Спутниковые технологии сбора данных для ГИС. Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:57, реферат
Описание работы
Управление земельно-имущественным комплексом крупнейшей мировой державы, каковой является Россия, постоянный мониторинг земель, требует наличия качественного планово-картографического материала. Рынок геоинформационных технологий в России развивается быстрыми темпами. Часто сбор пространственных данных осуществляется техническими средствами, предназначенными для решения других задач. Использование оборудования, специально разработанного для сбора ГИС-данных, позволит упростить процесс создания ГИС и повысить качество полевых измерений.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1 Глобальные навигационные спутниковые системы (GNSS) 4 Глава 2 Глобальная Навигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) 6 1.2 Общие сведения о ГЛОНАСС 6 1.2 Состав системы ГЛОНАСС: орбитальная структура спутников ГЛОНАСС 7 2.3 Спутник ГЛОНАСС 8 2.4 Принцип работы системы ГЛОНАСС 10 2.5 Точность и доступность навигации «ГЛОНАСС» 11 2.6 Существующие приемные устройства 14 ГЛАВА 3 Перспективы развития спутниковых технологий позиционирования в геоинформационных приложениях 19 Заключение 21 Список использованной литературы 22
Спутниковые технологии
сбора данных для ГИС. Глобальная спутниковая
навигационная система ГЛОНАСС.
Выполнил
студент 32 к-2группы
факультета “Кадастр недвижимости
”
Хоперскова А.А.
Проверил доц.:
Евстратова Л. Г.
Москва 2015
Содержание
Введение
Управление земельно-имущественным
комплексом крупнейшей мировой державы,
каковой является Россия, постоянный мониторинг
земель, требует наличия качественного
планово-картографического материала.
Рынок геоинформационных технологий в
России развивается быстрыми темпами.
Часто сбор пространственных данных осуществляется
техническими средствами, предназначенными
для решения других задач. Использование
оборудования, специально разработанного
для сбора ГИС-данных, позволит упростить
процесс создания ГИС и повысить качество
полевых измерений.
Эффективное обновление существующих
карт невозможно без использования современных
спутниковых систем с применением новейших
компьютерных технологий, позволяющих
оперативно вносить необходимые изменения
на планы и карты, связанные с разрушительными
природными явлениями и антропогенной
деятельностью человека.
На сегодняшний день важным
аспектом для решения задач топографического
и тематического картографирования, построения
географических информационных систем
(ГИС), оценки природных ресурсов и многого
другого, является не только сбор данных
о пространственном положении, но и свойствах
измеряемых объектов (атрибутов). Эти и
другие задачи легко можно решить, используя
оборудование нового поколения.
Наиболее удобным инструментом
сбора информации о пространственном
положении объектов являются приёмники
глобальных навигационных спутниковых
систем (GNSS).
Глава 1 Глобальные навигационные спутниковые
системы (GNSS)
Глобальная спутниковая навигационная
система (ГНСС) – это система, позволяющая
определять пространственное положение
объектов местности путем обработки принимающим
устройством спутникового сигнала. ГНСС
состоит из трех сегментов: космического,
наземного и пользовательского. Космический
сегмент представляет собой созвездие
спутников. Наземный сегмент включает
в себя сеть следящих станций, которые
наблюдают за спутниками на орбите и выполняют
корректировку их положения. Пользовательский
сегмент включает все приемники, выполняющие
определение своего местоположения [3,C.45].
В настоящее
время существует несколько ГНСС [1,C.70] :
GPS (global position system), управление которой осуществляется правительством США;
ГЛОНАСС (глобальная навигационная
спутниковая система), Российская спутниковая
система;
Galileo, европейская спутниковая система;
Compass, спутниковая навигационная система под управления правительства Китая.
В 2001 году Постановлением Правительства
Российской Федерации была принята долгосрочная
целевая программа «Глобальная навигационная
система», рассчитанная на период с 2002
по 2011 годы, с целью восстановления системы
ГЛОНАСС и ее использование в различных
отраслях народного хозяйства, наряду
с существующими системами GPS (США) и европейской
системой Галилео.
Современные
спутниковые методы ГЛОНАСС/ GPS имеют такие
преимущества как [5,C.14]:
передача с высокой оперативностью
и точностью координат практически на
любые расстояния;
геодезические пункты можно
располагать в благоприятных для их сохранности
местах, так как не нужно обеспечивать
взаимную видимость между пунктами и,
следовательно, строить дорогостоящие
геодезические знаки;
простота и высокий уровень
автоматизации работ;
понижение требований к плотности
исходной геодезической основы.
