Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:37, реферат
Наиболее ответственным и важным этапом на пути к освоению морских нефтегазовых месторождений является проведение поисково-разведочного бурения морских скважин. Только по его результатам можно оценить капитальные вложения, достигающие нескольких миллиардов долларов на одно месторождение, которые будут направлены на бурение эксплуатационных скважин, обустройство месторождения, а также транспортировку добытой углеводородной продукции на переработку и рынки сбыта.
Автор: А. М. Григорьев,
Г. К. Крупнов, В. В. Минин, В. Н. Шорин
"НефтьГазПромышленность" 7 (35)
Необходимость создания плавучих буровых установок нового поколения для России
Наиболее ответственным и важным этапом на пути к освоению морских нефтегазовых месторождений является проведение поисково-разведочного бурения морских скважин. Только по его результатам можно оценить капитальные вложения, достигающие нескольких миллиардов долларов на одно месторождение, которые будут направлены на бурение эксплуатационных скважин, обустройство месторождения, а также транспортировку добытой углеводородной продукции на переработку и рынки сбыта.
Для бурения
скважин в морских условиях, в
отличие от сухопутных, используется
комплекс сложнейшей техники:
— Плавучие буровые установки (самоподъемные — СПБУ,
полупогружные — ППБУ и буровые суда и
морские стационарные платформы, с которых
осуществляется бурение поисково-разведочных
и эксплуатационных скважин;
— Специализированные суда обеспечения
работ:
морские буксиры, в том числе для постановки
и снятия якорей массой 15–20 т, в случае
проведения работ ПБУ на больших глубинах
(буксиры-завозчики якорей);
транспортные суда снабжения, предназначенные
для перевозки технологических грузов,
воды и оборудования;
пассажирские суда для смены экипажей
морских платформ;
специализированные суда для проведения
подводно-технических и водолазных работ
(обследование и ремонт подводного устьевого
оборудования, подводных магистральных
и внутрипромысловых трубопроводов), в
том числе как с использованием труда
водолазов-глубоководников, находящихся
длительное время под повышенным давлением
в атмосфере искусственных дыхательных
гелиево-кислородных смесей, так и роботизированной
техники (ROV) и т. п.
Особенности бурения морских скважин
Принципиально технология бурения морских скважин и состав бурового оборудования не отличаются от применяемых на суше. Однако имеются три основные особенности.
Во-первых, необходимо
учитывать наличие морской
Во-вторых, для некоторых типов ПБУ (полупогружных и буровых судов) ветер, течения и волны вызывают их перемещения, при этом наиболее критичными являются вертикальные перемещения ПБУ, которые вызывают ударные нагрузки на долото и могут привести к быстрому износу и аварийным ситуациям с породоразрушающим инструментом. Для уменьшения отрицательного влияния вертикальных перемещений на процесс бурения на таких ПБУ предусматривается установка компенсаторов бурильной колонны и обсадных труб.
В-третьих, в зависимости от глубин моря в месте проведения работ и технических характеристик ПБУ предусматривается подводное формирование устья с использованием подводного противовыбросового оборудования с возможностью аварийного отсоединения от скважины.
Современное состояние
отечественных ПБУ и
В настоящее время на заводе «Звездочка» (г. Северодвинск) ведется строительство СПБУ «Арктическая», предназначенной для эксплуатации на Баренцевом море при глубинах до 100 м с глубиной бурения скважин 6500 м.
На производственных мощностях Тюменского судостроительного завода для эксплуатации в летний период в Обско-Тазовской губе (Карское море) в 2006 г. построен плавучий буровой комплекс «Обский-1», состоящий из двух объектов: плавучей погружной буровой установки и плавучей базы комплексного обеспечения бурения. При эксплуатации комплекса буровая установка удерживается на грунте морского дна свайным креплением, а плавучая база раскрепляется около установки на якорно-швартовных связях и с помощью коммуникационного моста подает на нее электроэнергию, технологические запасы и т. п.
