Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:33, реферат
Загрязнение возникает во многих ситуациях – при добыче, транспортировке, использовании в качестве топлива или смазочного материала.
Введение
1. Химический состав нефти
2. Источники загрязнения гидросферы нефтью
3. Поведение нефти в водной среде
4. Влияние донных отложений на распад углеводородов
5. Биологические и химические изменения, обусловленные загрязнением гидросферы нефтью
Заключение
Список литературы
Введение
1. Химический состав нефти
2. Источники загрязнения гидросферы нефтью
3. Поведение нефти в водной среде
4. Влияние донных отложений на распад углеводородов
5. Биологические и химические изменения, обусловленные загрязнением гидросферы нефтью
Заключение
Список литературы
Введение
Нефть в промышленных количествах впервые была добыта в 1880 году. С тех пор темы её добычи росли и сейчас она используется для удовлетворения более чем 60% мировых энергетических потребностей. При таких масштабах использование невозможны без потерь, которые всё время растут, загрязняя природу. Загрязнение возникает во многих ситуациях – при добыче, транспортировке, использовании в качестве топлива или смазочного материала.
Гидросфера
– сложная динамическая система
с биохимическим равновесием. И,
несомненно, как в любой водной
системе имеются большие
В особом случае, таком как прибрежная экологическая система, одним из важнейших факторов, который учитывается при составлении прогнозов, является воздействие загрязнение на жизнь в море. Поскольку известно, что большинство из вылавливаемых для продажи рыб размножаются и проводят начальный период жизни на мелководье: в устьях рек, заливах и в прибрежной водной системе. Многие рыбы, например атлантический лосось, для метания икры мигрируют из соленых вод в пресные реки. Многие ракообразные размножаются в приливных зонах и всю жизнь проводят на мелководье.
Эти районы сравнительно невелики и связаны с существованием геологических структур, называемых континентальными шельфами. Шельфы занимают около 8% площади океанов, приблизительно 20% всей земной поверхности и содержат 0,2% всего количества воды. В настоящий момент исследовано менее 15% всей площади шельфов и изучено менее 10% течений циркулирующих прибрежных вод. Однако, не смотря на это, такие районы активно используются для сброса отходов, в том числе и содержащих нефтепродукты.
1. Химический состав нефти
Прежде
чем рассматривать влияние
Состав нефти обычно определяется количественным содержанием углеводородов, которые делятся на – парафины, циклопарафины и ароматические.
Сырая нефть содержит около 25% парафинов, которые обнаруживаются во фракциях с низкой температурой кипения от 40 до 230 °С. Содержание парафинов в различных нефтепродуктах колеблется в широких пределах. Некоторые состоят главным образом из парафинов нормального строения, в то время как другие содержат лишь следы этих соединений.
Циклопарафины, которые также называются нафтенами, составляют 30-60% общего состава сырой нефти. Большинство из них являются моноциклическими, однако, во фракциях, кипящих при высоких температурах, обнаружены соединения с шестью и более кольцами. Наиболее часто можно обнаружить циклопентан и циклогексан.
Ароматические углеводороды сильно отличаются от циклопарафинов и эти различия обуславливаются характером связей. Бензол и его производные – простейшие ароматические углеводороды, они преобладают в легкокипящих фракциях. В высококипящих же фракциях содержатся полициклические ароматические углеводороды.
Ароматические
углеводороды наименее распространены
в нефти. Чаще всего в состав входят
углеводороды сложной структуры, включающие
остатки парафиновых, циклопарафиновых
и ароматических углеводородов.
Остаточные фракции содержат углеводороды,
кипящие при высоких
2. Источники загрязнения гидросферы нефтью
В последнее время одними из самых опасных источников загрязнения нефтью считались крушения танкеров и выбросы на буровых скважинах в открытом море. Однако, на самом деле доля подобных выбросов в результате несчастных случаев, которые привлекают столько внимания общественности, ничтожно мала по сравнению с общим загрязнением углеводородами.
