Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 17:21, реферат
За 22 лет назад наша страна провозгласила свою независимость и вступила в новый этап исторического развития. Оглядываясь на пройденный за эти годы нелегкий и вместе с тем славный путь, мы вспоминаем тяжелые дни, которые пережил наш народ, и глубже осознаем, ценой какой самоотверженной борьбы, каких усилий была приобретена независимость Родины, что сделано и какие результаты достигнуты за период независимого развития.
Рассуждая об этом, необходимо помнить и четко представлять себе, в какой сложной ситуации находилась наша страна в первые годы независимости.
Известно, что наряду с пороками, присущими всей советской системе с ее централизованным планированием и распределительным механизмом, осложнили положение и односторонняя, гипертрофированная сырьевая направленность экономического развития Узбекистана, безраздельная монополия производства хлопка, разрушительно влияющая на экономику, экологию и генофонд нации.
Введение
Рациональное использование водных ресурсов
Достижения в аграрной сфере благодаря мелиоративной системе
Принятые меры по повышению использования водных ресурсов.
Заключение
Список использованной литературы
Для работы с молодыми специалистами,
направленными на работу в подразделениях
министерства, создана система ученик-
Управление водными ресурсами
и совершенствование
Меры по повышению
эффективности использования воды
Значимость воды для дальнейшего
развития Узбекистана неоценима. Благодаря
пониманию социальной значимости ирригации
и мудрой государственной политике
в водохозяйственном секторе, Узбекистан
за годы независимости сумел не только
сохранить свой ирригационный потенциал,
но и успешно модернизирует и
совершенствует системы орошения.
За годы независимости произошли радикальные
изменения в водном хозяйстве. Широко
внедряются принципы ИУВР, современные
водосберегающие технологии, системы
автоматизированного контроля и управления
водораспределением, предпринимаются
меры по улучшению технического состояния
водохозяйственных объектов и мелиоративного
состояния орошаемых земель, диверсификации
сельскохозяйственного производства
и многое другое.
Одним словом, все эти меры направлены
на повышение эффективности использования
водных ресурсов, организацию гарантированной
доставки воды и улучшение мелиоративного
состояния орошаемых земель.
В частности, предпринимаемые меры и достижения
в этих направлениях выглядят в следующем
виде.
Институциональные
реформы
В плане институциональной
Для эффективного внутрихозяйственного
управления водой и подачи воды фермерам
созданы и успешно
Широко внедряются принципы интегрированного
управления водными ресурсами (ИУВР),
где Узбекистан является признанным
лидером, о чем свидетельствуют
аналитические обзоры Всемирного Банка,
АБР и других международных организаций.
Площади орошения, которые уже
охвачены гидрографическим управлением
с широким вовлечением
Диверсификация
сельскохозяйственного производства
В период независимости
в республике проделана огромная работа
по диверсификации сельскохозяйственного
производства. Взамен влагоемких культур,
таких как рис, хлопчатник и люцерна, увеличен
посев менее влагоемких культур - зерновые,
бахчевые, сады, виноградники и другие
культуры.
Если в конце 80-х годов прошлого века под
хлопчатник составляла около 2,0 млн.га
или из общей площади орошаемых земель
50%, то в современных условиях, составляет
чуть более 1,2 млн.га или уменьшена почти
двое. Посев риса с 180 тыс.га сокращен до
40 тыс.га. Остальные орошаемые земли занимают
менее влагоемкие зерновые, продовольственные
и другие культуры, жизненно необходимые
для населения.
Строительство, реконструкция
и ремонт ГТС
Правительство страны выделяет огромные
средства из государственного бюджета
на совершенствование и
За последние годы по республике
построено и реконструировано около
1,5 тыс.км каналов, более 400 крупных гидротехнических
сооружений и 200 насосных станций, произведена
полная реконструкция 386,0 тыс.га орошаемых
земель.
В итоге выполненных работ улучшается
техническое состояние каналов и гидротехнических
сооружений, повышается управляемость
и гарантированная доставка воды, тем
самым уменьшая фильтрационные и технические
потери воды на оросительных сетях.
