Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:25, курсовая работа
Одной из важнейших специальных дисциплин, определяющих профиль горного инженера по специальности "бурение нефтяных и газовых скважин", является дисциплина "Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин".
Геологические условия современного бурения на нефть и газ, сравнительно большая глубина скважин, наличие в разрезе проницаемых пластов с аномально высокими и аномально низкими пластовыми давлениями диктуют необходимость постоянного совершенствования технологии и техники бурения скважин.
Мировой опыт последних лет показывает, что практически все скважины в той или иной степени осложнены технологической несовместимостью отдельных интервалов бурения. Именно поэто¬му в большинстве случаев используют многоколонные конструк¬ции скважин и разнообразные по технологическим свойствам бу¬ровые растворы.
Введение
Построение графика совмещенных условий бурения
График совмещенных условий бурения
Обоснование и проектирование конструкции скважины
Обоснование конструкции эксплуатационного забоя
Определение числа колонн и глубины их спуска
Оборудование устья скважины
Заключение
Список литературы
Таким образом, именно кондуктор
и корпус колонной головки будут
нести все предусмотренные
Использование последнего типа повышает устойчивость корпуса колон-ной головки и обеспечивает лучшее распределение нагрузок на дно шахты при условии, что предусмотрена более глубокая шахта с последующим бетонирова-нием пространства между дном шахты и опорной пластиной. Обычно при этом добавляется зацементированный каркас.
Колонная головка несёт на себе обсадную трубу. Колонная головка имеет:
– два фланца разных размеров и серий (нижний фланец должен иметь тот же размер и относиться к той же серии, что и верхний фланец корпуса предыдущей головки);
– коническую или цилиндрическую расточку в верхней части для посадки клиньев подвески следующей обсадной колонны;
цилиндрическую расточку в нижней части для посадки испытательного устройства и герметизирующего вкладыша.
Герметизация затрубного пространства между двумя трубами может быть обеспечена разными путями: за счёт сжатия набора уплотнений из неопрена и стальных дисков; за счёт обжимания неопренового уплотнения путём закачки пластика.
а)
в)
Рисунок. 10. Фланцы: а – тип 6В–20 МПа; б – тип 6ВХ-35-70 МПа;
в – типы уплотнительных колец
Фланцы – это механизмы для сборки различных элементов устьевого оборудования, различающиеся по размерам внутренненго диаметра (в дюймах) и по рабочему давлению (в единицах фунт/ кв. дюйм). Пример: 9” - 35 МПа.
Существует два класса фланцев (рис. 10 а и 10 б):
· фланцы 6В для рабочих давлений 14, 20 и 35 МПа (2000, 3000 и 5000 фунт/ кв. дюйм) до размера 11” включительно;
· фланцы 6ВХ для рабочих давлений 35 МПа (5000 фунт/ кв. дюйм), начиная с размера 13-5/8”, на 70, 105 и 140 МПа (10000, 15000 и 20000 фунт/ кв. дюйм), а также на рабочее давление 14 и 20 МПа (2000 и 3000 фунт/ кв. дюйм) (при номинальном диаметре 26-3/4”).
Эти два типа фланцев различаются, главным образом, системой герметизации «металл – металл», в которой используется зажим стального тороидального уплотнения между двумя фланцами.
На рис. 10 показаны номинальные размеры фланцев и рабочие давления, для которых они предназначены.
Фланцы 6В оснащены уплотнением типа R или RX. Уплотнение R имеет овальное или восьмиугольное сечение, а уплотнение RX имеет восьмиугольное асимметричное сечение (рис. 10,в). Эти два типа уплотнений собираются в одних и тех же канавках фланцев 6В. Герметичность сборки будет эффективной, когда затяжка уплотнений за счёт завинчивания гаек (или хомутов) приблизится к зазору S, называемому натягом. Этот зазор должен быть неизменным по всему периметру.
