Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 07:25, реферат
Работа практически всех машин и механизмов, составляющих технологический комплекс карьеров, сопровождается выделением вредных примесей. При достаточно активном естественном воздухообмене между процессами поступления и выноса устанавливается динамическое равновесие, благодаря чему среднее содержание вредных примесей в атмосфере карьера большую часть времени не превышает предельно допустимых концентраций. Общее загрязнение атмосферы карьеров наблюдается, как правило, в периоды безветренной погоды и особенно при инверсиях. Оно возникает либо вследствие постепенного накопления вредных примесей при работе горнотранспортного оборудования, либо после массового взрыва, произведенного при неблагоприятных метеорологических условиях.
Введение……………………………………………………………………………..1
Причины и характер загрязнения атмосферы карьеров……………………….3
Состав атмосферы объектов открытых горных работ…………………………7
Основные положения по обеспечению нормального состава атмосферы в карьерах…………………………………………………………………………11
Проветривание карьеров………………………………………………………..15
Порядок проектирования вентиляции карьеров………………………...……20
Заключение……………………………………………………………...…………24
Литература…………...…………………………………………………………….25
Применение заявляемого способа позволяет организовать надежный воздухообмен между застойной зоной и поверхностью карьера независимо от степени устойчивости его атмосферы. Например, на карьере глубиной 500 м и объемом 260 млн.м3 при использовании только одной оболочки вместимостью 50 тыс.м3 за сутки можно с минимальными энергозатратами удалить за пределы карьера 12 млн.м3 загрязненного воздуха и подать на нижний горизонт такой же объем свежего воздуха. В результате полная смена общекарьерного объема будет происходить менее чем через 11 суток.
Формула изобретения
Способ интенсификации воздухообмена
в карьере, включающий циклические
перемещения в воздушном
Проветривание карьеров
(a. open pit ventilation, quarry ventilation; н. Tagebaubeluftung; ф. aerage des carrieres, aerage dans
les mines а ciel ouvert; и. ventilacion de minas a cielo abierto) - процесс удаления из карьера
естественными или искусственно создаваемыми
воздушными потоками газообразных и пылевых
вредностей, образующихся при ведении
горн. работ. П.к. как область инж. деятельности
сформировалась в 60-х гг. 20 в. Различают
естеств. и искусств. П.к.
Естественное П.к. осуществляется энергией ветра
и термич. силами. Соответственно существуют
ветровые и термич. схемы П.к., а также их
комбинации. Ветровые схемы (прямоточные
и рециркуляционные) реализуются при скорости
ветра на поверхности vв = 1 - 2 м/с
и более. Прямоточная схема имеет место
при углах откоса подветренного борта
карьера не более 15° (рис. 1).
Рис. 1. Прямоточная
схема проветривания карьера.
Ветровой поток отклоняется в карьер и движется по подветренному
борту, дну и наветренному борту. Скорость
воздуха, минимальная на бортах и дне карьера,
увеличивается с высотой, достигая значения
скорости ветра vв на нек-рой высоте
над карьером. Направление движения воздуха
в карьере совпадает с направлением ветра
на поверхности. Вынос вредностей из карьера
осуществляется от подветренного борта
к наветренному. Схема характерна для
неглубоких карьеров. Рециркуляционная
схема реализуется при углах откоса подветренного
борта более 15° (рис. 2).
свободная струя; BODC - зона рециркуляции; OB - линия раздела
воздушных потоков">
Рис. 2. Рециркуляционная
схема проветривания карьера: АОВ - свободная
струя; BODC - зона рециркуляции; OB - линия
раздела воздушных потоков.
Ветровой поток отрывается от борта, образуя
свободную струю, в пределах к-рой воздух
движется от подветренного к наветренному
борту. У последнего одна часть воздушных
масс поворачивает в обратном направлении,
образуя зону рециркуляции, вторая вдоль
наветренного борта выходит на поверхность.
Скорость ветра в карьере с высотой вначале
уменьшается, достигая нуля на линии раздела
воздушных потоков, затем возрастает.