Мелиоративное улучшение
орошаемых земель
Согласно Указу Президента Республики
Узбекистан в октябре 2007 года создан
Фонд по мелиоративному улучшению орошаемых
земель, принята Государственная
Программа мелиоративного улучшения
орошаемых земель на период 2008-2012 гг.
В целях обновления мелиоративного
парка создана государственная
лизинговая компания «Узмелиомашлизинг».
Также созданы 49 государственных унитарных
предприятий, специализированных на выполнении
мелиоративных и других водохозяйственных
работ.
В рамках Фонда на выполнение мероприятий,
включающих строительство, реконструкцию
и восстановление коллекторно-дренажных
систем было выделено более 500 млн.долларов
США. В частности, построено и реконструировано
3127 км коллекторно-дренажных систем, 809
ед. вертикального дренажа, 156 мелиоративных
насосных станций, 1422 наблюдательных сетей,
а также отремонтировано и восстановлено
66,2 тыс.км коллекторно-дренажных сетей,
5415 ед. вертикального дренажа, 195 мелиоративных
насосных станций, 5807 трубчатых переездов
и др.
Также, за счет средств фонда специализированным
государственным унитарным предприятиям
и водохозяйственным организациям предоставлены
около 1500 единиц современной мелиоративной
техники и механизмов, в частности 600 экскаваторов
и 150 бульдозеров.
Выполненные работы позволили улучшить
мелиоративное состояние 1,2 млн.га орошаемых
земель, уменьшить площадь сильно и среднезасоленных
земель на 81,2 тыс.га и на площади 365 тыс.га
достичь снижения уровня грунтовых вод,
что в конечном итоге положительно влияет
на плодородие почв и урожайность сельскохозяйственных
культур. В частности, наблюдается повышение
балл-бонитет почв в республике.
Водосберегающие
технологии
В масштабах республики особое внимание
уделяется развитию водосберегающих
технологий орошения, включая системы
капельного орошения и полив с помощью
гибких шлангов, полив через плёнку и другие.
Только за последние годы системы капельного
орошения построены и успешно используется
на площади около 10,0 тыс.га. Полив с помощью
гибких шлангов и полив через плёнок применяются
уже на площади более 2,0 тыс.га. и это в
основном для полива хлопчатника.
Государство полностью поддерживает
это направление. В частности, в
период с 2013 по 2018 годы намечается строительство
системы капельного орошения на площади
25 тыс.га. Указом Президента РУ намечается
фермерским хозяйствам и другим землепользователям
за счет государства предоставлять
на льготной основе долгосрочные 5%-ные
кредиты и эти фермерские хозяйства
освобождаются от уплаты земельного
и других видов налогов.
Реализация инвестиционных
проектов
На восстановление ирригационных
и дренажных систем, модернизацию
водохозяйственных объектов и насосных
станций привлекаются средства международных
финансовых институтов, таких как
Всемирный банк, Азиатский банк развития,
Исламский банк развития, Саудовский
фонд развития, Фонд ОПЕК, Кувейтский фонд,
Эксимбанк КНР и другие доноры.
За счет средств международных
финансовых институтов за последнее 10
лет в водохозяйственный сектор было направлено
более 1,2 млрд.долл. на восстановление
ирригационных и дренажных систем, модернизацию
водохозяйственных объектов и насосных
станций через 20 крупных нвестиционных
проектов, что повысило КПД оросительных
систем, улучшило техническое состояние
гидротехнических сооружений и повысило
управляемость и экономию оросительной
воды.
Улучшение водопользования
и экономия воды
Водозабор по всей республике по сравнению
с 80-ыми годами уменьшился с 64 до 51 млрд.мЗ
в год. Удельный водозабор из источников
орошения на 1 гектар орошаемой площади
по сравнению с 90-ым годом уменьшился с
18 тыс.мЗ/га на 10,5 тыс.мЗ/га.
Приоритетные
направления водного хозяйства
1. Совершенствование
и модернизация
- строительство, реконструкция и ремонт
всех гидротехнических объектов;
- проведение антифильтрационных мероприятий;
- меры по повышению
безопасности и надёжности
- автоматизация управления на водохозяйственных
объектах.
