Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 18:37, доклад
Описание работы
Полезные ископаемые имеют огромное значение в экономике каждой индустриально развитой страны. Масштаб добычи и переработки полезных ископаемых может в известной степени служить мерилом материальной культуры страны, ее богатства, экономического развития и независимости. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, где бы в том или ином виде не применялись полезные ископаемые. Они служат основой развития тяжелой промышленности. Развитие сельского хозяйства также тесно связано с полезными ископаемыми. Они широко используются и в производстве товаров народного потребления. Мировая добыча полезных ископаемых огромна. В год с каждого квадратного километра суши добывают в среднем более 13 т минерального сырья, а на каждого человека приходится около 1 г в год
Первоначальное применение
свинца, по-видимому, обусловлено его попутным
получением из серебряных руд. Позднее
ряд ценных его свойств послужил причиной
увеличения спроса на свинец. В настоящее
время потребность в свинце непрерывно
растет и его широко
используют во многих отраслях народного
хозяйства.
Свинец — элемент IV группы 6-го
периода периодической системы элементов.
Атомный номер свинца 82, атомная масса
207,2. В химических соединениях устойчивыми
являются его двух- и четырехвалентные
состояния.
Свинец — очень пластичный
металл темно-серого цвета с легким синеватым
оттенком. Он плавится при 327,4°С, а кипит
при 1750°С. Плотность свинца при 20°С равна
11336 кг/м3, при температуре
плавления — 10686 кг/м3. Твердость
свинца повышается, а пластичность соответственно
снижается при наличии в нем металлических
примесей.
Со многими металлами свинец
образует сплавы, которые более тверды
и часто более хрупки, чем чистый свинец.
Некоторые сплавы на основе свинца очень
легкоплавки. С железом
он не сплавляется.
Свинец — плохой проводник
теплоты и электричества. Его электропроводность
почти в 10 раз ниже, чем у серебра.
Для химических свойств свинца
характерны резко выраженные контрасты.
Свинец хорошо противостоит действию
ряда крепких кислот, щелочей и аммиака,
но растворяется в слабой уксусной кислоте
и ряде других органических кислотах.
Погруженный в воду свинец почти не коррозирует,
но при наличии в нем кислорода быстро
разрушается; сухой воздух на свинец не
действует, а во влажном он быстро тускнеет
вследствие образования поверхностной
пленки основного карбоната. Лучшим растворителем
свинца является азотная кислота.
С кислородом свинец образует
ряд оксидов, из которых наибольшее практическое
значение имеют РЬО (глет) и РЬ3О4 (сурик). Наиболее
устойчивым из них является РЬО; все остальные
оксиды при нагреве разлагаются. Глет
легко восстанавливается оксидом углерода
СО и другими восстановителями.
В металлургии свинца, кроме
РЬО, важную роль играют также сульфид
РЬS, силикаты nРЬО • тSiО2. ферриты nРЬО
• mFе2 О3.
Свинец, его сульфид и глет при
повышенных температурах заметно улетучиваются.
Это ведет к потерям свинца в металлургическом
производстве и требует принятия мер по
предохранению обслуживающего персонала
и населения от отравлений, так как пары
свинца и его соединений ядовиты.
В наибольших количествах свинец
применяют в производстве аккумуляторов
и антикоррозионных оболочек электрических
кабелей.
Среди многочисленных сплавов
на свинцовой основе наибольший практический
интерес представляют баббиты — антифрикционные
свинцовые сплавы с добавками небольших
количеств щелочных и щелочно-земельных металлов,
используемые для изготовления вкладышей
подшипников качения; типографские сплавы (РЬ+SЬ) для
изготовления шрифтов; многочисленные
припои и другие легкоплавкие сплавы.
Важными областями потребления
свинца являются химическая и металлургическая
промышленности, где его в виде труб и
листов используют для футеровки трубопроводов
и различной аппаратуры, работающих в
контакте с агрессивными средами, а также
для изготовления нерастворимых анодов,
применяемых :: при электролизе
цинка, меди и некоторых других металлов.
Много свинца расходуется на получение
тетраэтилсвинца, добавка которого в бензин
существенно повышает эффективность его
использования в двигателях внутреннего сгорания. Применение этилированного бензина автотранспортом
ведет к сильному загрязнению окружающей атмосферы свинцом, особенно в
крупных городах. Специалисты давно ищут
эффективную замену тетраэтилсвинцу и
уже добились заметных успехов. В ряде
стран применение этилированного бензина
для автомобилей полностью запрещено.
