Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:12, реферат
Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
Требуют внимания регионы,
граничащие с республиками бывшего
СССР. Новое приграничье России глубоко
интегрировано с сопредельными
зарубежными территориями в экономическом,
культурно-этническом и демографическом
планах, поэтому необходимо посредством
правовых и экономических инструментов
поощрять стремление приграничных районов
к всеобъемлющему сотрудничеству с
соседними областями
Задачи регионального
регулирования экономики
Региональное регулирование
экономики – процесс выработки
и установления рациональных территориальных
пропорций в развитии экономики
страны и способ проведения региональной
экономической политики.
Региональная экономическая
политика представляет собой комплекс
различных мер (законодательных, административных
и экономических), проводимых как
федеральным правительством, так
и местными органами власти. Цель этих
мероприятий – устранение диспропорций
в экономическом развитии, более
полное использование потенциала регионов,
содействие развитию депрессивных районов
страны. Проблемы регионального регулирования
экономики вытекают из объективно сложившихся
экономических и политических условий.
На современном
этапе эти задачи можно свести
к следующим основным группам.
Во-первых, необходимо
обеспечить эффективную территориальную
специализацию, которая ведет к
повышению эффективности
Во-вторых, проблема
организации регионального
• вопросы сбалансированного
развития хозяйства на территории региона;
• обеспечение пропорциональности
в производстве продукции в регионе;
• обеспечение сбалансированности
производства с наличными производственными
ресурсами;
• задачи рационального
использования трудовых и других
видов производственных ресурсов.
В-третьих, задачи повышения
уровня жизни населения, проживающего
в регионе. При этом следует учитывать,
что сами требования к стандарту
жизни различны в разных районах
страны вследствие природно-климатических,
национальных, этнических и других
факторов. К этому кругу проблем
тесно примыкают проблемы экологии
и охраны окружающей среды, а также
проблемы развития социальной инфраструктуры.
Для решения комплекса
задач регионального развития государственные
органы располагают следующими формами
воздействия:
1) прямое участие
государства в создании и
2) административные
меры ограничительного и
Прямое государственное
участие в создании производственной
и социальной инфраструктуры в регионе
осуществляется как посредством
прямых государственных ассигнований,
так и путем участия
Меры поощрительного и ограничительного характера были освещены выше при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к следованию в русле индикативного плана.
собую региональную
политику разрабатывает государство
(и сами регионы) в отношении приграничных
территорий. Из 89 регионов РФ 38 являются
приграничными. При этом 25 регионов
(республики Алтай, Дагестан, Чечня, Северная
Осетия – Алания, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия; Алтайский и
Краснодарский края; Новосибирская,
Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская,
Оренбургская, Самарская, Саратовская,
Астраханская, Волгоградская, Ростовская,
Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская,
Смоленская и Псковская области)
граничат со странами СНГ – Казахстаном,
Украиной, Белоруссией, Грузией и
Азербайджаном. Со странами Балтии и
дальнего зарубежья граничат 15 регионов
(ряд из них имеют границы и
со странами СНГ). С Финляндией граничат
Мурманская (она же соседствует с
Норвегией), Ленинградская (граничит также
с Эстонией) области и Республика
Карелия. С Литвой и Польшей граничит
Калининградская область; с Эстонией
и Латвией – Псковская область.
С Китаем – Амурская, Читинская
и Еврейская автономная области,
Республика Бурятия, Хабаровский и
Приморский (имеет также границу
с КНДР) края. Республики Тыва и Алтай
граничат с Монголией. Морскую границу
имеют Чукотский автономный округ
(с США) и Сахалинская область
(с Японией).
Пограничная политика
включает в себя:
- создание условий
для производственной
- создание условий
для эффективного развития
- сохранение государственного
контроля за стратегическими
ресурсами приграничных регио
- обеспечение регулирования
потоков внешней миграции;
- противодействие
любым формам дискриминации
- поддержание и
развитие исторически
- сохранение и
преумножение духовных
- создание условий
для реализации прав человека
в области свободы совести
в соответствии с
- создание условий
для предотвращения
Введение.