2.Водосбережение:
-внедрение водосберегающих технологий;
-стимулирование водосбережения;
-внедрение новых технологий и методов
полива;
-внедрение принципов ИУВР;
- совершенствование оперативного управления
водными ресурсами.
3. Повышение
потенциала:
- укрепление материально-технической
базы и оснащенности водохозяйственных
организаций;
- повышение квалификации специалистов
водного хозяйства;
- широкое использование информационных
ресурсов в планировании и управлении
водных ресурсов;
- повышение потенциала Ассоциаций водопотребителей.
И в заключении
хотелось бы отметить о мерах принимаемых
по защите эксплуатационного состояния
ответственных сооружений как гидротехнические
сооружения. После обретения независимости
Республики Узбекистан были приняты
законы по обеспечению безопасности ГТС
такие как Закон «О гражданской ответственности
и защите населения» от 26 мая 2000 года и
от 20 августа 1999 г. № 826-I Закон «О безопасности
гидротехнических сооружений». Целью
настоящего Закона является регулирование
отношений, возникающих при осуществлении
деятельности по обеспечению безопасности
при проектировании, строительстве, вводе
в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции,
восстановлении, консервации и ликвидации
гидротехнических сооружений.
Депутаты рассмотрели вопросы в сфере безопасности гидротехнических сооружений 09.11.2012 года на заседании Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по аграрным и водохозяйственным вопросам, на котором была заслушана информация об исполнении Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» и принятых на его основе подзаконных актов. В Республике в настоящее время эксплуатируется более 60 гидросооружений из грунтовых материалов – это грунтовые плотины - высокие грунтовые гидросооружения, в частности - Туполангская (Н=180м), Чарвакская (Н=168м), Гиссаракская (Н=138.5 м), Резаксайская (Н=170м), Сохская (Н=87.5м), Касансайская (Н=64м) ниже приводится их конструктивные особенности, физико-механические характеристики материалов грунта, слагающих тело самого сооружения и его основания.
Под контролем инспекции «Уздавсувхужаликназорат» находится 273 крупных и особо важных гидротехнических объекта и 50 из них — водохранилища, 35 — насосные станции, 29 — гидроэлектростанции, 60 — магистральные каналы и 24 — магистральные коллекторы, 64 — гидроузлы, а также сооружения по защите речных берегов. Инспекцией разработаны и выполняются меры по реализации совместного решения комитетов Законодательной палаты по аграрным и водохозяйственным вопросам, по вопросам экологии и охраны окружающей среды, которое было принято по итогам предыдущего мониторинга. Так, в рамках его исполнения проведены региональные семинары в Наманганской и Ташкентской областях, в городах Термез, Карши, Самарканд и Бухара, что позволило значительно улучшить проводимую работу, повысить ответственность работников.
При инспекции создан Экспертный совет, в состав которого вошли специалисты Минсельводхоза, МЧС, Министерства финансов, Госкомприроды, Узгидромета, научно-исследовательских институтов.
Совет рассматривает важные вопросы, связанные с надежностью технического состояния и безопасностью гидротехнических сооружений. Диагностические центры инспекции оснащены высокоточной современной аппаратурой. На 35 гидротехнических сооружениях — водохранилищах, гидроузлах и насосных станциях разработаны критерии безопасности и установлен постоянный контроль над их соблюдением пользователями. В настоящее время на отдельных водохранилищах ведутся ремонтные работы, выполняются меры по укреплению плотин и берегов. Постоянное внимание уделяется и повышению квалификации кадров. Недавно был организован семинар совместно с Азиатским банком развития и Японским водным агентством, на котором изучались вопросы управления безопасностью плотин. Напомню, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности в проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических объектов, их реконструкции, восстановлении и консервации, регулируются Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений». Контроль за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется по классам. Так, техническое состояние и безопасная эксплуатация гидротехсооружений I, II и III классов контролируется инспекцией «Уздавсувхужаликназорат», а сооружений ниже III класса — Министерством сельского и водного хозяйства, ГАК «Узбекэнерго» и другими организациями по ведомственному подчинению.
Список использованной литературы:
Информация о работе Развитие гидротехнического строительства за годы независимости нашей Родины