Фланцы 6ВХ оснащены уплотнением типа ВХ восьмиугольного сечения с отверстиями для выравнивания давления в обоих основаниях канавок. Эти компенсационные отверстия обеспечивают утечку с одной из внутренних сторон соединения без нарушения соединения и, следовательно, без утечек наружу, создавая при этом радиальное давление, прижимающее уплотнение к внешней стороне и тем самым обеспечивающее контакт на внешних краях канавок.
Нижний фланец содержит: отверстие, оснащённое обратным клапаном, подающим винтом и заглушкой, испытательное отверстие, оснащённое заглушкой, позволяющей проверить герметичность нижних и верхних уплотнений.
Колонные подвески являются устройством для крепления и подвески обсадных колонн в колонных головках. Это устройство представлено набором клиньев, зажимающих обсадную трубу в конической части головки. Оно дополняется пакером (рис. 11).
а) б) в) г) д)
Рисунок. 11. Схемы колонной подвески:
а – однорядная; б – однорядная ступенчатая; в – двухрядная; г – двухрядная со ступенчатым первым рядом труб; д – двухрядная со ступенчатым первым и вторым рядом труб; 1 – колонная подвеска; 2 – пласт; 3 – отверстия (перфорация
На рынке имеется множество моделей. Следует отметить, что для каждой марки определённый тип обсадных труб может сочетаться с единственным типом клиньев. Колонные головки и клинья разработаны на разную грузоподъёмность и будут, таким образом, выбираться в зависимости от веса колонны, который они должны выдерживать.
Испытательный фланец (рис. 12) устанавливается на верхний фланец промежуточной колонной головки и обеспечивает герметичность обсадных труб, подвешенных в нижней колонной головке. С другой стороны, испытательные отверстия обеспечивают контроль герметичности. Этот фланец устанавливается на верхний фланец промежуточной колонной головки и обеспечивает герметичность обсадных труб, подвешенных в нижней колонной головке. С другой стороны, испытательные отверстия обеспечивают контроль герметичности.
Рисунок. 12. Испытательный фланец:
1 – кольцевая канавка ограниченного применения; 2 – стандартная
кольцевая канавка; 3 – канал для подачи гидравлического давления при
испытаниях; 4 – канал для подачи гидравлического давления при
испытаниях; 5 – уплотнительное кольцо; 6 – фаска для сварного шва;
7 – канал для пластиковой смазки; 8 – подающий винт; 9 – пластиковая
смазка; 10 – обратный клапан; 11 – обратный клапан испытательного канала
В некоторых сборках мы получим, таким образом, три системы герметизации затрубного пространства последней спущенной обсадной трубы:
– когда уплотнения сочетаются с клиньями;
– за счёт испытательного фланца;
– когда уплотнения располагаются в основании колонной головки, расположенной непосредственно сверху.
Этот фланец включает:
Фланцевые катушки и крестовины (рис. 13) служат для соединения с колонной головкой, а также между собой плашечных, кольцевого и вращающегося превенторов используются соединительные и переходные фланцевые катушки и крестовины.
Рисунок. 13. Крестовины: а – ниппельная; б – муфтовая, в - фланцевая катушка
Циркуляционная крестовина представляет собой элемент, в состав которого входят:
– два фланца одной серии и одного номинального размера (в случае фланцев разного размера необходимо согласование);
– цилиндрическая расточка,
– два боковых фланцевых отвода.
Один из боковых отводов (обычно меньшего диаметра) связан с системой нагнетания высокого давления – линия глушения. В эту систему может быть включён обратный клапан. Второй отвод связан с обвязкой дросселей через линию дросселирования. Каждая система контролируется двумя шиберными задвижками, по крайней мере одна из которых располагается на линии дросселирования и имеет дистанционное управление. Роль циркуляционной крестовины заключается в следующем:
Рисунок. 14. Надпревенторная катушка
Всё чаще используются боковые отводы превенторов для соединения линии глушения и линии дросселирования, что позволяет избежать применения циркуляционной крестовины и уменьшает число соединений.
