Развитие гидротехнического строительства за годы независимости нашей Родины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

За 22 лет назад наша страна провозгласила свою независимость и вступила в новый этап исторического развития. Оглядываясь на пройденный за эти годы нелегкий и вместе с тем славный путь, мы вспоминаем тяжелые дни, которые пережил наш народ, и глубже осознаем, ценой какой самоотверженной борьбы, каких усилий была приобретена независимость Родины, что сделано и какие результаты достигнуты за период независимого развития.
Рассуждая об этом, необходимо помнить и четко представлять себе, в какой сложной ситуации находилась наша страна в первые годы независимости.
Известно, что наряду с пороками, присущими всей советской системе с ее централизованным планированием и распределительным механизмом, осложнили положение и односторонняя, гипертрофированная сырьевая направленность экономического развития Узбекистана, безраздельная монополия производства хлопка, разрушительно влияющая на экономику, экологию и генофонд нации.

Содержание работы

Введение

Рациональное использование водных ресурсов
Достижения в аграрной сфере благодаря мелиоративной системе
Принятые меры по повышению использования водных ресурсов.

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДОНО РЕФЕРАТ.docx

— 512.60 Кб (Скачать файл)

Для работы с молодыми специалистами, направленными на работу в подразделениях министерства, создана система ученик-наставник. До тех пор, пока молодой специалист не наберет определенные навыки и  опыт работы по своей специальности  и по организационным вопросам, ему  будет помогать его наставник. Молодые  специалисты после трех лет работы направляются на курсы повышения  квалификации и далее, в соответствие со степенью их организаторских способностей и перспективности, выдвигаются  на последующие ответственные должности.

 

          Управление водными ресурсами  и совершенствование водохозяйственного  сектора в Узбекистане

                          Меры по повышению эффективности использования воды 
 

Значимость воды для дальнейшего  развития Узбекистана неоценима. Благодаря  пониманию социальной значимости ирригации  и мудрой государственной политике в водохозяйственном секторе, Узбекистан за годы независимости сумел не только сохранить свой ирригационный потенциал, но и успешно модернизирует и  совершенствует системы орошения. 
              За годы независимости произошли радикальные изменения в водном хозяйстве. Широко внедряются принципы ИУВР, современные водосберегающие технологии, системы автоматизированного контроля и управления водораспределением, предпринимаются меры по улучшению технического состояния водохозяйственных объектов и мелиоративного состояния орошаемых земель, диверсификации сельскохозяйственного производства и многое другое.

                 Одним словом, все эти меры направлены на повышение эффективности использования водных ресурсов, организацию гарантированной доставки воды и улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель. 
             В частности, предпринимаемые меры и достижения в этих направлениях выглядят в следующем виде.

 
Институциональные реформы

 
В плане институциональной реформы  водного хозяйства принципиально  важным является переход в 2003 году с  административно-территориального принципа управления водными ресурсами к  бассейновому принципу, что позволило  обеспечить более эффективное, стабильное и равномерное распределение  воды на всех уровнях.

 
Для эффективного внутрихозяйственного управления водой и подачи воды фермерам созданы и успешно функционируют 1500 Ассоциации водопотребителей, объединяющих более 80 тыс. водопотребителей, охватом общей площади около 4 млн.га.

 
Широко внедряются принципы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), где Узбекистан является признанным лидером, о чем свидетельствуют  аналитические обзоры Всемирного Банка, АБР и других международных организаций. Площади орошения, которые уже  охвачены гидрографическим управлением  с широким вовлечением водопользователей, охватили в Ферганской долине более 120 тыс.га, в Зарафшанской долине на 600 тыс.га и ныне развиваются в других областях еще на 250 тыс.га. 
 
Диверсификация сельскохозяйственного производства

      В период независимости в республике проделана огромная работа по диверсификации сельскохозяйственного производства. Взамен влагоемких культур, таких как рис, хлопчатник и люцерна, увеличен посев менее влагоемких культур - зерновые, бахчевые, сады, виноградники и другие культуры. 
 
Если в конце 80-х годов прошлого века под хлопчатник составляла около 2,0 млн.га или из общей площади орошаемых земель 50%, то в современных условиях, составляет чуть более 1,2 млн.га или уменьшена почти двое. Посев риса с 180 тыс.га сокращен до 40 тыс.га. Остальные орошаемые земли занимают менее влагоемкие зерновые, продовольственные и другие культуры, жизненно необходимые для населения.

