Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 15:36, практическая работа
Метод геометрического нивелирования основан на использовании горизонтального луча визирования и служит для создания высотной опорной сети, получения профилей местности при изыскании и строительстве различных инженерных сооружений, наблюдений за осадками объектов.
При нивелировании трассы линейных сооружений (каналов, дорог и т.п.) обычно применяется способ нивелирования из середины. При этом нивелир устанавливается посередине между двумя пикетными точками. Превышение определяется как разность отчетов по задней и передней рейке.
Общие сведения.
Исходные данные
Обработка результатов нивелирования трассы
Определение превышения
Вычисление невязки и ее распределение
Вычисления отметок
Расчет элементов кривой
Определение отметок проектной линии
Построение продольного профиля.
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Цель работы: усвоить методику
обработки данных
1 Общие сведения
Метод геометрического нивелирования основан на использовании горизонтального луча визирования и служит для создания высотной опорной сети, получения профилей местности при изыскании и строительстве различных инженерных сооружений, наблюдений за осадками объектов.
При нивелировании трассы линейных сооружений (каналов, дорог и т.п.) обычно применяется способ нивелирования из середины. При этом нивелир устанавливается посередине между двумя пикетными точками. Превышение определяется как разность отчетов по задней и передней рейке. В отличие от способа нивелирования вперед способ нивелирования из середины позволяет уменьшить погрешность при измерении превышений.
2 Исходные данные
Исходными данными для расчетно-графической работы являются:
- журнал нивелирования трассы сооружения,
3 Обработка результатов нивелирования трассы
Обработка журнала нивелирования ведется в табличной форме (таблица 1).
3.1 Определение превышения и постраничный контроль
Превышение (графы 6 и 7) между связующими точками на станциях (пикеты, реперы, исковые точки) определяются по данным нивелирования из середины:
h = З – П,
где З и П – отчеты по рейкам на заднюю и переднюю точку соответственно.
Если расхождение в превышениях, определенных по черным и красным отчетам не превышает 5 мм, вычисляют среднее превышение (графы 8 и 9).
Для каждой странице журнала определяют Σ З и Σ П – сумма отчетов по задней и передней рейкам, Σ h –сумму вычисленных превышений и Σ h ср – сумма средних превышений. При отсутствии ошибок в вычислениях выполняется равенство:
Σ З=260702
Σ П=282403
Σ h ср = -10854
3.2 Вычисление невязки и ее распределение
Алгебраическая сумма всех средних превышений теоретически должна б ыть равна разности отметок конечного и начального реперов. Практически же, в следствии погрешностей в измерениях, получается невязка, которую можно подсчитать по формуле:
Допустимая невязка для инженерно-технического нивелирования:
f h доп. = 40 мм ×√ L,
где L – длина хода в километрах.
f h доп. = 40 мм ×√ 0,5=28.
Если полученная невязка меньше допустимой, она распределяется на средние превышения с обратным знаком.
Таблица 1 Журнал инженерно-технического нивелирования
№ станции |
№ RP, ПК, пр. точек |
Отчеты по рейкам |
Превышения (мм) |
Средние превышения |
Горизонт нивелира (м) |
Отметки Точек (м) | ||||
задние |
передние |
промежуток |
+ |
─ |
+ |
─ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Rp1 |
2515 |
80 | |||||||
7300 |
||||||||||
ПК1 |
0610 |
1905 |
1905 |
|||||||
5395 |
1905 |
81,905 | ||||||||
2 |
ПК1 |
2690 |
81,905 | |||||||
7410 |
||||||||||
ПК2 |
0415 |
2275 |
2275 |
|||||||
5195 |
2275 |
84,18 | ||||||||
3 |
ПК2 |
2950 |
84,18 | |||||||
7730 |
||||||||||
ПК3 |
1130 |
1820 |
1818 |
|||||||
5915 |
1815 |
85,99 | ||||||||
4 |
ПК3 |
2210 |
85,99 | |||||||
6995 |
||||||||||
ПК4 |
1270 |
94 |
940 |
|||||||
