Золотодобывающая промышленность Республики Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 05:49, статья

Описание работы

Площадь современной территории Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км. Причем свыше 40% ее расположено за полярным кругом.
Недра Якутии весьма богаты алмазами, золотом, оловом, полиметаллами, углем, нефтью, газом и многими другими полезными ископаемыми. Хозяйство республики сформировалось под преобладающим влиянием добывающих отраслей, главной из которых является золотодобывающая. Многолетний труд геологов создал минерально-сырьевую базу для промышленного освоения рудных и россыпных месторождений золота. На территории Республики Саха выявлено 13 золотоносных районов, расположенных в основном на северо-востоке, востоке и юге.

Файлы: 1 файл

2009.11.05_Pereotsenka zapasov.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Золотодобывающая  промышленность РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 
Вячеслав  Штыров, Президент Республики Саха (Якутия)

Площадь современной территории Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км. Причем свыше 40% ее расположено за полярным кругом.

Недра Якутии весьма богаты алмазами, золотом, оловом, полиметаллами, углем, нефтью, газом и многими другими полезными ископаемыми. Хозяйство республики сформировалось под преобладающим влиянием добывающих отраслей, главной из которых является золотодобывающая.

Многолетний труд геологов создал минерально-сырьевую базу для промышленного освоения рудных и россыпных месторождений  золота. На территории Республики Саха выявлено 13 золотоносных районов, расположенных  в основном на северо-востоке, востоке  и юге. Существующая ресурсная база по золоту представлена 794 месторождениями, в том числе 735 россыпными, 57 коренными и 2 комплексными.

Рудное  золото на территории республики добывают шесть предприятий: ОАО "Алданзолото", ЗАО "Сарылах-Сурьма", старательские  артели "Селигдар" и "Западная", ЗАО "Рудник "Юрский" и совместное саха-ирландское предприятие ЗАО "Южно-Верхоянская горнодобывающая компания".

Сырьевая  база россыпного золота Восточной и  Южной Якутии значительна по размерам и не требует вложения бюджетных  средств. Среднее содержание золота россыпных месторождений колеблется от 200 мг/м3 до 1 г/м3. Существующая минерально-сырьевая база россыпного золота позволяет добывать в год 10-12 т золота.

Анализ  состояния минерально-сырьевой базы по золоту свидетельствует о наличии ряда существенных противоречий и проблем, таких как:

- несоответствие  структуры золотодобычи структуре  разведанных запасов: 

россыпные месторождения: добыча - 70%, запасы - 45,6%;

коренные  месторождения: добыча - 30%, запасы - 54,4%;

- низкое  качество отрабатываемых россыпных и коренных месторождений;

- отсутствие  прироста запасов россыпного  золота;

- несоответствие  приведенной выше структуры золотодобычи  прогнозному потенциалу недр: россыпные  месторождения - 10-15%, коренные месторождения  - 85-90%;

- увеличивающийся  из года в год отрицательный  баланс между приростом запасов  и их гашением в недрах;

- ухудшение  минерального состава сырья в  приращиваемых запасах. 

Данные  проблемы не позволяют достаточно быстро и качественно осуществлять прирост запасов, ускорить темпы освоения месторождений и требуют соответствующих решений на федеральном и республиканском уровне. С целью адаптации золотодобывающих предприятий к рыночной экономике и меняющимся финансово-экономическим условиям ГКЗ России разрешил применение эксплуатационных кондиций, позволяющих рентабельно отрабатывать ранее разведанные запасы.

Важнейшими  мерами в 2002-2006 гг. по воспроизводству  минерально-сырьевой базы золота в  Республике Саха (Якутия) являются:

1. По золоторудным  месторождениям:

- поиск  и оценка месторождений в районах  действующих предприятий, недостаточно  обеспеченных запасами, но имеющих  высокий прогнозный потенциал  (Южно-Якутский и Верхне-Индигирский  районы);

- прогнозно-поисковые  и поисковые работы для выявления  новых типов месторождений в районах со значительно отработанной сырьевой базой и низким прогнозным потенциалом (Аллах-Юньский и Адычанский районы);

- усиление  технологического изучения "упорных"  руд; 

- поиск  и оценка месторождений (включая  техногенные), пригодных для эксплуатации с применением метода кучного выщелачивания и гидродобычи;

2. По россыпным  месторождениям:

- проведение  геологоразведочных работ в районах  со значительными прогнозными  ресурсами при сравнительно низкой  себестоимости добываемого металла;

- переоценка  техногенных россыпей, ревизия материалов  разведки и добычи в золотоносных  районах с хорошо развитой  социально-экономической инфраструктурой. 

