220)/2 = - 2219
  5. – (2594 + 2596)/2 = - 2595
  6. – (1189 + 1187)/2 = - 1188

Если расхождение в  превышениях, определенных по черным и  красным  отчетам не превышает 5 мм, вычисляют среднее превышение (графы 8 и 9).

Для каждой странице журнала  определяют  Σ  З и Σ П –сумма отчетов по задней и передней рейкам,  Σ h –сумму вычисленных превышенийи  Σ h ср  –сумма средних превышений.  При отсутствии ошибок в вычислениях выполняется равенство:

∑З = 1596 + 6276 + 2255 + 6939 + 1068 + 5748 + 420 + 5100 + 248+ 4928+736+5418 = 40732

∑П = 51755

h = 40732 – 51555 = -11023

                        

2 Вычисление невязки  и ее распределение

Алгебраическая сумма  всех средних превышений теоретически должна

быть равна разности отметок конечного и начального реперов. Практически

же, в следствии погрешностей визмерениях, получается невязка, которую

можно подсчитать по формуле:

 

fh= Σ hcp -(Н кон.– Н нач.)

fh = - 5511,5 – (85,038 – 90,564) = -14,5

 

Допустимая невязка для  инженерно-технического нивелирования:

fh доп. = 40 мм ×√ L,

где  L  –  длина хода в километрах.

 

Если полученная невязка  меньше допустимой, она распределяется на

средние превышения с обратным знаком.

∑hcp.(-) = 1656.5 + 2219 + 2595 +1188 = 7658,5

hcp.(+) = 2147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1                                                             Журнал инженерно-технического нивелирования

№станции

№ RP,ПК,

пр. точек

Отчеты по рейкам

Превышения

(мм)

Средние

превышения

Горизонт 

нивелира

(м)

Отметки

Точек

(м)

Задние 

Передние 

Промежуток 

+

-

+

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

РП

1596

       

+2

   

90,564

 

6276

   

788

 

787

     

ПК0

 

0808

 

786

 

789

 

92,03

89,775

   

5490

             

2

ПК0

2255

             

89775

 

6939

       

+2

     

ПК1

 

0897

 

1358

 

1360

 

89,31

88,413

ПР,10

 

5577

 

1362

 

1362

     

3

   

2315

         

86,995

ПР20

   

1587

         

87,723

ЛВ7,6

   

0849

         

88,461

ЛВ20

   

0708

         

87,602

3

         

1655

       

ПК1

1068

     

1658

+2

89,481

 

89,413

 

5748

       

1656,5

     

+36

   

0747

   

1655

   

87,666

ПК2

 

2723

           

88,413

   

7406

             

4

ПК2

0420

         

+3

87,178

88,413

 

5100

     

2218

 

2219

   

Х

 

2638

   

2220

 

2216

 

86,758

5

   

7320

             

Х

0248

         

+3

 

86,758

 

4928

     

2594

 

2595

   

ПК3

 

2842

   

2596

 

2592

84,792

81,9505

   

7524

             

6

ПК3

0736

         

+3

82,6865

81,9505

 

5418

     

1189

 

1188

 

80,7655

РП2

 

1925

   

1187

 

1185

   
   

6605

             
   

40732

51755

 

4293

15317

7658,5

     

 

                                      

 

 

3 Вычисления отметок

Отметки связующих точек  вычисляют последовательно от известной

отметки начального репера по формуле: Н nn-1+hср. испр. ;

где Н n и Н n-1 – отметки связующих точек; hср. испр. –исправленное превышение между этими точками.

        Контролем  является получение заданной  отметки конечного репера. Для  определения отметок промежуточных  точек (плюсовых и поперечных) предварительно определяется горизонт  инструмента

   Рисунок 1          Определение отметки промежуточной  точки Согласно рисунка 1 горизонт инструмента:  ГИ=Н а + а

Рисунок 1

ГИ=Н в + в

а,в –отчеты по черным сторонам реек на связующие точки.

Тогда отметка, например, точки  С: Н с= ГИ -с,

где с –отсчет по рейке на промежуточную точку.

