Транспортная геосистема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:29, реферат

Описание работы

Геотехсистемы транспортного назначения представляют собой обязательный составной элемент инфраструктуры любой освоенной территории и играют большую роль в формировании и развитии экономики каждой страны, района, города.
Сам транспорт и геотехсистемы транспортного назначения оказывают существенное негативное воздействие на природу. Каждый вид линейных транспортных геотехсистем имеет ряд специфических особенностей.

Файлы: 1 файл

копсова.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Перечисленные особенности  передвижных источников приводят к  тому, что автотранспорт создает  в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических  нормативов загрязнения воздуха.

На долю автотранспорта в  ряде регионов приходится свыше 50 % от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Загрязнение атмосферы передвижными источниками автотранспорта происходит в большей степени отработавшими  газами через выпускную систему  автомобильного двигателя, а также, в меньшей степени, картерными газами через систему вентиляции картера  двигателя и углеводородными  испарениями бензина из системы  питания двигателя (бака, карбюратора, фильтров, трубопроводов) при заправке и в процессе эксплуатации.

Отработавшие газы автомобилей  с карбюраторными двигателями в  числе наиболее токсичных компонентов  содержат оксид углерода, оксиды азота  и углеводороды, а газы дизелей ‑ оксиды азота, углеводороды, сажу и сернистые соединения. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода.

Количество картерных  газов в двигателе возрастает с увеличением износа. Кроме того, оно зависит от условий движения и режима работы двигателя. На холостом ходу система вентиляции картерных  газов, которой снабжены практически  все современные двигатели, работает менее эффективно, что ухудшает экологические  показатели автомобилей.

Испарения бензина в автомобиле имеют место при работе двигателя  и в нерабочем состоянии.

Испарения бензина в атмосферу  возникают не только в передвижных  источниках, но и в стационарных, к которым, в первую очередь, следует  отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют  бензин и другие нефтепродукты в  больших количествах. Это является серьезным каналом загрязнения  окружающей среды как в результате испарений топлива, так и в  результате разливов.

Загрязнение атмосферы по «вине» автомобильного транспорта происходит, кроме того, в результате функционирования авторемонтных предприятий, асфальтобетонных заводов, баз дорожной техники и  других объектов инфраструктуры транспорта.

Автодороги являются одним  из источников образования пыли в  приземном воздушном слое. При  движении автомобилей происходит истирание  дорожных покрытий и автомобильных  шин, продукты износа которых смешиваются  с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. Химический состав и количество пыли зависят  от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается  на грунтовых и гравийных дорогах. Дороги с покрытием из зернистых  материалов (гравийные) образуют пыль, состоящую в основном из диоксида кремния. На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно  входят продукты износа вяжущих битумсодержащих  материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы. Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади. Так, на строительство 1 км современной автомагистрали требуется  до 10-12 га площади.

 

Железнодорожный транспорт

 

На долю железнодорожного транспорта приходится 75 % грузооборота и 40 % пассажирооборота. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами загрязняющих веществ  в биосферу. Однако по абсолютным значениям  загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного. Снижение масштабов воздействия  железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими основными  причинами:

·        низким удельным расходом топлива на единицу  транспортной работы (меньший расход топлива обусловлен более низким коэффициентом сопротивления качению  при движении колесных пар по рельсам  по сравнению с движением автомобильных  шин по дороге);

·        широким  применением электрической тяги;

·        меньшим  отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.

         Несмотря на перечисленные позитивные  моменты, влияние железнодорожного  транспорта на экологическую  обстановку весьма ощутимо. Оно  проявляется, прежде всего, в  загрязнении воздушной, водной  среды и земель при строительстве  и эксплуатации железных дорог.

На железнодорожном транспорте имеется значительное количество стационарных источников выбросов в атмосферу: локомотивные, вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава. Более 90 % выбросов приходится на котлоагрегаты (котельные, кузнечные  производства).

Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебеночные заводы, промы-вочно-пропарочные станции.

Шпалопропиточные заводы (ШПЗ) производят подготовку и пропитку антисептиком деревянных шпал, идущих на ремонт и строительство железнодорожных  путей. В состав антисептика входят каменноугольное и сланцевое  масла. Основными источниками выделения  загрязняющих веществ являются пропиточный  цилиндр в период откачки антисептика, а также остывающие шпалы в  процессе их транспортировки в вагонетках на склад. Процесс обработки шпал сопровождается выделением в воздушную  среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, ксилола, фенола, то есть веществ, относящихся в большинстве  своем к 2-му классу опасности. Помимо атмосферы, на шпалопропиточных заводах  происходит загрязнение почвы и  водоемов. Сточные воды ШПЗ насыщены антисептиком, растворенными смолами, фенолами.

Предприятия по добыче и  переработке щебня загрязняют атмосферу  минеральной пылью, содержащей свыше 70 % диоксида кремния. Сточные воды щебеночного  завода образуются при промывке щебня, при мокрой очистке воздуха в  аспирационных системах. Они могут  представлять опасность для экосистем  при попадании в близлежащие  водоемы.

