Повышение эффективности работы скважин, оборудованных УЭЦН на Южно-Покачевском месторождении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Разработкой нефтяных и газонефтяных месторождений называют осуществление научно-обоснованного процесса извлечения из недр, содержащихся в них углеводородов и сопутствующих им полезных ископаемых. Разработка нефтяных месторождений - интенсивно развивающаяся область науки. Дальнейшее ее развитие связано с применением новых технологий извлечения нефти из недр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Характеристика района работ 4
1.2. История освоения Южно-Покачевского месторождения. 6
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
2.1 Режим разработки Южно-Покачёвского месторождения 9
2.2 Динамика разработки месторождения 11
2.3. Контроль за разработкой месторождения 17
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
3.1. Конструкция скважины 20
3.2. Конструкция и принцип действия УЭЦН 21
3.3. Погружные электроцентробежные насосы 25
3.4. Погружные электродвигатели 30
3.5. Кабельная линия 32
3.6. Конструкция гидрозащиты 35
3.7. Устьевое оборудование 36
4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 37
4.1. Технические характеристики, принцип действия УЭЦН 37
4.2. Характеристики УЭЦН 41
4.3. Обслуживание скважин оборудованных УЭЦН 45
4.4. Мероприятия по улучшению работы УЭЦН 46
4.5. Вывод скважины на режим 47
4.6 Подбор оборудования УЭЦН 55
5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА 61
5.1 Краткая технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 61
5.2 Методика расчета экономической эффективности от оптимизации скважин, оборудованных УЭЦН. 63
5.3 Расчет экономической эффективности от оптимизации скважин, оборудованных УЭЦН. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

Файлы: 1 файл

Курсовая по СДН.docx

— 548.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.4

КПБП

3x6

-

10,2x27,5

300 и кратн.

796

2500

 

 

3x10

-

13,6x33,8

1200-1700

950

 

3x16

-

15,0x37,4

1100-1700

1170

 

3x25

-

15,4x43,0

1000-1800

1615

3300

 

 

3x35

-

18x48,2

500

2098

 

3x50

-

19,7x52,3

500

2641

КФСБ

3x6

-

10,1x25,7

100 и кратн.

1123

2500

 

3x10

-

11,1x28,1

1489

 

3x16

-

12,3x31,7

1900

3300

 

3x25

-

14,5 х 38,2

1500

2440

 

3x6

2x0,5

10,3x25,7

100 и кратн.

1173

2500

 

3x10

2x0,5

11,1x28,1

1539

 

3x16

2x0,5

12,3x31,7

1950

3300

 

3x25

2x0,5

14,5 х 38,2

1500

2490

 

 

 

 

КФСБК

3x6

-7

22,2

1500

1103

2500

3x10

-

23,9

1420

3300

3x16

-

26,4

1850

3x25

-

31,1

2390

3x6

3x0,5

22,2

1500

1178

2500

3x10

3x0,5

23,9

1495

3x16

3x0,5

26,4

1925

3300

3x25

3x0,5

31,1

2465

КТЭБ

3x6

-

10,2X27,5

1500

502

2500

 

3x10

-

13,6X33,8

842

3x16

-

15,0X37,4

1083

3x25

-

15,4X43,0

1403

3300

3x35

-

18,0X48,2

1716

3x6

2x0,5

10,2X27,5

100 и кратн.

542

2500

3x10

2x0,5

13,6X33,8

1500

882

3x16

2x0,5

15,0X37,4

1123

3300

 

3x25

2x0,5

15,4X43,0

1443

3x35

2x0,5

18,0X48,2

1756

КТЭБК

3x6

-

25

1500

464

2500

3x10

-

29

795

3x16

-

32

1132

3x25

-

35,6

1355

3300

3x35

-

38,6

1672

3x6

2x0,5

25

1500

524

2500

3x10

2x0,5

29

855

3x16

2x0,5

32

1092

3300

3x25

2x0,5

35,6

1415

3x35

2x0,5

38,6

1732


 

3.6. Конструкция гидрозащиты

Гидрозащита предназначена для  предотвращения проникновения пластовой  жидкости во внутреннюю полость электродвигателя, компенсации изменения объема масла  во внутренней полости от температуры  электродвигателя и передачи крутящего  момента от вала электродвигателя к  валу насоса. Разработано два варианта конструкций гидрозащит для двигателей унифицированной серии [5]:

  • открытого типа - П92; ПК92; Ш14; ПК114;
  • закрытого типа - П92Д; ГЖ92Д; (с диафрагмой) П114Д; ПК114Д. 
    Гидрозащиту выпускают обычного и коррозионностойкого исполнений. Гидрозащита состоит из протектора и компенсатора.