В Баренцевом море, одном из наиболее перспективных морских регионов России (значительные запасы углеводородного сырья, относительная близость к промышленным регионам — Мурманск, Архангельск), отсутствуют какие-либо типы ПБУ. Все ранее эксплуатирующиеся здесь ПБУ из-за проблем финансирования и высоких затрат на их содержание в межсезонный период проданы или отданы в долгосрочную аренду.
Привлечение к буровым работам в Баренцевом море зарубежных ПБУ на условиях аренды проблематично, так как пригодных для эксплуатации в Баренцевом море установок относительно немного и, как правило, на них имеется устойчивый спрос. Поэтому арендные ставки на эти ПБУ всегда выше средних, которые в последнее время имеют ярко выраженную тенденцию роста (табл. 1).
Табл. 1. Средняя стоимость аренды СПБУ, ППБУ, буровых судов
Год |
Тыс. $ / сутки |
% изменения по сравнению с предыдущим годом |
1996 |
68,77 |
0 |
1997 |
99,66 |
44,9 |
1998 |
83,84 |
–15,9 |
1999 |
45,73 |
–38,1 |
2000 |
47,01 |
2,8 |
2001 |
67,04 |
42,6 |
2002 |
71,88 |
6,7 |
2003 |
69,22 |
–3,7 |
2004 |
67,28 |
–2,8 |
2005 |
75,07 |
11,6 |
2006 |
95,63 |
27,4 |
2007* |
172 |
79,9 |
* 61% ПБУ/судов
уже имеют контракты с
С учетом изложенного и принимая во внимание намечаемый рост спроса российских и зарубежных операторов буровых работ на шельфе, строительство отечественных ПБУ нового поколения является насущной задачей. Для России наиболее перспективными типами ПБУ следует признать СПБУ и ППБУ, поскольку они перекрывают весь диапазон глубин моря, на которых имеется/предполагается залегание перспективных нефтегазоносных структур.
С целью определения требований к основным характеристикам СПБУ и ППБУ был выполнен анализ их современного состояния и перспектив развития, результаты которого приводятся ниже.
Современное состояние и основные тенденции развития ПБУ в мире
Изменение распределения ПБУ по типам за 30 лет приведено в табл. 2.
Табл. 2
Тип ПБУ |
1974 |
1983 |
2004 | |||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% | |
Самоподъемные |
161 |
43,8 |
439 |
59,7 |
381 |
61,0 |
Полупогружные |
109 |
29,6 |
166 |
22,6 |
171 |
27,5 |
Буровые суда и баржи |
79 |
21,4 |
92 |
12,5 |
63 |
10,0 |
Погружные |
20 |
5,2 |
38 |
5,2 |
9 |
1,5 |
Итого: |
369 |
100 |
735 |
100 |
625 |
100 |
Из нее видно,
что наиболее распространенным типом
всегда были СПБУ. К настоящему времени
численность ПБУ сократилась
на 15%, в первую очередь, за счет сокращения
строительства СПБУ (13%), практического
исчезновения класса погружных ПБУ и уменьшения
(в 1,5 раза) количества буровых судов и
барж.
Ниже приводятся сведения по находящимися
в эксплуатации СПБУ и ППБУ, как наиболее
распространенным и представляющим наибольший
интерес для России типам ПБУ. Большинство
из них являются относительно старыми,
имеющими возраст 20 лет и более.
Основным районом эксплуатации СПБУ, как и на протяжении всей истории их создания, продолжает оставаться Мексиканский залив, где работает около 40% СПБУ. Этот регион явился своеобразным полигоном, на котором отрабатывались новые решения для установок практически всех типов, прежде чем они были распространены по всему миру. ППБУ, за исключением Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, эксплуатируются в других регионах в примерно одинаковом количестве.
Глубины моря и бурение скважин
Глубина моря является
наиболее важной характеристикой для
СПБУ, поскольку оказывает
Основное количество ППБУ предназначено для эксплуатации при глубинах моря, не превышающих 915 м. Средняя глубина моря в месте эксплуатации ППБУ также постоянно возрастает — с 510 м в середине 80-х гг. до свыше 2300 м для ППБУ постройки 2000 г. и позднее.