К основным задачам,
решаемым спутниковыми системами, относят [3,C.55]:
развитие геодезических сетей, служащих основой для определения координат любых объектов;
производство нивелирных работ, выполняемых вплоть до III и II классов точности;
распространение единой высокоточной шкалы времени;
исследование геодинамических процессов;
мониторинг состояния окружающей среды;
координатное обеспечение кадастровых, землеустроительных, сельскохозяйственных и других работ;
координатное обеспечение полевых тематических съемок и инженерно-географических работ с помощью спутниковых приемников, соединенных со специализированным датчиком (эхолотом, анероидом, магнитометром, цифровой видеокамерой, аэрофотокамерой и др.);
создание и обновление баз данных
ГИС на основе комплексирования спутниковых
приемников со специализированными полевыми
компьютерами, цифровыми видеокамерами,
электронными тахеометрами и инерциальными
навигационными системами.
Глава 2 Глобальная Навигационная Спутниковая
Система (ГЛОНАСС)
Общие сведения о ГЛОНАСС
Глобальная Навигационная Спутниковая
Система (ГЛОНАСС) – это уникальные технологии,
плод многолетнего труда российских конструкторов
и ученых. Она состоит из 24 спутников, которые,
находясь в заданных точках на высоких
орбитах, непрерывно излучают в сторону
Земли специальные навигационные сигналы.
Любой человек или транспортное средство,
оснащенные специальным прибором для
приема и обработки этих сигналов, могут
с высокой точностью в любой точке Земли
и околоземного пространства определить
собственные координаты и скорость движения,
а также осуществить привязку к точному
времени. ГЛОНАСС является государственной
системой, которая разрабатывалась как
система двойного использования, предназначенная
для нужд Министерства обороны и гражданских
потребителей. Обязанности по управлению
и эксплуатации системы ГЛОНАСС возложены
на Министерство обороны Российской Федерации
(Космические войска).
В создании системы
ГЛОНАСС принимали участие [7]:
Министерство обороны Российской
Федерации – головной заказчик системы,
обеспечивающий контроль разработки и
ее дальнейшее совершенствование, а также
развертывание, поддержание и управление
орбитальной группировкой ГЛОНАСС;
Научно-производственное объединение
прикладной механики им. академика М.Ф.
Решетнева (НПО ПМ) – головной разработчик
системы, спутника ГЛОНАСС, автоматизированной
системы управления спутниками и ее математического
обеспечения;
Российский научно-исследовательский
институт космического приборостроения
(РНИИ КП) – головной разработчик наземного
комплекса управления и бортовой аппаратуры
спутника ГЛОНАСС;
Российский институт радионавигации
и времени (РИРВ) – головной разработчик
спутниковой и наземной аппаратуры системы
синхронизации и времени;
Производственное объединение
«Полет» (ПО «Полет») – разработчик и изготовитель
спутника ГЛОНАСС, а также ряд других российских
научных и производственных организаций.
Первый запуск спутника по программе
ГЛОНАСС (Космос 1413) состоялся 12 октября
1982 года. Система ГЛОНАСС была официально
принята в эксплуатацию 24 сентября 1993
года распоряжением Президента Российской
Федерации 658 рпс с неполной комплектацией
орбитальной структуры при условии развертывания
штатной орбитальной структуры (24 спутника)
в 1995 году. Постановлением Правительства
РФ от 7 марта 1995 г. №237 были организованы
работы по полному развертыванию орбитальной
структуры (24 спутника), обеспечению серийного
производства навигационной аппаратуры
и представлению ГЛОНАСС в качестве элемента
международной глобальной навигационной
системы для гражданских потребителей
[6].
Состав системы ГЛОНАСС: орбитальная
структура спутников ГЛОНАСС
Полная орбитальная структура
системы ГЛОНАСС состоит из 24 спутников,
равномерно размещенных на трех орбитальных
плоскостях.
Орбитальные плоскости разнесены
относительно друг друга на 120° по абсолютной
долготе восходящего узла. Плоскостям
присвоены номера 1, 2, 3 с возрастанием
в направлении вращения Земли. Номинальные
значения абсолютных долгот восходящих
узлов идеальных плоскостей, зафиксированных
на 00 часов Московского времени 1 января
1983 года, составляют: 215°15'00'' + 120° (i – 1),
где i – номер плоскости (i = 1, 2, 3) [11].
Номинальные расстояния между
соседними спутниками ГЛОНАСС в орбитальной
плоскости по аргументу широты составляют
45°.
Средняя скорость прецессии
орбитальных плоскостей равна (–0.00059251)
радиан/сутки.