Актуальность темы. Одним из отправных моментов оценки возможностей вхождения конкретного субъекта Российской Федерации в современные рыночные отношения является анализ достигнутого уровня социально-экономического развития территорий, значительно
различающихся по наличию и степени востребованности природно-ресурсного потенциала в хозяйственный оборот, развитию производственной, хозяйственной и социальной инфраструктуры, качеству трудовых ресурсов и возможностей самофинансирования. Данный анализ можно рассматривать как базу для проведения работ по типологии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям развития и возможным вариантам вывода экономики и социальной сферы из кризиса в условиях ослабления государственного воздействия на территориальное развитие.
В последние годы
в Российской Федерации проводится
большой объем работ по оценке
«стартовых» условий вхождения
каждого из 79 (без автономных округов)
субъектов Федерации в рыночные
отношения. Наиболее значительные работы
в области классификации
В результате анализа всех факторов, формирующих представление о территории как субъекта единого рыночного механизма, все регионы Российской Федерации объединены в три группы:
• развитые (активно развивающиеся) регионы;
• депрессивные регионы;
• слаборазвитые (отсталые) регионы.
Республика Тыва
по результатам различных
На всех этапах развития
экономики республики с момента
ее вхождения в состав России Республики
Тыва по всем социально-экономическим
показателям занимала одно из последних
мест в стране. Достигнутый уровень
социально-экономического развития и
низкая востребованность природных
ресурсов, практически полное прекращение
государственных дотаций в
лава Г.Теоретические предпосылки исследования экономически слаборазвитых регионов в условиях рыночной экономики.
1.1.Современные
Период реформирования российской экономики в начале 90-х годов, сопровождавшийся длительным экономическим кризисом и изменением государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений центра и регионов, привели к глубокому расслоению различных территорий по уровню социально-экономического развития в зависимости от возможностей адаптации к рыночным условиям.
Экономический кризис охватил все регионы России без исключения. Его основными признаками являются падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в Российской Федерации имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад объемов производства и соответственно безработица - в регионах, которые концентрируют военную промышленность, инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства, легкую промышленность. Инфляционный взрыв в начале 1992г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов) и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север и Дальний Восток).
Стихийный переход
от административно-плановой к рыночной
экономике всегда приводил к социально-политическим
потрясениям различной
экономического пространства и сильного различия регионов по достигнутому к началу реформ уровню социально-экономического развития.
Современное экономическое
пространство Российской Федерации
включает множество больших и
малых территорий с особыми аномалиями
социально-экономического плана. В
теории региональной экономики такие
особые территории принято называть
проблемными регионами, власти которых
самостоятельно не в состоянии решить
свои социально-экономические
При определении типологических особенностей регионов особого внимания требует четкое определение различий этих двух типов регионов, так как в отдельных методиках типологии дается различная характеристика регионов того или иного вида.
По определению, данным академиком А.Г.Гранбергом [50], различают:
Депрессивные - регионы
с высокой концентрацией
Слаборазвитые (отсталые)
- регионы, ранее получавшие из федерального
бюджета значительные средства на инвестиции
и дотирование производства и
лишившиеся этих источников финансового
существования (например, многие северные
регионы). При этом они обладают объективно
ограниченными возможностями
ю
В исследованиях, проведенных
группой ученых-регионалистов, таких
как Артоболевский С.С., Курнышев
В.В., Воробьева В.В., Лексин В.Н., Селиверстов
В.Е., Швецов А.Н., Лавровский Б.Н., Бандман
М.К., Малов В.Ю., Лухтала А. в рамках
Проекта Тасис EDRUS 9602 «Региональная
политика, направленная на сокращение
социально-экономической и
Информация о работе Региональная политика и поддержка проблемных регионов