Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 06:44, реферат
Поле разреза «Бачатский» расположено в пределах Бачатского месторождения в северо-западной части Кузнецкого бассейна.[1]
По административному положению поле разреза находится на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области Российской Федерации. В непосредственной близости от южной границы разреза по долине реки Большой Бачат, проходит электрифицированная железная дорога Новокузнецк-Новосибирск, связывающая месторождение с крупными административными центрами Кузбасса и Сибири
На поле разреза выделяются 3 основные группы пород:[1]
а) рыхлые отложения четвертичного и третичного возраста (к настоящему времени, в основном, отработаны);
б) коренные породы, затронутые выветриванием (глубина 40-80 м от кровли коренных пород);
в) коренные породы, не затронутые выветриванием (ниже глубины 40-80 м).
Рыхлые отложения. Верхний вскрышной горизонт мощностью 3–10 м – на северо-востоке и до 63м - на юго-западе поля разреза сложен лессовидными суглинками, обогащёнными, в основном, грубообломочным, слегка окатанным делювиальным материалом. Плотность суглинков возрастает с глубиной. По классификации проф. М.М. Протодьяконова лессовидные суглинки относятся к VIII категории, а обогащённые делювием – VI категории.
Физико-механические свойства рыхлых пород представлены в таблице 4.
Коренные породы. Сцементированные коренные породы, затронутые процессами выветривания, залегают на глубинах от 40-60 до 70-80 м от поверхности коренных пород и представлены песчаниками, алевролитами и аргиллитами. Граница зоны выветривания зависит от рельефа коренных пород, их литологии и наличия тектонических нарушений. Так, в песчаниках она расположена на глубине 40-60 м, в алевролитах и аргиллитах - на глубине 70 – 80 м.
Физико-механические свойства песчаников и алевролитов, затронутых выветриванием, близки между собой, и представлены в таблице 5.
Коренные породы, не затронутые выветриванием, слагают основную толщу угленосных отложений и представлены песчаниками, алевролитами и аргиллитами, залегающими на глубине ниже 40 – 80 м от поверхности коренных пород. Физико-механические свойства коренных пород, не затронутых процессами выветривания, представлены также в таблице 6. Характеристика прочностных свойств углей, приведена в таблице 7.[1]
Литологические разности пород вскрыши
|
Плотность кажущаяся, т / м3
|
Влажность естественная, % |
Пористость, %
|
Число пластичности
|
Угол внутреннего трения, град. |
Удельное сцепление, кгс / см2 |
Предел текучести
|
Предел раскатывания
|
Четвертичные отложения |
||||||||
Суглинки: |
||||||||
Желтовато-серые лессовидные |
1,91 |
14,54 |
36,88 |
15 |
19,43 |
0,371 |
36 |
21 |
Темно-серые, голубоватосерые |
1,96 |
19,55 |
38,50 |
14 |
21,48 |
0,560 |
36 |
22 |
Бурые |
2,00 |
17,74 |
36,69 |
14 |
16,28 |
0,538 |
37 |
23 |
Глины: |
||||||||
Серые |
1,98 |
18,62 |
37,79 |
19 |
18,28 |
0,583 |
40 |
21 |
Бурые |
2,04 |
17,71 |
33,60 |
19 |
18,37 |
0,500 |
41 |
22 |
Третичные отложения |
||||||||
Суглинки: |
||||||||
Пестроокрашенные |
2,02 |
20,77 |
40,23 |
14 |
8,12 |
0,547 |
38 |
24 |
Красные |
2,23 |
18,43 |
34,72 |
15 |
14,00 |
0,750 |
42 |
17 |
Глины: |
||||||||
Пестроокрашенные |
2,12 |
21,51 |
38,45 |
22 |
10,42 |
0,903 |
49 |
27 |
Красные |
1,88 |
15,96 |
40,22 |
