Бессознательное и сознательное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:21, реферат

Описание работы

Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

Содержание работы

Введение
1. Объясните как понимает сущность психики человека психоанализ
2. Изложите основные идеи учения З. Фрейда и его последователей
3. Покажите единство человека как индивида и как личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Bess i soz.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Институт  телевидения, бизнеса и дизайна»

 

 

Кафедра Экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

 

тема: «Бессознательное и сознательное в человеке»

 

 

 

 

 

Работа выполнена

студентом 4 курса  М4 группы

дневного  отделения

Забермах  Н.А.

 

 

Проверил  преподаватель 

Волокобинский М.Ю.

 

 

 

Санкт-Петербург 

2013г

Содержание

 

Введение

  1. Объясните как понимает сущность психики человека психоанализ
  2. Изложите основные идеи учения З. Фрейда и его последователей
  3. Покажите единство человека как индивида и как личности

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

С вопросами биологического и социального, сущности и существования  тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской  антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

Длительное время в  философии доминировал принцип  антропологического рационализма —  человек, его мотивы поведения и  само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного.

Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать  роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.

Без преувеличения можно  сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

 

 

  1. Объясните, как понимает сущность психики человека психоанализ

 

Психоанализ создан в  конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом и назван по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Важнейшее место в  теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории.

Психоанализ – первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. В противоположность экспериментальному методу традиционной психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе.

Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать  ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. [1, 245]

Универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает  в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке важные патологические процессы душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Фрейд применял топографическую  модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни  можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит  из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Более того, определенное содержание сознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который  не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума –  это бессознательное. Бессознательное  представляет собой хранилище примитивных  инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которые вы не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

"У нас нет и  не может быть никакого представления  о форме существования бессознательного, о том, каким оно является  само по себе, независимо от сознания" (З. Фрейд).[3]

Психоанализ не может  перенести сущность психического в  сознание, но должен рассматривать  сознание как качество психического, которое может присоединяться или  не присоединяться к другим его качествам. Так как приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его драматическая теория личности стала полностью иррационалистической.

Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

Таким образом психоанализ  не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как такое  качество психики, которое может отсутствовать вовсе. В общем смысле бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, которые осуществляются без участия сознания.

Определенные нарушения  наших психических функций или  неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию. Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

1) вытесняет в область  бессознательного неприемлемые  и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;

2) оказывает сопротивление  активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся  многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства подвергнутые «цензуре».[2]

Эти мысли и чувства  не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными  путями - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение запретных влечений социально приемлемыми действия ми. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта.

Итак, можно выделить следующие основные положения:

  • господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу.
  • В особых “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п.
  • Так как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.[2]

 

  1. Изложите основные идеи учения З. Фрейда и его последователей

 

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации  человеческого поведения принадлежит инстинктам.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает  организацию психической жизни  в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго). Наше Я подчинено ОНО (бессознательному началу), которое имеет чисто природное происхождение и в котором содержаться такие первичные влечения человека, как сексуальные желания и влечение к смерти. Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек — это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).[4]

Драматизм человеческого  существования у Фрейда усиливается  тем, что среди бессознательных  влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая  находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни».

Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными).

Последние, когда они  сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип  удовольствия. Оно подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества.

От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Фрейд описал два механизма, посредством которых Оно избавляет  личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

В первом случае Оно отвечает автоматически на сигналы возбуждения  и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем (кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка).

Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция Оно, называемая первичным процессом представления. Оно формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Я - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих  адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Информация о работе Бессознательное и сознательное в человеке