Современные системы нефтегазопроводов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Трубопроводный транспорт в нашей стране получил интенсивное развитие во второй половине 20 столетия и в настоящее время по удельному весу и объему грузопотоков неуклонно вытесняет водный и железнодорожный транспорт.
Развитию сети трубопроводного транспорта послужило освоение новых месторождений и обстоятельства, связанные с удаленностью месторождений от мест переработки и потребления нефти и газа. Выросли не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление перекачивающего оборудования и деталей трубопроводов. В настоящее время почти вся добываемая нефть и природный газ транспортируются по магистральным трубопроводам, а так же большая часть продуктов их нефтепереработки.

Содержание работы

Введение 3
1 Проекты компании “Транснефть” 4
Рис.1 Система нефтегазопроводов компании “Транснефть” 4
1.1 Нефтепровод в обход территории чеченской республики 4
1.2 Нефтепровод “суходольная – родионовская” 5
1.3 Балтийская трубопроводная система (БТС) 5
1.4 Вторая очередь балтийской трубопроводной системы (БТС-2) 6
1.5 Проект “Север” 6
1.6 Нефтепровод “Сковородино-граница КНР” 7
1.7 Проект “Куюмба-Тайшет” 7
1.8 Проект расширения КТК 8
2 "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 9
3 История 10
3 Применяемые трубы в пенополиуретановой изоляции для прокладки трубопровода 13
4 Земляные работы "Заполярье–Пурпе-Самотлор" 14
5 Планы и реализация 16
6 "Восточная Сибирь – Тихий океан" 17
7 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 1” 19
8 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 2” 22
9 История создания газопровода "Голубой поток" 25
9.1 Значение газопровода 26
9.2 Уникальность и технические особенности газопровода 26
9.3 Сотрудничество 27
9.4 Текущее состояние газопровода 28
9.5 Уникальный “Сайпем-7000” 29
10 Заключение 32
Список использованной литературы и источников 33

Файлы: 1 файл

Современные системы нефтегазопроводов.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Окончание строительства намечено на 2016 год.

Нефтепровод прокладывается в сложном ландшафте северных районов Ямало-Ненецкого АО:  маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности (переходы болот составляют более 250 км), отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов(рис.2), магистраль пересечёт 21 автомобильную дорогу, 90 водных преград, в том числе такие крупные реки как Пур и Таз.

Рис.3 Схема прокладки нефтепровода "Заполярье–Пурпе-Самотлор"

 

 

  Именно поэтому объекты нефтепровода Пурпе – Самотлор сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника(рис.4,5). Новая магистраль призвана обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемерзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

В настоящее время завершён первый участок трубы между г.Тарко-Сале и п. Пурпе, об этом на пресс-конференции заявил генеральный директор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков. Первые трубы новой нефтяной магистрали были сварены в марте 2012 года. К январю 2013 года строители "соединили" в единую плеть 46 километров, из них 36,6 километра для подземной и 9,3 километра для наземной прокладки. На сегодня уложено в траншею 28 километров трубы, на специальных опорах – 3,6 километра. Построен подводный переход магистрального нефтепровода через реку Пурпе традиционным траншейным методом, компания приступает к второй очереди строительства.

Следует отметить, что для транспортировки вязкую северную нефть необходимо подогревать до 60 градусов. На всем протяжении трассы для этих целей будут построены пункты подогрева нефти. В рамках первой очереди их два, всего планируется сооружение семи подобных пунктов.  

 На пути  трубопровода пуровская тайга постепенно сменится тазовской тундрой. 

Рис.4,5 Земляные работы

 

 

 

3 Применяемые  трубы в пенополиуретановой изоляции для прокладки трубопровода

 

Рис.6 Трубы в пенополиуретановой изоляции

 

Трубы в пенополиуретановой изоляции – это новое поколение труб для тепловых сетей, обладающих всеми необходимыми качествами, которых так не хватало стальным трубам, изолированным традиционным способом: низкой теплопроводностью и повышенной износостойкостью.(рис 6)

Изоляция труб (ппу изоляция) – это тепло и надежность, так как изоляция стальных труб ппу делает обычные трубы практически теплонепроницаемыми, а так же сильно увеличивают срок их службы.

Преимущества использования ППУ:

  • Самый низкий коэффициент теплопроводности
  • Возможность нанесения толщины слоя до 150 мм
  • Эффективный электрический изолятор
  • Повышенная огнеустойчивость и теплоустойчивость
  • Эффективность противодействия обледенению и воздействию солей
  • Высокие адгезивные характеристики
  • Отличная деформационная устойчивость

Изоляция труб ппу сводит теплопотерю к минимуму, а это дает существенную экономию энергии в целом.