В составе вагонных депо либо как самостоятельные предприятия  функционируют промывочно-пропарочные  станции, где производится очистка  цистерн от остаточных нефтепродуктов, сопровождающаяся выделением паров  углеводородов в окружающую среду. Образующиеся при промывке цистерн  сточные воды загрязнены нефтепродуктами, растворенными органическими кислотами, фенолами. Если в цистерне осуществлялась перевозка этилированного бензина, стоки содержат, кроме того, тетраэтилсвинец. Для обмывки используется оборотное  водоснабжение.

Загрязненные сточные  воды образуются и на пунктах подготовки и обмывки грузовых и пассажирских вагонов. В сточные воды переходят  остатки перевозимых грузов, минеральные  и органические примеси, растворенные соли, бактериальные загрязнения. Пункты в основном не имеют оборотного водоснабжения, что резко увеличивает потребление  водных ресурсов и загрязнение природной  среды.

Воздействие на экосистемы происходит и при строительстве  железнодорожных линий.

Рассмотренные экологические  последствия влияния железнодорожного транспорта не являются исчерпывающими и могут иметь другие проявления в конкретных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целях дальнейшего снижения вредного воздействия предприятий  железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава на окружающую среду, сокращения непроизводительных затрат в виде платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ  была разработана отраслевая экологическая  программа железнодорожного транспорта на 1996—2000 годы, утвержденная указанием  МПС России от 03.09.96 № Г-791у. Она  включает разделы по охране атмосферного воздуха; охране и рациональному  использованию водных ресурсов; обезвреживанию и переработке промышленных отходов; ликвидации экологических последствий  аварийных ситуаций; производственному  экологическому контролю и нормативно-техническому обеспечению управления природоохранной  работой.

Экологическая программа 2001 года предусматривала проведение мероприятий  по охране атмосферного воздуха, рациональному  использованию водных ресурсов, использованию  и обезвреживанию промышленных отходов, ликвидации экологических последствий  аварийных ситуаций, производственному  экологическому контролю и нормативно-техническому обеспечению управления природоохранной  работой.

К новым направлениям этой программы следует отнести мероприятия, направленные на исключение бактериального загрязнения железнодорожных путей  и прилегающих территорий, повышение  экологической безопасности при  перевозке опасных грузов и сокращение платежей за выбросы вредных веществ. Всего на реализацию экологической  программы 2001 года было выделено 25 590 тыс. рублей. Реализация этих мероприятий  гарантирует снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Например, обеспечено снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух на 15,5%, есть и другие положительные  результаты реализации этой программы. Финансирование, строительство и  реконструкция природоохранных  объектов проводится только за счет собственных  средств железнодорожных предприятий.

Сегодня практически на каждой железной дороге созданы отделы охраны природы.

 

Основные пути снижения экологического ущерба от автотранспорта выделятся  в следующем:

1) оптимизация движения городского транспорта.

2) разработка альтернативных энергоисточников;

3) дожигание и очистка органического топлива;

4) создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные топлива;

5) защита от шума;

6) Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и дви¬жением.

Улучшение градостроительства и оптимизация городского движения транс¬порта нацелены на лучшую планировку дорог и улиц, со¬здание транспортных развязок, улучшение дорожного покрытия, контроль скоростного движения.

Альтернативный транспорт  — это электромобили, применение альтернатив¬ного топлива, строительство  линий для скоростных поездов, метро  и др.

Экономические инициативы —  налог на автомобили, топливо, дороги, инициативы по обновлению автомобилей.

Для того чтобы сохранить  человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы. Работы в этом направлении  ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили выпускаемые  в настоящее время в промышленно  развитых странах, выбрасывают вредных  веществ в 10–15 раз меньше, чем 10–15 лет тому назад. Во всех развитых странах  происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 г. введены более  строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено  нормирование твердых частиц, на поверхности  которых адсорбируются опасные  для здоровья человека ароматические  углеводороды и в частности, канцерогенный  бензапирен. Постоянно расширяется  список веществ, содержание которых  должно находится под контролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высшая школа, 2001. - 273 с.
  2. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. Минавтодор РСФСР, 1989.
  3. Аксенов И.Я. Аксенов В. И.  Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986. – 176с.
  4. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире. - Аналитический ежегодник. 2000 г.

 

Интернет ресурсы

  1. http://edu.dvgups.ru/METDOC/ENF/BGD/MONIT_SR_OBIT/METOD/USH_POSOB/frame/2.htm#2.2._Железнодорожный_транспорт
  2. http://www.jd-enciklopedia.ru/21-ekologiya/21-2-3-ekologicheskie-normativy-kachestva-okruzhayushhej-sredy/ Энциклопедия Ж/Д
  3. https://secure.wikimedia.org/wikipedia/ru/wiki/Заглавная_страница Википедия. Свободная энциклопедия
  4. http://www.integral.ru Интеграл. Форум для экологов



Информация о работе Транспортная геосистема