Динамика  развития золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) за 1997-2001 годы

В 2001 г. добыча россыпного золота составила 67,7% (10880 кг), рудного золота 32,3% (5199,3 кг). В целом по республике добычей золота занимались 109 предприятий.

Крупными  золотодобывающими предприятиями  добыто 8,4 т. К ним относятся: ОАО "Алданзолото", а/с "Селигдар", ЗАО "Талынья", а/с "Западная", ООО а/с "Дражник", ПК "Золотинка", ООО "Нирунган".

Предприятиями с объемом добычи до 500 кг добыто 4,4 т. Это ЗАО "Алдголд", а/с "Прогресс", а/с "Инагли", ЗАО "Победа", ЗАО "Айхал", ЗАО "Эрел", а/с "Альчанец", "Золото Ыныкчана", ПК а/с "Амга", а/с "Пламя", ООО а/с "Бамская", ООО НПФ "Эконедра" и др. Именно эти предприятия составляют основу золотодобывающей отрасли республики. Ими добыто 80% от всего объема добытого в 2001 г. золота.

Малыми  предприятиями добыто 1,3 т, остальными (с годовой добычей до 100 кг) 2,0 т золота. Мелкими недропользователями осваиваются на условиях риска 30-40 месторождений с неучтенными запасами.

Анализ  технико-экономического и финансового  состояния отрасли за последние 5 лет показывает, что данный промежуток времени был для золотодобывающей промышленности республики одним из самых тяжелых периодов.

Серьезными  ограничениями в наращивании  объемов добычи являются высокая  степень износа основных фондов, повышение  цен на товарно-материальные ценности и незначительные колебания в сторону увеличения котировок цен на золото. На начало 2001 г. износ основных фондов в золотодобывающей промышленности составил 45%, а удельный вес полностью изношенных фондов достиг 10%.

Сложившаяся структура добычи золота основывается на минерально-сырьевой базе россыпного золота. Ни одно золотодобывающее предприятие республики не имеет минерально-сырьевой базы, позволяющей планировать рентабельное производство на долгосрочный период - более 5 лет. Планирование на среднесрочный период (на 5 лет), могут делать лишь 7-10 предприятий, у которых есть достаточное количество лицензий на недропользование и которые обеспечены устойчивой минерально-сырьевой базой. Все остальные работающие на россыпных месторождениях не обладают достаточным сырьевым запасом и не могут вести планирование более чем на 2-3 года, так как с 1991 г. показатели погашаемых запасов значительно превышают прирост запасов россыпного золота.

Для стабилизации золотодобывающей промышленности республики Правительство РС (Я) разработало целевую республиканскую Программу развития золотодобывающей, камнеобрабатывающей и ювелирной промышленности на период 2002-2006 гг. Целью программы является обеспечение рентабельной добычи золота. Для ее достижения должны быть решены следующие задачи:

1. Техническое  перевооружение золотодобывающих  предприятий; 

2. Ревизия  материально сырьевой базы с  выделением месторождений по  очередности освоения;

3. Переоценка  запасов по новым кондициям  с утверждением их в ГКЗ РФ;

4. Упрощение  процедуры изменения контура  геологических запасов; 

5. Поиски  и оценка месторождений в районах  действующих предприятий, недостаточно  обеспеченных запасами, но имеющих  высокий прогнозный потенциал  (Южно-Якутский и Верхне-Индигирский районы);

6. Развитие  добычи золота на базе золоторудных  месторождений Куранахской группы, в том числе: 

- строительство  новой ЗИФ с вводом в эксплуатацию  в 2004-2005 гг.;

- обновление  горно-транспортного оборудования;

7. Освоение  Нижне-Якокитского рудного поля (Алданский улус) с вводом в эксплуатацию в 2004 г. ООО "Селигдар";

8. Освоение  Чайдахского рудного поля (Алданский  улус) с вводом в эксплуатацию  в 2004 г. ЗАО "Инагли";

9. Освоение  золоторудного месторождения "Задержнинское" (Усть-Майский улус) с вводом в эксплуатацию в 2002 г. ООО "Дражник";

10. Освоение  Нежданинского золоторудного месторождения  (Томпонский улус) ЗАО "ЮВГК":

- реконструкция  и строительство рудника, запуск  цеха цианирования на месторождении; 

- реконструкция  в 2002 г. старой ЗИФ и строительство новой ЗИФ в 2004 г.;

- производство  в объемах лицензионного соглашения  и ТЭП; 

11. Освоение  золотороссыпного месторождения  на реке Аллах-Юнь, участок  "Видный" (Усть-Майский улус), с  вводом в эксплуатацию в 2004 г. ЗАО "Золото Ыныкчана".