Так что труба в ппу изоляции - это труба нового поколения, неудивительно, что все больше производителей отдают предпочтение именно этому виду труб.

 

 

 

 

 

 

 

4 Земляные работы "Заполярье–Пурпе-Самотлор"

 

Севернее посёлка Пурпе уже встречаются островки мёрзлого грунта, чтобы тёплая труба не растопила его реализуется технология эстакадной прокладки - трубопровод поднимают над землёй на специальных опорах. На 46-ти километровом участке между п.Пурпе и г.Тарко-Сале по этой технологии построено 3.6 км. трассы, в мире есть ещё два подобных нефтепровода, на Аляске и Ванкоре(рис.7,8).

6 февраля ОАО  «Сибнефтепровод» приступило к строительству нефтеперекачивающей станции №2 на нефтепроводе Заполярье - Пурпе. Станцию строит в районе Коротчаево подрядная организация ООО «Велесстрой». Подготовительные работы по расчистке площадки под будущие объекты были начаты еще в конце прошлого года. Сейчас же полным ходом идет сборка вахтового жилого поселка. На этот раз строители отказались от использования традиционных вахтовых вагончиков в пользу жилых мобильных зданий. Уже смонтированы административно-бытовой комплекс, столовая, два общежития для рабочих. Через несколько дней будут готовы прачечная и женское общежитие.

 

Рис.7,8 Технологии эстакадной прокладки

 
Сейчас на производственном объекте проходят статические испытания свай под резервуары. Всего планируется построить двенадцать резервуаров. Два из них - емкостью по пять тысяч кубометров - для сброса ударной волны. Согласно утвержденному графику, новая нефтеперекачивающая станция планируется к сдаче в эксплуатацию в октябре 2015 года.

 

Рис.9 Нефтеперекачивающая станция

 

 

5 Планы и реализация

 

Перспективы

 

Реализация проекта позволит России упрочить свои позиции на привлекательных азиатских рынках. Главным образом, путём увеличения поставок по ВСТО. А это будет содействовать продвижению Espo, нового российского экспортного бренда нефти.

По словам заместителя вице-президента "Транснефти" Игоря Кацала, проект ВСТО можно расценивать как важный шаг в реализации энергетической стратегии страны, дающего госкомпании дополнительный грузооборот, тарифную выручку и новый статус мощной трубопроводной компании, соединившей европейский и азиатские рынки.

 

Финансирование

 

Строительство участка Пурпе - Самотлор профинансировала «Транснефть»: его стоимость составила 45 млрд. рублей. Минэнерго РФ оценило реализацию проекта Заполярье - Пурпе в 112 млрд. рублей: 30% этой суммы - собственные вложения «Транснефти», остальные будут обеспечены за счет привлечения инвесторов и кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 "Восточная Сибирь – Тихий океан"

 

История строительства восточного нефтепровода своими корнями уходит в конец 1980-х годов. Уже тогда стало очевидно: выход на азиатский рынок энергоносителей жизненно важен для России, и для этого нужны новые экспортные пути. Идея «Транснефти» заключалась в том, чтобы построить магистраль, ведущую к тихоокеанскому побережью страны. Выход отечественных нефтяников на новый и динамично развивающийся рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона – это повышение конкурентоспособности всего российского ТЭК. Кроме того, дополнительный импульс для развития получат Восточная Сибирь и Дальний восток.  В 2003 году «Транснефть» представила на рассмотрение Правительства РФ технико-экономическое обоснование, а 31 декабря 2004 года было подписано распоряжение Правительства РФ № 1737-р «О проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан».

 

Рис.10 Технологическое соединение

 

Трубопроводная система "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) строится для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами "Транснефти"(рис.10) и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях. Проект строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" разработан в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года.    

Основными регионами, которые будут обеспечивать ресурсную базу трубопроводной системы являются нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири. Поставки нефти в систему нефтепроводов первоначально будут организованы с месторождений Томской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также с месторождений Омской и Новосибирской областей, с наращиванием объемов поставки нефти из Восточной Сибири с месторождений Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия).

Выявленные запасы нефти способны удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородного сырья в страны АТР. 

Новая трубопроводная система создается с учетом самых лучших достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду. 