 
Строительство, реконструкция  и ремонт ГТС

 
Правительство страны выделяет огромные средства из государственного бюджета  на совершенствование и эксплуатацию водохозяйственных сооружений. Ежегодно производится очистка и ремонт более 5,0 тыс.км магистральных каналов, 16,0 тыс.км оросительной и лотковой сети, находящихся на балансе Ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств, более 10 тыс. единиц разных гидротехнических сооружений и гидропостов.

 
За последние годы по республике построено и реконструировано около 1,5 тыс.км каналов, более 400 крупных гидротехнических сооружений и 200 насосных станций, произведена полная реконструкция 386,0 тыс.га орошаемых земель. 
 
В итоге выполненных работ улучшается техническое состояние каналов и гидротехнических сооружений, повышается управляемость и гарантированная доставка воды, тем самым уменьшая фильтрационные и технические потери воды на оросительных сетях.

 
Мелиоративное улучшение  орошаемых земель

 
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан в октябре 2007 года создан Фонд по мелиоративному улучшению орошаемых  земель, принята Государственная  Программа мелиоративного улучшения  орошаемых земель на период 2008-2012 гг.

 
В целях обновления мелиоративного парка создана государственная  лизинговая компания «Узмелиомашлизинг». Также созданы 49 государственных унитарных предприятий, специализированных на выполнении мелиоративных и других водохозяйственных работ.

 
В рамках Фонда на выполнение мероприятий, включающих строительство, реконструкцию  и восстановление коллекторно-дренажных  систем было выделено более 500 млн.долларов США. В частности, построено и реконструировано 3127 км коллекторно-дренажных систем, 809 ед. вертикального дренажа, 156 мелиоративных насосных станций, 1422 наблюдательных сетей, а также отремонтировано и восстановлено 66,2 тыс.км коллекторно-дренажных сетей, 5415 ед. вертикального дренажа, 195 мелиоративных насосных станций, 5807 трубчатых переездов и др. 
 
Также, за счет средств фонда специализированным государственным унитарным предприятиям и водохозяйственным организациям предоставлены около 1500 единиц современной мелиоративной техники и механизмов, в частности 600 экскаваторов и 150 бульдозеров.

 
Выполненные работы позволили улучшить мелиоративное состояние 1,2 млн.га орошаемых земель, уменьшить площадь сильно и среднезасоленных земель на 81,2 тыс.га и на площади 365 тыс.га достичь снижения уровня грунтовых вод, что в конечном итоге положительно влияет на плодородие почв и урожайность сельскохозяйственных культур. В частности, наблюдается повышение балл-бонитет почв в республике.

 
Водосберегающие технологии

 
В масштабах республики особое внимание уделяется развитию водосберегающих технологий орошения, включая системы капельного орошения и полив с помощью гибких шлангов, полив через плёнку и другие. 
 
Только за последние годы системы капельного орошения построены и успешно используется на площади около 10,0 тыс.га. Полив с помощью гибких шлангов и полив через плёнок применяются уже на площади более 2,0 тыс.га. и это в основном для полива хлопчатника.

 
Государство полностью поддерживает это направление. В частности, в  период с 2013 по 2018 годы намечается строительство  системы капельного орошения на площади 25 тыс.га. Указом Президента РУ намечается фермерским хозяйствам и другим землепользователям за счет государства предоставлять  на льготной основе долгосрочные 5%-ные  кредиты и эти фермерские хозяйства  освобождаются от уплаты земельного и других видов налогов. 
 
Реализация инвестиционных проектов

 
На восстановление ирригационных  и дренажных систем, модернизацию водохозяйственных объектов и насосных станций привлекаются средства международных  финансовых институтов, таких как  Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Саудовский фонд развития, Фонд ОПЕК, Кувейтский фонд, Эксимбанк КНР и другие доноры. 
   За счет средств международных финансовых институтов за последнее 10 лет в водохозяйственный сектор было направлено более 1,2 млрд.долл. на восстановление ирригационных и дренажных систем, модернизацию водохозяйственных объектов и насосных станций через 20 крупных нвестиционных проектов, что повысило КПД оросительных систем, улучшило техническое состояние гидротехнических сооружений и повысило управляемость и экономию оросительной воды.

 
Улучшение водопользования  и экономия воды

 
Водозабор по всей республике по сравнению  с 80-ыми годами уменьшился с 64 до 51 млрд.мЗ в год. Удельный водозабор из источников орошения на 1 гектар орошаемой площади по сравнению с 90-ым годом уменьшился с 18 тыс.мЗ/га на 10,5 тыс.мЗ/га.