28 |
5,18 |
0,250 |
60 |
32 |
Физико-механические свойства рыхлых отложений
Литологические разности пород вскрыши |
Плотность кажущаяся, т / м3 |
Влажность естественная, % |
Пористость, % |
Временное сопротивление: |
Угол внутреннего трения, град. |
Удельное сцепление, МПа | |
сжатию, МПа |
растяжению, МПа | ||||||
1. Породы, затронутые выветриванием | |||||||
Песчаники |
2,39 |
3,34 |
13,10 |
5,89 |
2,64 |
45,10 |
5,012 |
Аргиллиты |
2,38 |
2,53 |
12,18 |
- |
- |
- |
- |
Алевролиты |
2,37 |
3,66 |
12,85 |
5,54 |
2,732 |
45,12 |
5,984 |
Сажа |
1,43 |
47,46 |
52,88 |
- |
- |
- |
- |
2. Породы, не затронутые выветриванием | |||||||
Песчаники |
|||||||
Массивные |
2,54 |
1,61 |
6,90 |
87 |
9,2 |
47 |
6 – 24 |
Слоистые |
2,51 |
1,84 |
8,98 |
49 |
5,62 |
46 |
2,22 – 15,3 |
Слаботрещиноватые |
2,52 |
1,82 |
8,68 |
35,6 |
3,92 |
44 |
0,73 – 12,6 |
Сильнотрещиноватые |
2,50 |
2,00 |
9,64 |
- |
- |
30 |
0,01 – 0,11 |
Алевролиты |
|||||||
Массивные |
2,51 |
1,90 |
8,65 |
60,67 |
6,77 |
46 |
14,32 |
Слоистые |
2,52 |
2,13 |
8,38 |
32,24 |
4,80 |
44 |
7,51 |
Слаботрещиноватые |
2,48 |
2,33 |
9,09 |
22,82 |
2,83 |
44 |
5,03 |
Сильнотрещиноватые |
2,43 |
2,49 |
10,90 |
- |
- |
- |
- |
Углистые |
2,41 |
2,24 |
9,98 |
31,5 |
3,40 |
40 |
7,72 |
Аргиллиты |
2,48 |
2,21 |
9,16 |
22,3 |
2,88 |
38 |
4,54 |
пп |
Наименование пластов |
Тип углей |
Эксплутатационный участок |
Горизонт, м |
Объёмный вес, г/см3 |
Естественная влажность, % |
Сопротивление сжатию, кг/см2 |
Сопротивление растяжению, кг/см2 |
Сцепление в куске, кг/см2 |
Угол внутреннего трения, град. |
Сцепление в массиве, кг/см2 |
1 |
Мощный |
матовый полуматовый |
3,1 |
+205 +220 +219 |
|
|
|
|
|
27 |
|
2 |
Прокопьевский |
Полуматовый |
3 |
+193 +205 +189 |
|
|
|
|
|
28 |
|
3 |
Мощный, Горелый |
полублестящий |
3,1 |
+220 +219 +193 |
|
|
|
|
|
28 |
|
4 |
Прокопьевский, Мощный, Горелый |
Полублестящий |
3,1 |
+193 +189 +219 |
|
|
|
|
|
28 |
|
5 |
Горелый |
Матовый с прослоями блестящего и полублестящего |
3 |
+193 |
|
|
|
|
|
28 |
|
К неблагоприятным инженерно-
Осыпи распространены в пределах всего разреза. Наиболее интенсивно под воздействием процессов выветривания и под влиянием буровзрывных работ осыпаются уступы, сложенные алевролитами, в меньшей степени – массивными песчаниками.
Обрушения горных пород приурочены к контактам слоев и трещин. Ослаблению поверхности обрушения способствуют взрывные работы и проникновение в трещины поверхностных вод.
Оползни в бортах разреза приурочены к породам различного возраста и состояния. Наиболее часто оползнями захвачены уступы, сложенные желтыми, бурыми и серыми суглинками. Оползни в коренных породах связаны, главным образом, с тектоническими нарушениями, трещиноватостью и переслаиванием слоев. Этому способствуют поверхности ослабления, падающие в выработку.
Оплывание на разрезе наблюдается значительно реже и носит локальный характер. Способствует оплыванию суглинков переувлажнение за счет поверхностных вод или просачивания «верховодки».
Суффозионные процессы развиты в четвертичных породах по контакту серых суглинков с лессовидными из-за инфильтрации воды из Сагарлыкского отвала, и способствуют обрушению и оползаниям пород.
Наледи образуются в зимний период, и приурочены к выходам подземных вод в бортах разреза и к инфильтрации воды из Сагарлыкского гидроотвала.