6055 |
94 |
86,938 | ||||||||
5 |
ПК4 |
2035 |
86,938 | |||||||
6815 |
||||||||||
11 |
||||||||||
ПК5 |
015 |
2020 |
2017 |
|||||||
4800 |
2015 |
88,955 | ||||||||
6 |
ПК5 |
2970 |
||||||||
7750 |
||||||||||
ПК6 |
0150 |
2820 |
2820 |
|||||||
4930 |
2820 |
91,775 | ||||||||
7 |
ПК6 |
2790 |
||||||||
7570 |
||||||||||
ПК7 |
0250 |
2540 |
2540 |
|||||||
5030 |
2540 |
94,315 | ||||||||
8 |
ПК7 |
2855 |
||||||||
7640 |
||||||||||
ПК8 |
0410 |
2445 |
2447 |
|||||||
5190 |
2450 |
96,762 | ||||||||
9 |
ПК8 |
2665 |
||||||||
55 |
7450 |
|||||||||
ПК9 |
0110 |
2555 |
2558 |
|||||||
4890 |
2560 |
99,32 | ||||||||
10 |
ПК9 |
2970 |
||||||||
7760 |
||||||||||
ПК10 |
2640 |
330 |
0330 |
|||||||
7430 |
330 |
99,65 | ||||||||
11 |
ПК10 |
0300 |
99,65 | |||||||
5080 |
||||||||||
ПК11 |
2470 |
2170 |
2170 |
97,48 | ||||||
7250 |
2170 |
|||||||||
12 |
ПК11 |
0570 |
||||||||
5350 |
||||||||||
ПК12 |
2380 |
1810 |
-1 |
|||||||
7170 |
1820 |
1815 |
||||||||
1816 |
95,665 | |||||||||
13 |
ПК12 |
650 |
||||||||
5430 |
||||||||||
ПК13 |
2970 |
2320 |
2320 |
|||||||
7750 |
2320 |
93,345 | ||||||||
14 |
ПК13 |
090 |
||||||||
4880 |
||||||||||
Х |
2250 |
2160 |
|
2160 |
||||||
7040 |
2160 |
91,185 | ||||||||
15 |
Х |
460 |
||||||||
5240 |
||||||||||
2980 |
2520 |
2520 |
88,665 | |||||||
ПК14 |
7760 |
2520 |
||||||||
16 |
ПК14 |
070 |
||||||||
4850 |
||||||||||
ПК15 |
2830 |
2760 |
2760 |
|||||||
7610 |
2760 |
85,905 | ||||||||
17 |
ПК15 |
0615 |
||||||||
5400 |
||||||||||
ПК16 |
2490 |
1875 |
1875 |
84,03 | ||||||
7275 |
1875 |
|||||||||
18 |
0495 |
84,03 | ||||||||
5280 |
+1 |
|||||||||
ПК16 |
2850 |
2355 |
2355 |
|||||||
7635 |
2355 |
2356 |
81,675 | |||||||
19 |
ПК16 |
0330 |
||||||||
5110 |
||||||||||
ПК17 |
2470 |
2140 |
2142 |
|||||||
7255 |
2145 |
79,533 | ||||||||
20 |
ПК17 |
0565 |
||||||||
5350 |
||||||||||
Х |
2680 |
2115 |
|
2112 |
||||||
7460 |
2110 |
77,421 | ||||||||
21 |
Х |
0420 |
||||||||
5200 |
||||||||||
ПК18 |
7560 |
2360 |
2360 |
|||||||
2780 |
2360 |
75,061 | ||||||||
22 |
ПК18 |
0080 |
||||||||
4860 |
||||||||||
ПК19 |
2830 |
2750 |
2750 |
|||||||
7610 |
2750 |
72,311 | ||||||||
23 |
ПК19 |
0435 |
72,311 | |||||||
5220 |
||||||||||
ПК20 |
2900 |
2465 |
2467 |
|||||||
7690 |
2470 |
69,844 | ||||||||
24 |
ПК20 |
0655 |
||||||||
5440 |
||||||||||
Х |
2955 |
2300 |
2300 |
|||||||
7740 |
2300 |
2301 |
67,544 | |||||||
25 |
Х |
0195 |
67,544 | |||||||
4980 |
||||||||||
ПК21 |
1800 |
1605 |
|
1603 |
||||||
658 |
1600 |
|||||||||
26 |
ПК21 |
1610 |
||||||||
6395 |
||||||||||
+1 |
||||||||||
ПК22 |
0810 |
800 |
0800 |
|||||||
5595 |
800 |
0799 |
66,741 | |||||||
27 |
ПК22 |
1000 |
||||||||
5785 |
||||||||||
ПК23 |
2750 |
1750 |
1748 |
|||||||
753 |
1745 |
64,993 | ||||||||
28 |
ПК23 |
92 |
||||||||
5705 |
||||||||||
ПК24 |
1820 |
900 |
0900 |
|||||||
6605 |
900 |
64,093 | ||||||||
ПК24 |
158 |
|||||||||
636 |
-1 |
|||||||||
ПК25 |
135 |
23 |
228 |
|||||||
6135 |
225 |
227 |
64,321 | |||||||
ПК25 |
1780 |
64,321 | ||||||||
6560 |
||||||||||
ПК26 |
0620 |
1160 |
1160 |
|||||||
5400 |
1160 |
65,481 | ||||||||
31 |
ПК26 |
2575 |
||||||||
7380 |
||||||||||
ПК27 |
1715 |
0880 |
0882 |
|||||||
6495 |
0885 |
|||||||||
Пр |
66,363 | |||||||||
9,3 |
1590 |
64,773 | ||||||||
Пр15 |
2760 |
63,603 | ||||||||
Лв7,4 |
0910 |
65,453 | ||||||||
Лв13 |
0515 |
62,848 | ||||||||
32 |
ПК27 |
2782 |
||||||||
7465 |
||||||||||
ПК28 |
1725 |
1057 |
1057 |
|||||||
6408 |
1057 |
67,42 | ||||||||
33 |
ПК28 |
1620 |
||||||||
6430 |
||||||||||
0805 |
0815 |
0813 |
||||||||
5620 |
0810 |
68,233 | ||||||||
34 |
ПК28 |
2575 |
||||||||
7430 |
||||||||||
Rp1 |
1660 |
0915 |
0918 |
|||||||
6510 |
0920 |
69,151 |
3.3 Вычисления отметок
Отметки связующих точек
Н n=Н n-1+h ср. испр. ;
где Н n и Н n-1 – отметки связующих точек;
h ср. испр. – исправленное превышение между этими точками.