: Значительное количество свинца
в виде химических соединений используют
для производства красителей (свинцовые
белила, сурик и др.) и различных химикатов.
Структуру потребления свинца
в развитых промышленных странах можно
выразить следующими цифрами, % от общего
потребления:
Оболочки кабелей. ..... .5—35 Красители
и химикаты. . . .5—10
Листы и трубы. ........ 5—10 Сплавы
и припои ....... 10—15
Основным сырьем для производства
свинца являются сульфидные полиметаллические
руды. Наибольшее распространение имеют
свинцово-цинковые и медно-свинцово-цинковые
руды. Помимо свинца такие руды обычно
содержат цинк, медь, кадмий, висмут, золото,
серебро, мышьяк, сурьму, таллий, селен,
теллур, германий и индий. В природе встречаются
также смешанные и окисленные руды, которые
имеют в настоящее время ограниченное
промышленное значение.
Важное место в общем балансе
производства свинца занимает вторичное
сырье — промышленные лом и отходы: аккумуляторный
бой, оболочки кабелей, свинцовые сплавы
и т.д. На долю вторичного сырья приходится
около 40 % от общего выпуска свинца.
Важнейшим промышленным свинцовым
минералом является галенит РЬS. В смешанных
и окисленных рудах встречаются церуссит
РЬСО3 и англезит
РЬS04. Основными
сопутствующими минералами в свинцовосодержащих рудах
являются сфалерит 2п5, халькопирит СиРе52, гринокит СdS,
арсенопирит FеАs2, пирит Fе52 и пирротин Fе758. Пустая порода
представлена кварцем, различными силикатами
и карбонатами.
Полиметаллические руды обычно
содержат не более 8—9 % РЬ. Для непосредственной
металлургической переработки такие руды
непригодны. Поэтому практически все добываемые
руды подвергают флотационному обогащению
по селективной схеме. Максимально при
обогащении полиметаллических руд получают
шесть продуктов — свинцовый, цинковый,
медный, пиритный и баритовый концентраты
и отвальные хвосты.
В металлургическую переработку
на свинцовые заводы обычно поступают
концентраты, содержащие, %: РЬ 30—80; Zn 1—14;
Сu до 10; Fе 2-15; S 9-15; SiO2 2-13, а также
Аu + Аg до 5 кг/т.
На свинцовых предприятиях
в качестве сырьевых материалов используют
также пыли и возгоны сернокислотных установок,
медеплавильных и цинковых заводов и заводов
вторичной металлургии.
Промышленное производство
свинца на территории нашей страны возникло
в Восточном Забайкалье в начале XVIIIв. на
базе серебросодержащих свинцовых руд.
Позднее выпуск свинца был начат на ряде
последовательно построенных заводов
на Алтае. В начале XX в. его производство
было организовано на Северном Кавказе
и в Приморском крае.
Крупнейшими производителями
свинца за рубежом являются США, ФРГ, Великобритания,
Япония, Австралия, Франция и Канада. На
долю этих стран приходится примерно 70—80
% от общего выпуска свинца в зарубежных
странах.
Для переработки сульфидных
свинцовых концентратов применимы в принципе
как пирометаллургическая, так и гидрометаллургическая
технологии. Однако гидрометаллургические
способы извлечения свинца вследствие технологического
несовершенства не конкурентоспособны
с пирометаллургией и до сего времени
не нашли применения в промышленности.
Возможны три метода выплавки
свинца из сульфидных концентратов: реакционной, осадительной и
восстановительной плавками.
Реакционная плавка пригодна для переработки только
очень богатых по свинцу концентратов
с минимальным содержанием примесей и
по этой причине имеет ограниченное применение.
В основе ее лежит принцип частичного
обжига концентрата:
2РЬ5 + 302 = 2РЬО + 2502,
РЬ5+2О2 = РЬ504
с последующим взаимодействием продуктов обжига с остатком не
окислившегося сульфида свинца:
РЬЗ+2РЬО = ЗРЬ + 502
РЬ5 + РЬ504 = 2 РЫ- 2 5О2.
Реакционная плавка может быть
осуществлена в горнах, в электропечах, кивцетным м
рядом других процессов.
Осадительная плавка основана на реакции вытеснения
свинца из его сульфида металлическим
железом:
РЬ5 + Fе = Pb + Fе5.
Хотя в настоящее время в промышленности осадительную плавку
не применяют, реакция, лежащая в ее основе, частично реализуется
в практике шахтной восстановительной
плавки свинца.
