Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:20, реферат
Человек и окружающая среда: история взаимодействия. Глобальные экологические проблемы современности: перспективы развития и решения. Охрана почв от человека - одна из важнейших задач самого человека. Основные загрязнители атмосферы на сегодняшний день.
Цель курса: сформировать
у учащихся представление о высокой
скорости антропогенных преобразований
биосферы, об ответственности человека
за состояние естественного
Задачи:
– углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;
– формирование системы
интеллектуальных и
– развитие способности к целевому, причинностному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;
– развитие умения прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества.
Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.
Программа реализуется через
различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, проблемный, проектный,
исследовательское
Показателем эффективности
формирования экологических знаний
должна стать экологическая
Содержание программы
Тема: «Глобальная экология» (8 ч)
Раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты.
Биосфера и границы
жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает
непрерывность жизни и
Тема: «Экологические факторы» (6 ч)
Важнейшие факторы, определяющие
условия существования
Тема: «Антропогенное воздействие на биосферу» (10 ч)
Современное состояние природной среды. Загрязнители природной среды и их основные виды. Мониторинг. Предельно допустимый сброс (ПДС). Предельно допустимая концентрация (ПДК).
Атмосфера, ее структура
и состав. Взаимосвязь процессов,
протекающих в атмосфере. Основные
источники загрязнения
Почва – биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, виды и последствия загрязнений.
Радиоактивность в биосфере.
Особенности и источники
Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.
Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.
Тема: «Окружающая среда и здоровье человека» (6 ч)
Состояние биосферы и современные
представления о здоровье человека.
Пути попадания химических загрязнений
в организм человека. Токсические
вещества. Отравления. Биологические
загрязнения и болезни
Распространение опасных инфекций
Тема: «Природоохранная деятельность человека» (4 ч)
Экологическая этика, культура,
образование, мышление, сознание. Правовая
защита природы. Экологическая безопасность.
Международное сотрудничество в
деле охраны природы. Рациональное природопользование.
Экологические технологии. Предотвращение
технологических и военных
Контрольные вопросы
– Каковы основные экологические проблемы?
– Чем отличаются
природно-очаговые заболевания
– Каковы последствия
радиационного заражения
– Каково влияние
на здоровье человека
– Какие факторы
угрожают видовому
– Каковы глобальные последствия осушения болот?
– Какие существуют
доказательства глобального
– Какие меры могут
решить проблему кислотных
– В чем положительные
и отрицательные стороны
– Каковы основные
принципы международного
– Какие международные
организации уделяют большое
внимание природоохранной
– Какие существуют
источники загрязнения и
– Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно учитывать?
– Чем характеризуется экологическая культура, мышление?
– Какие вопросы решает глобальная экология?
После прохождения курса учащиеся должны знать:
направления и темпы изменений природных экосистем;
основные экологические факторы;
оценку современного состояния природной среды;
экологические проблемы современного человечества;
основные источники
характер влияния загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
применять экологические знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;
определять источники загрязнения окружающей среды;
осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.
Тематическое планирование
Тема
Количество часов
теоретич.
практич.
Глобальная экология
1. Биосфера и ее границы
1
2. Живое вещество биосферы
1
3. Жизнь как открытая макросистема
1
4. Биогеохимический круговорот веществ
1
5. Социальная и прикладная экология
1
6. Развитие цивилизации
и возрастающее воздействие
1
7. Экологические проблемы современного человечества
1
8. Угроза экологической
катастрофы и пути ее
1
Экологические факторы
1. Важнейшие факторы,
1
2. Абиотические факторы.
Практическая работа «Влияние
абиотических факторов на
1
3. Биотические факторы
1
4. Антропогенные факторы. Экскурсия
1
5. Экологические условия
1
6. Общие закономерности
влияния экологических
1
Антропогенное воздействие на биосферу
1. Современное состояние природной среды
1
2. Загрязнители природной среды и их основные виды
1
3. Мониторинг
1
4. Атмосфера, ее структура и состав
1
5. Основные источники загрязнения атмосферы и их влияние на живые организмы. Экскурсия
1
6. Почва – биокосная система. Практическая работа «Определение состава почвы»
1
7. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв
1
8. Вода – основа жизненных процессов в биосфере
1
9. Загрязнение природных
вод, его виды и последствия.
Практическая работа «
1
10. Радиоактивность в биосфере
1
Окружающая среда и здоровье человека
1. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека
1
2. Пути попадания химических
загрязнений в организм
1
3. Биологические загрязнения и болезни человека
1
4. Физические факторы среды и самочувствие человека
1
5. Питание и здоровье.
Экологически чистые продукты. Практическая
работа «Простейшие способы
1
6. Ландшафт как фактор здоровья
Природоохранная деятельность человека
1. Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание
1
2. Правовая защита природы. Экологическая безопасность
1
3. Международное сотрудничество в деле охраны природы
1
4. Предотвращение
1
Итого:
27
7
Литература
Александров А.П. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. – М., 1995.
Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. – М.: Издательство АН СССР, 1963.
Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. – М.: Просвещение, 1985.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.
Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. – Ижевск, 2000.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. – М.: Дрофа, 2001.