Основным типом гидрозащиты  для комплектации ПЭД принята  гидрозащита открытого типа. Её принцип  действия требует применения специальной  барьерной жидкости плотностью до 2 г/см3, обладающей физико - химическими свойствами, которые исключают ее перемешивание с пластовой жидкостью скважины и маслом в полости электродвигателя.

.Компенсатор гидрозащиты предназначен  для компенсации утечек масла  из полости электродвигателя  и температурного изменения его  объёма. Основание компенсатора, присоединяется  к нижнему концу ПЭДа; пробка  служит для заполнения системы  маслом. Головка и корпус имеют отверстия для передачи внешнего давления жидкости на эластичный элемент (диафрагму). При охлаждении ПЭДа, объем и давление масла внутри его уменьшаются, при этом давление скважинной жидкости через диафрагму передаётся на масло внутри компенсатора: диафрагма сжимается, поршень клапана открывает перепускное отверстие и масло проходит из компенсатора в полость двигателя, компенсируя уменьшения объёма. При нагревании диафрагма объём масла в двигателе увеличивается, и его излишки перетекают в полость компенсатора, диафрагма при этом расширяется.

3.7. Устьевое оборудование

Типичная арматура устья  скважины, оборудованной для эксплуатации УЭЦН (Рисунок 3.3), состоит из крестовины 1, которая устанавливается на колонной головке.

Рисунок 3.3 Арматура устья скважины, оборудованной УЭЦН

В крестовине имеется разъемный  вкладыш 2, воспринимающий нагрузку от НКТ. На вкладыш накладывается уплотнение из нефтестойкой резины 3, которое прижимается разъемным фланцем 5. Фланец 5 прижимается болтами к фланцу крестовины и герметизирует вывод кабеля 4.

Арматура предусматривает отвод  затрубного газа через трубу 6 и обратный клапан 7. Арматура собирается из унифицированных узлов и запорных кранов. Она сравнительно просто перестраивается для оборудования устья при эксплуатации штанговыми насосами.

 

 

 

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

4.1. Технические характеристики, принцип действия УЭЦН

Установки погружных центробежных насосов в модульном исполнении УЭЦНМ и УЭЦНМК предназначены  для откачки из нефтяных скважин, в том числе и наклонных, пластовой  жидкости, содержащей нефть, воду, газ, механические примеси.

В зависимости от поперечного размера  погружного агрегата УЭЦН подразделяют на четыре условные группы 5, 5А, 6 и 6А. В  зависимости от количества агрессивных  компонентов, содержащихся в откачиваемой жидкости, насосы установок имеют  исполнение обычное (УЭЦН) и повышенной коррозионно - (УЭЦНК) и износостойкости (УЭЦНИ). Условия применимости УЭЦН по перекачиваемым средам: жидкость с  содержанием механических примесей для УЭЦН и УЭЦНК не более 0,1 г/л, для УЭЦНИ не более 0,5 г/л; свободного газа на приеме насоса не более 25%, сероводорода не более 0,01 г/л и 1,25 г/л для УЭЦНК; воды не более 99%; водородный показатель (рН) пластовой воды для УЭЦНК  в пределах 6-8,5. Температура в  зоне размещения электродвигателя не должна превышать 50-90С. Установки выпускаются  по группе надежности в климатическом  исполнении У (для умеренного климата).

Для районов с холодным климатом установки комплектуются поверхностным  электрооборудованием в исполнении ХЛ1. В качестве примера приведем шифры установок: УЗЭЦН 5-130-1200, У2ЭЦНИ 6-350-1100 и УЭЦНК 5-130-1200, где, кроме УЭЦН, приняты обозначения: 3 -модификация; 5 - группа насоса; 130 - подача, м3/сут; 1200 - развиваемый напор, м водяного столба; И - износостойкое исполнение; К - коррозионно-стойкое исполнение (остальные обозначения аналогичны).

Принципиальная схема УЭЦН приведена на рисунке 4.1.

 

Рисунок 4.1. Принципиальная схема УЭЦН

  1. Электродвигатель.
  2. Гидрозащита.
  3. Центробежный электронасос.
  4. Кабель в сборе.
  5. Комплектная трансформаторная подстанция.
  6. Клапан спускной.
  7. Пояс.
  8. Насосно-компрессорная труба.
  9. Оборудование устья скважины.
  10. Станция управления.
  11. Клапан обратный.
  12. Газосепаратор.