Большая протяженность и сложность прохождения трассы – отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и т.д. – потребовали применения особых технических решений. 
7 История  трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 1”

 

Уже в январе 2005 года начались проектно-изыскательские работы на участке Тайшет – Сковородино и в районе бухты Перевозная. Изначальный маршрут нефтепровода должен был, огибая озеро Байкал, пройти вдоль Транссибирской магистрали, то обеспечило бы проекту почти идеальную логистику на всем протяжении трассы. Однако в апреле 2006 года проект претерпел кардинальные изменения. Первый стык ТС ВСТО был сварен 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет Иркутской области – через два дня после решения об изменении маршрута. Чтобы свести к минимуму последствия пересмотра первоначальных планов, перетрассировку вели, не прерывая строительства. На участках, которых не коснулись изменения (Тайшет – Усть-Кут и Тында – Сковородино), уже шла стройка, а на располагающихся между ними территориях трудились изыскатели. Одновременно прорабатывалось множество вопросов с местными администрациями, организовывались общественные слушания, полностью перекраивались логистические схемы. В итоге трасса нефтепровода удлинилась почти на 400 км. Большая ее часть прошла по территории Республики Саха (Якутия).

 

Рис.11 Первый стык

 

Новый путь трубопроводной системы был очень и очень сложным. Более четверти трассы приходилось на скальные грунты, пятая часть – на вечную мерзлоту, на пути нефтепровода было более 530 больших и малых водных преград, в том числе Устть-Илимское водохранилище, реки Лена, Алдан, Ангара. Кроме того, реализацию проекта серьезно осложняло отсутствие сколько-нибудь развитой инфраструктуры на территории Якутии. Работы шли в удалении от населенных пунктов при практически полном отсутствии дорог и линий электропередачи. Доступ к железнодорожной сети был только на участках Тайшет – Усть-Кут и Алдан – Сковородино, а между ними - более 1,5 тыс. км, полностью оторванных от внешнего мира. Оставался один путь – водный.

Одним из самых сложных объектов за всю историю российского трубопроводного транспорта стал подводный переход ТС ВСТО через Лену. После споров по поводу Байкала этот участок трассы был самым обсуждаемым, вызвал самые напряженные экологические дискуссии. Поэтому меры по минимизации любых эксплуатационных рисков были приняты беспрецедентные. Из-за геологических условий прокладку осуществляли традиционным траншейным способом. При строительстве перехода использовались трубы из суперкачественной высокопрочной стали с толщиной стенки 29 мм и изоляцией усиленного типа. Из-за быстрого течения реки объект решено было строить зимой, летом понтоны с установленными на них экскаваторами могло просто снести. В полную силу разработка траншеи началась в конце ноября 2008 года, когда на Лене окреп лед. Экскаваторы оборудовали удлиненными стрелами по 18 м, изготовленными специально для работы на этом подводном переходе.

 

Рис.12 Понтоны с установленными на них экскаваторами

 

На Дальнем Востоке разворачивалось другое грандиозное строительство. На берегу Японского моря «Транснефть» возводила крупнейший в регионе морской терминал по перевалке нефти — спецморнефтепорт Козьмино. Этому проекту тоже пришлось претерпеть немало изменений на самом первом этапе.

Строительство СМНП Козьмино началось в мае 2008 года. Как и вся система ВСТО, порт Козьмино во многом уникальный объект. Геология здесь сложная – в основном скальник, который пришлось взрывать, бурить и разрушать специальными гидромолотами. За время строительства было перемещено почти 2 млн. м3 грунта. На первом этапе поставка нефти от Сковородино до Козьмино должна была осуществляться по железной дороге, поэтому Компании пришлось освоить и строительство соответствующей инфраструктуры. В Сковородино был построен пункт налива нефти с двусторонней железнодорожной эстакадой, где сырье переваливалось в вагоны-цистерны и отправлялось в Козьмино. 

 

Рис.13 Строительство СМНП Козьмино

 

Торжественный пуск ВСТО-1 в эксплуатацию состоялся 29 декабря 2009 года. В настоящее время от г. Сковородино до СМНП Козьмино(рис.13), нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется конечным потребителям.

рис.14 Схема прокладки трубопровода ВСТО-1

 

 

 

 

8 История трубопроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан 2”

 

К разработке Декларации по строительству нефтепроводной системы ВСТО-2 «Транснефть» приступила в январе 2008 года. Весной документ был представлен во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске и Биробиджане – административных центрах четырех регионов, по которым должна была пройти трасса. Из нескольких вариантов маршрута был выбран тот, который был максимально приближен к Транссибирской железнодорожной магистрали.

Информация о работе Современные системы нефтегазопроводов России