Источник загрязнения | млн. т/год | Доля, % |
Транспортные
перевозки:
обычные перевозки катастрофы |
2,13
1,83 0,3 |
34,9
30,0 4,9 |
Вынос реками | 1,9 | 31,1 |
Попадание из атмосферы | 0,6 | 9,8 |
Природные источники | 0,6 | 9,8 |
Промышленные отходы | 0,3 | 4,9 |
Городские отходы | 0,3 | 4,9 |
Отходы прибрежных нефтеочистительных заводов | 0,2 | 3,3 |
Добыча
нефти в открытом море:
обычные операции аварии |
0,08
0,02 0,06 |
1,3
0,3 1,0 |
ИТОГО: | 6,11 | 100 |
Есть мнения, что в Мировой океан попадает около 5 миллионов тонн, так же существует мнение о том, что на самом деле эта цифра равна 10 миллионам. Известно, что 1 тонна нефти, растекаясь, занимает площадь в 12 км2.
Обычные транспортные перевозки.
Приведённые
данные говорят о том, что основная
доля загрязнений приходится на транспортировку.
Это не удивительно, поскольку основные
нефтедобывающие области
После
разгрузки пустой танкер заполняется
морской водой для стабилизации
балласта на обратном пути. Морская
вода образует эмульсию с оставшейся
частью нефти в танкере. Содержащий
нефтепродукты балласт
Такая
вода, загрязнённая нефтью, сбрасывается
в специальных зонах открытого
моря, которые оговорены
Около половины потерей при транспортировке следует отнести к очистке танкеров и сбросу балласта. Следует заметить, что 80% танкерного флота пользуются системой контрольных мероприятий LOT для уменьшения количества нефти, попадающей в океан в результате сброса балласта. При этом на оставшиеся 20% танкеров приходится 70% всего загрязнения моря.
Упомянутая система LOT отличается тем, что в качестве балласта в ней используется и вода, и нефть одновременно. Нефтепродукты, как менее плотные, располагаются в верхней части танкера, а более чистая морская находится снизу – и именно она сливается.
Аварии при транспортировке и добычи нефти.
Попадание нефти в море в результате столкновения танкеров или посадки на мель не столь часты. Но всё-таки количество ежегодно теряемой нефти с каждым годов возрастает. Однако, нельзя и преуменьшать и серьёзность подобных происшествий: потери малы про сравнению с общими потерями при транспортировании, но они происходят на одних и тех же судоходных линиях или в относительно мелких прибрежный районах. Таким образом, нефтяные сливы концентрируются на небольшой морской поверхности.
Влияние несчастных случаев на окружающую среду возрастает с увеличением тоннажа судна. Поэтому польза от применения так называемых супер-танкеров является спорной. Суда водоизмещением 500 тысяч тонн уже спущены на воду, а судна на 800 тысяч тонн уже проектируются для использования.
Аварии на нефтяных разработках в открытом море также могут привести к серьёзным загрязнениям. В момент бурения, введения труб, при установке вершины вышки, а также во время эксплуатации скважин существует определённый риск загрязнения.
Природные источники нефти.
Некоторая часть загрязнений всё же приходится на природные источники нефти. Прямых измерений количества нефти, попадающей в океан из природных источников, нет. Однако, эти цифры несравнимо малы по сравнению с влиянием антропогенных загрязнений. Если бы нефть продолжительное время просачивалась в океан, то все залежи давно бы исчезли. Кроме того, любой выход нефти должен сопровождаться появлением характерных блестящих пятен, но такие пятна не наблюдались.
Небольшая
доля утечки нефти приходится на суда,
затонувшие ещё во времена Второй
Мировой Войны, корпуса которых
подверглись коррозии и протекают.
Большая часть углеводородов
поступает в атмосферу в
3. Поведение нефти в водной среде
В нефти, кроме основных главных углеводородных соединений (парафины, нафтены, ароматические соединения, олефины), почти всегда присутствуют соединения серы, азота и кислорода.
Токсичность
нефти зависит от содержаний в
ней ароматических