По указанным выше причинам
современная металлургия свинца в основном
базируется на использовании технологических
схем, включающих восстановительную
плавку.
Прямое восстановление сульфида
свинца традиционными углеродистыми восстановителями
— задача очень сложная и в промышленных
условиях практически не осуществимая.
В то же время оксид свинца РЬО очень легко
восстанавливается уже при 160—180°С в слабо
восстановительной атмосфере (см. рис.
79).
Таким образом, чтобы получить
металлический свинец методом восстановительной
плавки из сульфидных концентратов, их
нужно предварительно обжечь с одновременным
спеканием материала, так как плавку на
черновой свинец ведут в шахтных печах.
Обожженный агломерат плавят с коксом;
свинец при этом восстанавливается по
реакции РЬО + СО = РЬ+С02.
Примеси с большим сродством
к кислороду при такой плавке образуют
шлак, а с малым - восстанавливаются до
металлов и растворяются в свинце. Загрязненный
свинец, содержащий обычно не менее 10 примесей,
называется черновым. После выпуска из
печи черновой свинец в жидком виде подвергают
рафинированию.
Принципиальная технологическая
схема получения свинца из сульфидных
руд с использованием восстановительной
плавки приведена на рис. 131. Рафинирование
чернового свинца, предусмотренное технологией
в обязательном порядке, проводят преимущественно
пирометаллургическим способом.
Баббиты
Баббитами называют антифрикционные сплавы
на основе олова (Sn) или свинца
(РЬ). Эти
сплавы предназначаются для заливки подшипников
скольжения. Особенностью баббитов является
- низкая температура
плавления (350 - 450) оС, хорошая прирабатываемость и отсутствие схватывания со
сталью. Структура баббита состоит из
мягкой и пластичной основы и более твёрдых
включений.
Лучшими антифрикционными свойствами
обладают оловянные баббиты, у
которых мягкой основой является а - твёрдый раствор сурьмы
(Sb) и меди (Сu) в олове (РЬ). В качестве твёрдых
частиц в структуре присутствуют химические
соединения SnSb u Cu6Sn5 в виде мелких
игл или звёзд. Оловянные баббиты дорогие, их применяют
для заливки подшипников машин большой
мощности, когда требуется высокая вязкость и наименьший коэффициент
трения.
Для других подшипников используют
более дешёвые свинцово-оловянные
баббиты. Они обладают более высоким коэффициентом
трения, менее износостойки и более хрупки.
Введение Сu в свинцовые баббиты
устраняет ликвацию, увеличивает
твёрдость и вязкость. Введение Cd повышает
твёрдость, прочность и коррозионную стойкость баббитов.
Баббиты, содержащие As отличаются мелкозернистой
структурой и хорошей жидкотекучестью.
Оловянные баббиты, в соответствии с ГОСТ 1320 - 74,
обозначаются буквой - Б и цифрами, указывающимипроцентное содержание Sn.
Свинцовые баббиты, в соответствии с ГОСТ 1320 - 74,
обозначаются буквой Б, последующие буквы или цифрыуказывают содержание дополнительных
легирующих элементов или процентное содержание Sn,
соответственно.
Применения баббитов и их примерное
назначение приведены в таблице.
Таблица 28. Условия применения
и назначения баббитов
Марка
Нагрузка
Р,
МПа
V,
м/с
Р · V
Рабочая температура,оС
Примерное назначение
Б 88
спокойная ударная
20,0
15,0
50
750
75
Подшипники, работающие при
больших скоростях и высоких динамических
нагрузках. Подшипники для быстроходных
и среднеоборотных дизелей. Нижние половины
крейцкопфных подшипников, малооборотных
дизелей.
Б 83
спокойная ударная
15,0
10,0
50
750
500
70
Подшипники, работающие при
больших скоростях и средних нагрузках.
Подшипники турбин, крейцкопфные, мотылевые ирамовые подшипники
малооборотных дизелей, опорные подшипники
гребных валов.
Б 83С
спокойная ударная
15,0
10,0
50
750
500
70
БН
спокойная ударная
10,0
7,6
30
300
200
70
Подшипники, работающие при
средних скоростях и средних нагрузках.
Подшипники дизелей, компрессоров, судовых
водопроводов.
Б 16
спокойная
10,0
30
300
70
Моторно-осевые подшипники
электровозов, путевых машин, детали паровозов
и другое оборудование тяжелого машиностроения.