Наличие рециркуляции воздуха способствует
накоплению вредностей в карьере; их вынос
осуществляется лишь через верх. часть
свободной струи. Схема характерна для
глубоких карьеров. При переменном угле
наклона бортов карьера возможна прямоточно-рециркуляционная
ветровая схема. Термич. схемы П.к. реализуются
при скорости ветра на поверхности менее
1-2 м/с. Конвективная схема имеет место
при прогретых бортах карьера (рис. 3).
Рис. 3. Конвективная
схема проветривания карьера.
Скорость восходящих конвективных потоков
вдоль бортов увеличивается с высотой
и у верх. бровки карьера может составлять
1-1,5 м/с. Вынос вредностей осуществляется
вдоль бортов. Инверсионная схема П.к.
возникает при охлаждении бортов карьера.
Прилегающие к бортам более холодные массы
воздуха опускаются вниз, заполняя придонную
часть и вытесняя тёплый воздух вверх
(рис. 4). Скорость воздуха у бортов не превышает
1 м/с; под уровнем инверсии движение воздуха
практически отсутствует, что приводит
к скоплению вредностей и может вызвать
остановку работ.
уровень инверсии; h - толщина слоя инверсии">
Рис. 4. Инверсионная
схема проветривания карьера: а - а - уровень
инверсии; h - толщина слоя инверсии.
Искусственное П.к. (вентиляция карьера) применяется
для создания таких атм. условий в карьере,
к-рые необходимы для нормального ведения
работ, когда естеств. П.к. этого не обеспечивает.
Способы искусств. П.к.: интенсификация
естеств. проветривания, местная и общеобменная
вентиляция карьера. Интенсификация естеств.
П.к., к-рая возможна при достаточно высоких
скоростях ветра на поверхности, осуществляется
расположением длинной оси карьера по
направлению господствующего ветра, т.е.
с учётом розы ветров; уменьшением углов
откоса бортов карьера и отношения его
глубины к ширине; устройством на поверхности
сооружений, турбулизирующих ветровой
поток и увеличивающих скорость ветра
на подходе к карьеру; нек-рыми др. способами. Местная вентиляция применяется при загрязнении
небольших объёмов внутрикарьерного пространства
(экскаваторные забои, перегрузочные пункты,
места взрывных работ и др.). Для её обеспечения
используют вентиляторы с трубопроводами,
спец. карьерные Вентиляторные установки.
Общеобменная вентиляция применяется
при больших зонах загрязнения в карьере
или при загрязнении карьера в целом. Для
её осуществления используют мощные вентиляц.
установки на базе авиац. техники (АИ-20-КВ,
НК-12-КВ, УВУ-1), а также тепловые установки
(УТ-ЛФИ-2, УКПК-1). Общеобменная вентиляция
карьера требует больших затрат энергии.
Уменьшение общего загрязнения атмосферы
карьеров обеспечивается подавлением
вредностей в источниках их образования
(орошением, поливкой автодорог пылесвязывающими
растворами, очисткой выхлопных газов
автомашин и др.); применением способов
и средств ведения работ с миним. загрязнением
атмосферы; включением вентиляц. установок
до наступления штилевого или инверсионного
состояния атмосферы. В зависимости от
объёмов зон загрязнения и геометрии карьера
используется одиночная (небольшие зоны
загрязнения), параллельная (широкие зоны
загрязнения, округлые карьеры); последовательная
(узкие протяжённые зоны загрязнения,
вытянутые в плане карьеры) и комбинир.
работа вентиляц. установок.
Проектирование П.к. состоит в оценке природных
условий в р-не заложения карьера и эффективности
(в т.ч. экономической) применения вентиляции,
выборе технол. основ горн. работ по фактору
вентиляции и способoв интенсификации
естеств. П.к., определении параметров
естеств. П.к., кол-ва и содержания вредностей
в атмосфере карьера, периодов и масштабов
использования средств вентиляции, расхода
воздуха для вентиляции карьера, выборе
типа и кол-ва вентиляц. установок, мест
их расположения, схем вентиляции.
Литература: Ушаков К. З., Mихайлов В. A., Аэрология карьеров, 2 изд., М., 1985; Филатов С. С., Вентиляция карьеров, М., 1981; Heкитин В. С., Битколов Н. З., Проектирование вентиляции в карьерах, М., 1980.
К. З. Ушаков.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
.
Информация о работе Интенсификация естественного воздухообмена в карьерах