Контролем является получение
заданной отметки конечного реп
Рисунок 1 Определение отметки промежуточной точки
Согласно рисунка 1 горизонт инструмента: ГИ=Н а + а
ГИ=Н в + в
где Н а, Н в – отметки связующих точек;
а, в – отчеты по черным сторонам реек на связующие точки.
Тогда отметка, например, точки С:
Н с = ГИ - с,
где с – отсчет по рейке на промежуточную точку.
3.4 Расчет элементов кривой
Для разбивки кривой пользуются таблицами или определяют основные элементы кривой по приведенным ниже формулам:
а) тангенс Т= R∙ tg ,
б) длина кривой К= R,
в) биссектриса Б=R (sec - 1 )= R ( - 1),
г) домер Д=2Т-К.
В этих формулах R - радиус поворота;
a - угол поворота трассы.
Определение пикетажного наименования главных точек кривой производят по известному положению вершины угла поворота:
ВУ-Т=НК;
НК+К/2=СК;
СК+К/2=КК или ВУ+Т-Д=КК,
где ВУ - вершина угла поворота;
НК, КК - соответственно начало и конец кривой.
На ПК9 R = 100 м, = 55°, ВУ = ПК9 + 50 м.
Т=52,056 м;
К=95,9м; Б=13,6м; Д=9м.
На ПК24 R = 20 м, = 105°, ВУ = ПК24+ 50 м.
Т=26,06м;
К=36,6м; Б=13,3м; Д=15,4м.
3.5 Определение отметок проектной линии
Если известен уклон проектной линии i и отметка начальной точки (Нпр)нач., то проектные отметки связующих и промежуточных точек вычисляют по формуле:
Н пр= (Н пр) нач ± i • d;
где d – горизонтальное проложение расстояния между точками;
i – уклон проектной линии.
Если проектная отметка начальной точки не задана, то проектная линия проводиться так, чтобы объем земляных работ был минимальным, т.е. объем работ по выемке грунта и насыпи были примерно одинаковыми.
4 Построение продольного профиля
Профиль строят на миллиметровой бумаге. Масштаб для вертикальных линий обычно берется в 10 раз крупнее масштаба горизонтальных линий (в данной работе в учебных целях рекомендуется Мгор 1:2000 и Мверт 1:100). Образец профильной сетки приведен на рисунке 2.
Составление профиля начинают с заполнения граф «пикеты» и «расстояния», где в заданном масштабе показывают пикеты, положения плюсовых точек. Затем в графе «отметки» записывают из журнала вычисленные отметки пикетных и плюсовых точек с округлением их до сотых долей метра.
Отметки откладывают от линии условного горизонта на вертикалях, проведенных через эти точки в выбранном вертикальном масштабе. Соединив полученные точки, получают профиль трассы.
План местности наносят по пикетажной книжке. В графе «прямых и данные для кривых» показывают положение начала и конца кривой и дают характеристики кривой: угол и радиус поворота, тангенс, кривая, домер, биссектриса. Если трасса повернула вправо, то выпуклость кривой направлена вниз и наоборот. На прямых участках указывается румб линии и длина участка.
По вычисленным проектным отметкам красной тушью наносится положение проектной линии, а уклон линии и сами отметки записываются в соответствующие графы. Рабочие отметки (hраб) определяют как разность проектных отметок и отметок земли.
Отметки точек |
Уклон |
Проектные отметки |
Пикеты |
Расстояние |
Длины прямых и данные для кривых |
План трассы |
Грунты |
Рисунок 2 Профильная сетка (боковик)
В случае срезки грунта ( hраб < 0 ) рабочая отметка записывается под проектной линией, а в случае подсыпки ( hраб > 0 ) - над проектной линией. На местах пересечения проектной линии с поверхностью земли отмечаются точки нулевых работ. Для этого на профиле над точкой нулевых работ записывают зеленой тушью ноль. В промежутках между этой линией и вертикалями ближайших точек профиля справа и слева записывают расстояния до этих точек. Определение таких расстояний показано на рисунке 3.
Рисунок 3 Определение положения точки нулевых работ:
1 - проектная линия, 2 - поверхность земли.
Библиографический список