Погружной агрегат включает в себя центробежный электронасос, гид-розашиту и электродвигатель. Он спускается в скважину на колонне НКТ, которая подвешивается с помощью устьевого оборудования, устанавливаемого на колонной головке эксплуатационной колонны. Электроэнергия от промысловой сети через трансформатор и станцию управления по кабелю, прикрепленному к наружной поверхности НКТ крепежными поясами (хомутами), подается на электродвигатель, с ротором которого связан вал центробежного электронасоса (ЭЦН). ЭЦН подает жидкость по НКТ на поверхность. Выше насоса установлен обратный шаровой клапан, облегчающий пуск установки после ее простоя, а над обратным клапаном - спускной клапан для слива жидкости из НКТ при их подъеме. ЭЦН - это погружной, центробежный, секционный, многоступенчатый электронасос. В корпусы секций вставляется пакет ступеней, представляющий собой собранные на валу рабочие колеса и направляющие аппараты. Число ступеней колеблется в пределах 127-413. Снизу в корпус ввинчивают основание насоса с приемными отверстиями и фильтр-сетку, через которые жидкость из скважины поступает в насос. В верхней части насоса находится ловильная головка с обратным клапаном, к которой крепятся НКТ.

В качестве привода насоса используется погружной, трехфазный, асинхронный  с короткозамкнутым многосекционным  ротором вертикального исполнения, маслонаполненный электродвигатель ПЭД. Обмотка статора соединяется  с колодкой кабельного ввода, расположенного в головке.

Гидрозащита состоит из протектора, который устанавливается между  ЭЦН и ПЭД, и компенсатора, присоединяемого  к основанию ПЭД. Они обеспечивают смазку и защиту ПЭД от проникновения  в его полость скважинной жидкости.

С поверхности до погружного агрегата протягивают питающий, полиэтиленовый (изоляция в один или два слоя), бронированный (эластичная стальная оцинкованная лента) круглый кабель (типа КЛБК), а  в пределах погружного агрегата - плоский (типа КПБП). Переход от круглого кабеля к плоскому сращивается горячим способом в пресс-формах. Строительная длина кабеля составляет 800-1800м. Потери напряжения в кабеле составляют 25-125В на 1000м. Станция управления обеспечивает включение и отключение установки при ручном и автоматическом управлении, самозапуск после появления исчезнувшего напряжения и аварийное отключение (перегрузки, короткое замыкание, колебания давления, отсутствие притока в насос и др.). Трансформатор повышает напряжение подачи электроэнергии от напряжения промысловой сети (380 В) до напряжения питающего тока в ПЭД (350-6000 В) с учетом потерь напряжения в кабеле.

Герметичность вывода кабеля и НКТ  достигается с помощью разъемного конуса, вставляемого в крестовину, резинового уплотнения и фланца.

Принцип работы центробежного насоса заключается в том, что увеличение напора жидкости, протекающей через  него, происходит при вращении рабочих  колес, которые являются основным органом  насоса.

Во время работы насоса жидкость, поступающая через всасывающие  отверстия к центральной открытой части рабочего колеса, попадает на его лопатки и увлекается ими  в полость насоса, где приобретает  вращательное движение.

Под влиянием центробежной силы и  от воздействия лопаток частицы  жидкости с большой скоростью  отбрасываются к периферии вращающегося колеса и затем наружу. Выбрасываемая  из колеса жидкость обладает большой  скоростью и, следовательно, значительной кинетической энергией - энергией движения. Для преобразования этой энергии  в энергию давления служат специальные  направляющие устройства, которые состоят  из системы фигурных лопаток, охватывающих рабочее колесо. Жидкость, протекая между этими лопатками, плавно изменяет направление движения, постепенно теряет скорость и отводится в следующую  ступень.

Рабочие колеса погружных насосов  имеют небольшой диаметр и  вследствие  этого напор жидкости, создаваемый одной ступенью, не превышает 3,5 - 5,5 м водяного столба. Поэтому  для обеспечения напора в 800 - 1000 м  в корпусе насоса монтируют по 150 - 200 ступеней, а в тех случаях, когда необходимо иметь больший  напор, применяют двухсекционные насосы.

Часть погружных центробежных электронасосов выпускается в износоустойчивом исполнении; они предназначены для  эксплуатации скважин с содержанием  механических частиц (песка) в откачиваемой жидкости от 1 до 10 г на литр.

Отличительными конструктивными  особенностями таких насосов  являются:

а)  выполнение  опорных торцовых  поверхностей  рабочих колес и 
направляющих аппаратов, а также других трущихся поверхностей (кроме 
сальникового узла) из износоустойчивой нефтестойкой резины;

б)  применение     промежуточных     износостойких     подшипников, 
облицованных резиной;

в)  защищенность вала насоса по всей длине от непосредственного 
соприкосновения с пластовой жидкостью; на участке между сальником и 
первым    рабочим    колесом,    а    также    между    рабочими    колесами    и 
промежуточными подшипниками вал защищен бронзовыми втулками;

г)  изготовление рабочих колес из бронзы.

Износоустойчивыми являются также  насосы с капроновыми рабочими колесами и направляющими аппаратами.

4.2. Характеристики УЭЦН

Информация о работе Повышение эффективности работы скважин, оборудованных УЭЦН на Южно-Покачевском месторождении