                     

4 Расчет элементов  кривой

    Для разбивки кривой пользуются таблицами  или определяют основные

элементы кривой по приведенным  ниже формулам:

                                                                 

Рисунок 2  Поворот круговой кривой

а) тангенс Т= R∙ tg,

б) длина кривой К= πR,

в) биссектриса Б=R (sec   - 1 )= R (  - 1),

г) домер Д=2Т-К.

 

В этих формулах  R -радиус поворота;

α  -угол поворота трассы.

 

R = 100м

а)Т = 100 *tg 60/2 =57,7 

б)К = 60/180 * 100 * 3.14 = 104,7 м

в)Б = 100(1/(cos(60/2)-1)) = 11,1 м

г)Д = 2 * 57,7 – 104,7 = 10,7м

 

Определение пикетажного  наименования главных точек кривой производят по известному положению  вершины угла поворота:

 

ВУ-Т=НК;

НК+К/2=СК;

СК+К/2=КК или ВУ+Т-Д=КК,

               где ВУ -вершина угла поворота;

               НК, КК -соответственно начало и конец кривой.

 

             Пикетажного наименования главных точек кривой

ВУ = ПК1 + 50 = 100+50 = 150

НК = ВУ – Т = 92,3

СК = НК +К/2 = 92,3 +104,7/2 = 144,65

КК = СК – К/2 = 144,65 – 104,7/2 = 92,3

ВУ + Т –Д = 150 + 57,7 – 10,7 = 197

 

6 Построение продольного  профиля

Профиль строят на миллиметровой  бумаге. Масштаб для вертикальных линий обычно берется в 10 раз крупнее  масштаба горизонтальных линий (в данной работе в учебных целях рекомендуется  Мгор1:2000 и Мверт1:100). Образец профильной сетки приведен на рисунке

Составление профиля начинают с заполнения граф «пикеты» и

«расстояния», где в заданном масштабе показывают пикеты, положения

плюсовых точек. Затем  в графе «отметки» записывают из журнала вычисленные отметки  пикетных и плюсовых точек с округлением  их до сотых долей метра.

Отметки откладывают от линии  условного горизонта на вертикалях,

проведенных через эти точки в выбранном вертикальном масштабе. Соединив полученные точки, получают профиль трассы.

План местности наносят  по пикетажной книжке. В графе «прямых и

данные для кривых»  показывают положение начала и конца  кривой и дают

характеристики кривой: угол и радиус поворота, тангенс, кривая, домер,

биссектриса. Если трасса повернула  вправо, то выпуклость кривой направлена вниз и наоборот. На прямых участках указывается румб линии и длина  участка.

По вычисленным проектным  отметкам красной тушью наносится

положение проектной линии, а уклон линии и сами отметки  записываются в

соответствующие графы. Рабочие отметки (hраб)  определяют как разность

проектных отметок и отметок  земли.

В случае срезки грунта ( hраб < 0 ) рабочая отметка записывается под проектной линией, а в случае подсыпки ( hраб > 0 )  -над проектной линией. На местах пересечения проектной линии с поверхностью земли отмечаются точки нулевых работ. Для этого на профиле над точкой нулевых работ записывают зеленой тушью ноль. В промежутках между этой линией и вертикалями ближайших точек профиля справа и слева записывают расстояния до этих точек.

где а и в  –расстояние от точки нулевых работ до ближайших точек

профиля справа и слева;

hB-глубина выемки;

hH-глубина насыпи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Выполнив данную расчетно – графическую работу узнала, что называется нивелированием. Нивелирование - определение разности высот двух или многих точек земной поверхности относительно условного уровня (напр.,уровня океана, реки и пр.), т.е. определение превышения. Научилась вычислять отметки точек, горизонт нивелира и усвоила методику обработки данных нивелирования трассы и составления продольного профиля линейного объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.  Баканова В.В. и др. Практикум по геодезии. М.: Недра, 1983, стр. 332-354.

2.  Шестюков А.Д., Баканова А.И. Справочное пособие по геодезическим

работам при возведении гидротехнических сооружений. М.: Недра, 1990,

стр. 96-98.

3.  Ганьшин В. Н., Хренов Л.С. Таблицы для разбивки круговых и переходных

кривых. М.: Недра, 1985.

 


Информация о работе Нивелирование трассы