Проектная глубина
бурения скважин (возможности установленного
бурового оборудования) также имеет
тенденцию к увеличению. Наибольшие
проектные глубины бурения
Табл. 3
Средняя глубина бурения скважин, м |
Периоды строительства | ||
80-е гг. |
настоящее время |
2000 г. и позже | |
СПБУ |
6550 |
7060 |
9280 |
ППБУ |
6820 |
7710 |
9530 |
Стоимость постройки
Стоимость постройки ПБУ постоянно растет. Это обстоятельство объясняется, помимо инфляции, увеличением глубин моря и глубин бурения скважин и, соответственно, усложнением установок и ужесточением требований классификационных и надзорных органов к надежности и безопасности ПБУ (табл. 4).
Табл. 4
Тип ПБУ |
Средняя стоимость* постройки ПБУ, млн. $ | ||
80-е гг. |
то же, с учетом инфляции |
настоящее время | |
Самоподъемная |
35 |
90 |
135 |
Полупогружная |
83 |
210 |
440 |
*Под средней
стоимостью понимается
Как видно из приведенных цифр, стоимость постройки СПБУ в сопоставимых ценах увеличилась в 1,5 раза, а ППБУ — более чем в 2 раза (в основном за счет использования дорогих систем динамического позиционирования).
Требования к основным характеристикам отечественных СПБУ и ППБУ нового поколения для эксплуатации на шельфе России
Самоподъемные ПБУ. С учетом анализа, с одной стороны, геологических условий в местах залегания структур на шельфе России, а с другой — тенденций развития этого типа ПБУ можно считать, что для России целесообразно создание СПБУ для глубин моря до 100 м (большие глубины могут быть перекрыты ППБУ), с глубиной бурения поисково-разведочных скважин до 6500 м.
С учетом того, что в сезон штормов и в ледовый период СПБУ будут простаивать, целесообразно на это время предусмотреть их сдачу в аренду за рубеж в районы с более благоприятными погодными условиями, например на шельфы Африки или Австралии. С тем чтобы отечественные СПБУ были конкурентоспособными, целесообразно глубину бурения скважин увеличить до 9 000–11 000 м. Такая глубина позволит бурить не столько поисково-разведочные, сколько горизонтальные эксплуатационные скважины, что существенно расширяет возможности этих установок.
Архитектурно-конструктивный
тип СПБУ целесообразно принять
аналогично признанному рациональным
за рубежом — с корпусом, в плане близким
к треугольному, тремя ферменными опорами
и электромеханическим спуско-подъемным
устройством непрерывного действия, с
консолью, имеющей возможность выдвигаться
за пределы корпуса и на которую выезжает
буровая вышка для осуществления бурения
эксплуатационных скважин с использованием
блок-кондуктора, как это изображено на
рис. 3, или устройства подводного заканчивания
скважин.
Наиболее адаптированными к постройке
СПБУ предприятиями в России являются
Выборгский судостроительный завод, Северное
машиностроительное предприятие, завод
«Звездочка» и Астраханские заводы.
Полупогружные ПБУ. Для России ППБУ целесообразно создавать для глубин моря до 1500 м с комбинированной системой позиционирования и глубиной бурения скважин, аналогичной СПБУ. Для достижения конкурентоспособности глубину моря ППБУ целесообразно увеличить до 2000–3000 м. Система позиционирования должна быть комбинированной, якорно-динамической. Такое решение позволит существенно сократить эксплуатационные расходы при бурении на относительно малых глубинах (до 400–600 м) с использованием только якорной системы позиционирования, вследствие значительной экономии топлива за счет отказа от работы подруливающих устройств и движителей, входящих в систему динамического позиционирования и имеющих значительную мощность — до 30–40 тыс. кВт и более.
Информация о работе Необходимость создания плавучих буровых установок нового поколения для России