 
Приоритетные  направления водного хозяйства

 
1. Совершенствование  и модернизация гидротехнических  сооружений - ГТС:  
 
- строительство, реконструкция и ремонт всех гидротехнических объектов; 
- проведение антифильтрационных мероприятий;

- меры по повышению  безопасности и надёжности крупных  водохозяйственных объектов; 
- автоматизация управления на водохозяйственных объектах. 
 
2.Водосбережение: 
 
-внедрение водосберегающих технологий; 
-стимулирование водосбережения; 
-внедрение новых технологий и методов полива; 
-внедрение принципов ИУВР; 
- совершенствование оперативного управления водными ресурсами.

 
3. Повышение  потенциала: 
- укрепление материально-технической базы и оснащенности водохозяйственных организаций; 
- повышение квалификации специалистов водного хозяйства; 
- широкое использование информационных ресурсов в планировании и управлении водных ресурсов; 
- повышение потенциала Ассоциаций водопотребителей. 

 

                                            Заключение 
         И в заключении хотелось бы отметить о мерах принимаемых по защите эксплуатационного состояния ответственных сооружений как гидротехнические сооружения.  После обретения независимости Республики Узбекистан  были приняты законы по обеспечению безопасности ГТС такие как Закон «О гражданской ответственности и защите населения» от 26 мая 2000 года и от 20 августа 1999 г. № 826-I Закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Целью настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Депутаты рассмотрели  вопросы в сфере безопасности гидротехнических сооружений 09.11.2012 года на заседании Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по аграрным и водохозяйственным вопросам, на котором была заслушана информация об исполнении Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» и принятых на его основе подзаконных актов. В Республике в настоящее время эксплуатируется более 60 гидросооружений из грунтовых материалов – это грунтовые плотины -   высокие грунтовые гидросооружения, в частности - Туполангская (Н=180м), Чарвакская (Н=168м), Гиссаракская (Н=138.5 м), Резаксайская (Н=170м), Сохская (Н=87.5м), Касансайская  (Н=64м) ниже приводится их конструктивные особенности, физико-механические характеристики материалов грунта, слагающих тело  самого сооружения и его основания.

Под контролем инспекции  «Уздавсувхужаликназорат» находится 273 крупных и особо важных гидротехнических объекта  и 50 из них — водохранилища, 35 — насосные станции, 29 — гидроэлектростанции, 60 — магистральные каналы и 24 — магистральные коллекторы, 64 — гидроузлы, а также сооружения по защите речных берегов. Инспекцией разработаны и выполняются меры по реализации совместного решения комитетов Законодательной палаты по аграрным и водохозяйственным вопросам, по вопросам экологии и охраны окружающей среды, которое было принято по итогам предыдущего мониторинга. Так, в рамках его исполнения проведены региональные семинары в Наманганской и Ташкентской областях, в городах Термез, Карши, Самарканд и Бухара, что позволило значительно улучшить проводимую работу, повысить ответственность работников.

 При инспекции создан Экспертный совет, в состав которого вошли специалисты Минсельводхоза, МЧС, Министерства финансов, Госкомприроды, Узгидромета, научно-исследовательских институтов.

Совет рассматривает важные вопросы, связанные с надежностью  технического состояния и безопасностью  гидротехнических сооружений. Диагностические центры инспекции оснащены высокоточной современной аппаратурой. На 35 гидротехнических сооружениях — водохранилищах, гидроузлах и насосных станциях разработаны критерии безопасности и установлен постоянный контроль над их соблюдением пользователями. В настоящее время на отдельных водохранилищах ведутся ремонтные работы, выполняются меры по укреплению плотин и берегов. Постоянное внимание уделяется и повышению квалификации кадров. Недавно был организован семинар совместно с Азиатским банком развития и Японским водным агентством, на котором изучались вопросы управления безопасностью плотин. Напомню, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности в проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических объектов, их реконструкции, восстановлении и консервации, регулируются Законом Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений». Контроль за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется по классам. Так, техническое состояние и безопасная эксплуатация гидротехсооружений I, II и III классов контролируется инспекцией «Уздавсувхужаликназорат», а сооружений ниже III класса — Министерством сельского и водного хозяйства, ГАК «Узбекэнерго» и другими организациями по ведомственному подчинению.

 

Список использованной литературы:

  1. Использовалась поисковая система Google.com
  2. Правительственный портал www.gov.uz и www.uza.uz
  3. Материалы из работ для диссертационной работы.

Информация о работе Развитие гидротехнического строительства за годы независимости нашей Родины