Все схемы обвязки устья скважины ПВО в верхней части должны включать фланцевую катушку.
Надпревенторная катушка (рис. 14) предназначена для облегчения монтажа дополни-тельного противовыбросового оборудования при проведении работ по ликвидации ГНВП и открытых фонтанов. Кроме того, надпревенторная катушка, выполняя роль центратора, предохраняет корпус превентора от истирания и удара муфтами труб при спускоподъёмных операциях. Технические характеристики надпревенторной катушки (рабочее давление, внутренний диаметр и присоединительные размеры) должны соответ-ствовать техническим характеристикам превенторной установки. Высота катушки должна быть не менее 300 мм и обеспечивать свободное прохождение шпилек между фланцами. На надпревенторную катушку, как и на всё противовыбросовое оборудование, должен быть технический паспорт завода-изготовителя и акт опрессовки на рабочее давление на стенде в условиях мастерской до монтажа на устье скважины. При этом опрессовку катушки и транспортировку к устью скважины производят совместно с собранным превентором. После установки на устье на фланцевую катушку монтируется воронка с разъёмным жёлобом.
Гидравлические системы управления ПВО для оперативного и дистанционного управления превенторами и гидравлическими задвижками.Правила безопасности требуют, чтобы на скважине устанавливались основной и вспомогательный пульты управления гидравлическими системами (рис.15).
Рисунок. 15. Схема управления оборудованием для герметизации устья скважины: 1 – основной пульт; 2 – вспомогательный пульт; 3 – плашечный превентор; 4 – устья скважины; 5 – блок дросселирования; 6 – гидроаккумуляторная станция; 7 – сепаратор; 8 – буровой насос
Превенторы, задвижки и дроссели
Рисунок. 16. Шаровый кран
открываются и закрываются с основного и вспомогательного пультов. Основной пульт вместе со станцией гидравлического управления устанавливается на расстоянии не менее 10 м от устья скважины, обеспечивающем безопасность доступа к нему в случае возникновения пожара. Вспомогательный пульт устанавливается непосредственно возле пульта бурильщика и включается в режим оперативной готовности перед вскрытием продуктивных и газонефтеводопроявляющих пластов.
Механический привод используется для закрытия плашечных превенторов в случае отказа гидравлического привода, а также для фиксации плашек в закрытом состоянии на длительное время.
Шаровые краны (рис. 16) предназначены для герметизации полости труб при ГНВП и открытых фонтанов. При вскрытии коллекторов в скважинах с
а) б) в)
Рисунок. 17. Управляемый обратный клапан для бурильных труб: 1– переводник; 2 – гайка; 3– тарелка; 4– втулка; 5 – уплотнитель; 6,8 – кольца; 7– седло; 9 – кожух; 10– пружина; 11– распорная планка; 12 – шток; 13, 18 – лабиринтные втулки; 14 – шарик; 15 – кольцо проволочное; 16 – стабилизатор; 17 – штифт; 19 – шайба; 20 – резиновая шайба; 21 – винт
возможным ГНВП на устье необходимо иметь два шаровых крана. Один устанавливается между рабочей трубой и её предохранительным переводником, второй является запасным.
При вскрытии газовых пластов
с аномально высоким давлением,
сероводородсодержащих
Обратные клапана (рис. 17).
Помимо шаровых кранов на устье скважины необходимо иметь два обратных клапана с приспособлением для установки их в открытом
положении. Один клапан является рабочим, второй – резервным. Обратные клапаны так же, как и шаровые краны, предназначены для герметизации полости труб при ГНВП и открытых фонтанах. В отличие от шаровых кранов обратные клапаны обеспечивают только прямую промывку. Это один из недостатков обратных клапанов. В то же время, при ликвидации газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов обратные клапаны позволяют спускать колонну труб под давлением с загерметизированным устьем при установке их в компоновку.