Развитие  золотодобывающей отрасли в результате сформировавшейся структуры производства будет в дальнейшем разделено  по двум самостоятельным направлениям:

1. Стабилизация  уровня добычи россыпного золота;

2. Развитие  и строительство предприятий  горного комплекса по разработке рудных месторождений золота.

Первое  направление не требует привлечения  крупных инвесторов, в качестве оборотных  средств используются ежегодные  краткосрочные кредиты банков. Решающее значение для увеличения объемов  добычи имеет развитие малого бизнеса, в основном за счет количества юридических лиц, добывающих золото в небольших объемах из месторождений с небольшими запасами.

Второе  направление требует серьезной  проработки вопросов государственных  гарантий для потенциальных инвесторов, совместного решения вопросов создания инфраструктуры производства. Для их решения необходимо реализовать следующие программные мероприятия:

- создание  благоприятного инвестиционного  климата в части нормативно-правовой  базы;

- непосредственное  участие государства в формировании транспортной и энергетической инфраструктуры в районах пионерного освоения для повышения привлекательности новых стратегических минерально-сырьевых баз;

- введение  лицензионных соглашений для  реализации политики государства,  способствующей реализации программы развития золотодобычи и прироста рентабельных запасов;

- строгий  контроль за исполнением условий  лицензионного соглашения владельцами  лицензий со стороны администраций  территорий;

- законодательно  оформленное запрещение на участие в новых конкурсах и тендерах компаний, нарушивших ранее условия полученных лицензий;

- увеличение  финансирования геологоразведочных  служб с ориентацией их на  подготовку к промышленному освоению  дефицитных и имеющих хорошие  перспективы месторождений полезных ископаемых.

Для реализации программных мероприятий должны быть соблюдены следующие условия:

1. Развитие  минерально-сырьевой базы:

- усиление  поисково-оценочных работ в новых  рудных районах; 

- научно-исследовательские  работы по разработке и внедрению новых методов поисков и прогнозирования полезных ископаемых;

- внедрение  современных геоинформационных  систем;

- техническое  перевооружение и внедрение нового  технологического оборудования  по изучению вещественного состава  минерального сырья;

- пересчет  кондиционных лимитов и запасов  по крупным золоторудным месторождениям (например, Нежданинское золоторудное  месторождение), а также по малообъемным  месторождениям из государственного  резерва; 

- создание  со стороны государства благоприятных  условий для привлечения средств предприятий-недропользователей и финансовых структур в геологоразведку, т. е. превращения месторождений в товар;

- ревизия  запасов и создание банка данных  по месторождениям, на которых  можно рационально использовать  малозатратные технологии кучного выщелачивания, технологии по извлечению мелкого и тонкого золота, мини-драги;

- ревизия  запасов техногенных месторождений; 

- разработка  обоснований для изменений и  дополнений действующего законодательства, что позволит устанавливать кондиции и производить подсчет запасов до 1000 кг золота в территориальном органе управления государственным фондом недр;

2. Освоение  золоторудных месторождений на  основе:

- реализации  инвестиционных проектов по всем  привлекательным объектам золотодобычи и, в первую очередь, по месторождениям Нежданинское, Куранахское, Нижне-Якокитское;

- технического  перевооружения и модернизации  отрасли с автивным использованием  лизинговых схем;

- включения  в перечень месторождений, разрабатываемых  на основе Соглашения о разделе продукции.

Реализация  только данных программных мероприятий  позволит увеличить объемы добычи золота с 18,2 т в 2003 г. до 26,4 т в 2006 г.

Финансирование  программных мероприятий зависит  в основном от ценовых параметров на золото, услуги и топливно-материальные ресурсы. Общая потребность в финансировании на весь период реализации программы составляет 9,5 млрд., руб., в том числе 8368 млн. руб. - заемные средства.

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Егор Борисов

Журнал  «Экономика России: ХХI век» № 9 октябрь 2002 г.


Информация о работе Золотодобывающая промышленность Республики Саха (Якутия)