Филиал «Бачатский угольный разрез» осуществляет свою деятельность на основании «Лицензии на право пользования недрами» №1729 КЕМ 11703 ТЭ, от 18.09.2003 г. и Горноотводного акта № 1520 от 03.11.2003 года.
В настоящее время границей поля
разреза «Бачатский» в плане
является граница по Лицензионному
соглашению (граница горного отвода –
акт №1520 от 03.11.2003 г.) в контуре с угловыми
точками 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-
Размеры поля разреза:
- длина (по простиранию) - 10150 м;
- ширина (вкрест простиранию) – до 2100 м.
Площадь горного отвода – 1513 га.
Результирующий угол откоса – 35
Отрабатываемые пласты:
I-III Безымянные, I-II Прокопьевские, Лутугинский, Горелый н.п., Горелый в.п., Характерные, Внутренние до глубины +0 м (абс.).
Мощный - до глубины +0 м (абс.), а в
контуре, обозначенном угловыми точками
62-63-64-65-66-67-68-69-61-60-
Производство горных работ по всем направлениям технологических процессов и производственным мероприятиям (включая подготовку угля к выемке, производство буровзрывных, вскрышных и добычных работ, транспортировку угля на обогатительные комплексы, транспортировку и отвалообразование вскрышных пород, строительство и содержание технологических автодорог и др.) осуществляется в соответствии со следующими имеющимися на разрезе разрешительными и иными утверждёнными и согласованными, в установленном порядке, документами.
Поле разреза «Бачатский»
Развитие горных работ осуществляется по продольно-углубочной двухбортовой схеме. Схема вскрытия поля разреза осуществляется как траншеями внешнего заложения, так и скользящими съездами в рабочей зоне и на погашенных бортах.
На выемке угля и вскрыши используются экскаваторы цикличного действия с ковшом, ёмкостью от 4 до 30м3 (мехлопаты, драглайны, гидравлические экскаваторы).
На транспортировании угля используется автомобильный транспорт, а на перевозке вскрышных пород – автомобильный, железнодорожный и авто-железнодорожный транспорт.
В соответствии с принятыми ранее проектными решениями предприятие должно было:
в 2006 произвести ввод ЦПТ-1;
в 2010 – ЦПТ-2;
в 2011 освоить производственную мощность 10 млн. т;
По состоянию горных работ на 2012 г. показатели производственной мощности достигнуты - ставится вопрос об увеличении до 13500 млн. т. Вместе с тем не запущена ни одна из линий ЦПТ, что обусловило появление отставания вскрышных работ от добычных.
Фактические горные работы ведутся на всем поле разреза – Северном, Центральном и Южном участках.
Верхняя группа горизонтов Северного участка (+ 156 и выше на Восточном борту и +210 и выше на Западном борту), отрабатывается на железнодорожный транспорт, нижележащие горизонты - на автомобильно- железнодорожный транспорт при использовании двух экскаваторных перегрузочных пунктов, находящихся в разрезе на гор + 156м и гор +220 м.
На участке имеется 3 траншеи:
- Северная групповая траншея внешнего заложения, переходящая во внутреннюю;
- Северо-Западная групповая
- северо-западная №1 групповая
траншея внутреннего
- северо-восточная №1 групповая
траншея внутреннего
Рабочие горизонты, отрабатываемые на железнодорожный транспорт вскрываются Северной и Северо–Западной траншеями. Северной траншеей осуществляется вскрытие восточного борта и центральной части участка с помощью системы железнодорожных заездов со станции Семенушкино, имеющей транспортную связь с Северным отвалом и внешней сетью. Северо-западной траншеей вскрывается западный борт участка со станции Породная с выходом на Западный железнодорожный отвал. По этой же схеме вскрываются верхние горизонты западного борта Центрального участка (50-62 пр).
Рабочие горизонты, отрабатываемые на автомобильно-железнодорожный транспорт, вскрываются системой скользящих съездов и автомобильных заездов, имеющих автотранспортную связь с экскаваторными перегрузочными пунктами. Далее вскрышные породы железнодорожным транспортом вывозятся через Северную и Северо-Западную траншеи на Северный и Западный отвалы.
Через Северо–Западную №1 траншею
предусматривается
Информация о работе Геологическое строение и горно-геологическая характеристика месторождения