Спутникам 1-й плоскости присвоены
номера 1–8, 2-й плоскости – 9–16, 3-й плоскости
– 17–24, с возрастанием против направления
движения спутника.
Орбитальные плоскости сдвинуты
относительно друг друга по аргументу
широты на 15°.
Максимальные уходы спутников
относительно идеального положения в
орбитальной плоскости не превышают 5°
за пятилетний период.
Интервал повторяемости трасс
движения спутников и зон радиовидимости
для наземных средств – 17 витков (7 суток,
23 часа 27 минут 27 секунд).
Драконический период обращения
спутника ГЛОНАСС – 11 часов 15 минут 44 секунды.
Высота орбиты - 19100 км (18840...19440 км). Наклонение
орбиты – 64.8 +0.3 град.
Эксцентриситет – 0 + 0.01 [13].
Такая конфигурация орбитальной
структуры позволяет обеспечивать глобальную
и непрерывную зону действия системы,
а также оптимальную геометрию взаимного
расположения спутников для повышения
точности определения координат.
Выведение спутников ГЛОНАСС
на орбиту осуществляется с космодрома
Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон",
разгонного блока 11С861-01 и СЗБ 11Ф639.М0000-0-01.
Одним носителем одновременно выводятся
три спутника ГЛОНАСС.
Перевод каждого спутника в
заданную точку орбитальной плоскости
производится с помощью собственной двигательной
установки [8].
Спутник ГЛОНАСС
Спутник ГЛОНАСС конструктивно
состоит из цилиндрического гермоконтейнера
с приборным блоком, рамы антенно-фидерных
устройств, приборов системы ориентации,
панелей солнечных батарей с приводами,
блока двигательной установки и жалюзи
системы терморегулирования с приводами.
На спутнике также установлены оптические
уголковые отражатели, предназначенные
для калибровки радиосигналов измерительной
системы с помощью измерений дальности
до спутника в оптическом диапазоне, а
также для уточнения геодинамических
параметров модели движения спутника.
Конструктивно уголковые отражатели формируются
в виде блока, постоянно отслеживающего
направление на центр Земли. В состав бортовой
аппаратуры входят [10]:
навигационный комплекс;
комплекс управления;
система ориентации и стабилизации;
система коррекции;
система терморегулирования;
система электроснабжения.
Навигационный
комплекс обеспечивает функционирование
спутника как элемента системы ГЛОНАСС.
В состав комплекса входят: синхронизатор,
формирователь навигационных радиосигналов,
бортовой компьютер, приемник навигационной
информации и передатчик навигационных
радиосигналов.
Синхронизатор обеспечивает выдачу высокостабильных
синхрочастот на бортовую аппаратуру,
формирование, хранение, коррекцию и выдачу
бортовой шкалы времени.
Формирователь
навигационных радиосигналов обеспечивает формирование
псевдослучайных фазоманипулированных
навигационных радиосигналов, содержащих
дальномерный код и навигационное сообщение.
Комплекс управления обеспечивает управление системами
спутника и контролирует правильность
их функционирования. В состав комплекса
входят: командно-измерительная система,
блок управления бортовой аппаратурой
и система телеметрического контроля.
Командно-измерительная
система обеспечивает измерение дальности
в запросном режиме, контроль бортовой
шкалы времени, управление системой по
разовым командам и временным программам,
запись навигационной информации в бортовой
навигационный комплекс и передачу телеметрии.
Блок управления обеспечивает распределение
питания на системы и приборы спутника,
логическую обработку, размножение и усиление
разовых команд.
Система ориентации
и стабилизации обеспечивает успокоение спутника
после отделения от ракеты-носителя, начальную
ориентацию солнечных батарей на Солнце
и продольной оси спутника на Землю, затем
ориентацию продольной оси спутника на
центр Земли и нацеливание солнечных батарей
на Солнце, а также стабилизацию спутника
в процессе коррекции орбиты.
Система коррекции обеспечивает приведение спутника
в заданное положение в плоскости орбиты
и его удержание в данных пределах по аргументу
широты. Система включает двигательную
установку и блок управления ею. Двигательная
установка состоит из 24 двигателей ориентации
с тягой 10 г и двух двигателей коррекции
с тягой 500 г.
Система терморегулирования обеспечивает необходимый тепловой
режим спутника. Регулирование тепла,
отводимого из гермоконтейнера, осуществляется
жалюзи, которые открывают или закрывают
радиационную поверхность, в зависимости
от температуры газа. Отвод тепла от приборов
осуществляется циркулирующим газом с
помощью вентилятора.