Человек и окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Человек и окружающая среда: история взаимодействия. Глобальные экологические проблемы современности: перспективы развития и решения. Охрана почв от человека - одна из важнейших задач самого человека. Основные загрязнители атмосферы на сегодняшний день.

Файлы: 1 файл

экологические проблемы.docx

— 65.82 Кб (Скачать файл)

 

Цель курса: сформировать у учащихся представление о высокой  скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.

 

Задачи:

 

– углубление знаний о закономерностях  устойчивого развития природных  и природно-социальных экосистем;

 – формирование системы  интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке и  улучшению состояния окружающей  среды; 

 – развитие способности  к целевому, причинностному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;

 – развитие умения  прогнозировать возможные пути  сохранения генофонда биосферы  и здоровья человечества.

 

Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных  отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние  окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех  изменениях и последствиях, которые  возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о  мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.

 

Программа реализуется через  различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный, исследовательское моделирование.

 

Показателем эффективности  формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность  и реальное следование экологическим  нормам во всех видах деятельности.

Содержание программы

Тема: «Глобальная экология» (8 ч)

 

Раскрывает единство и  целостность биосферы как интегральной оболочки планеты.

 

Биосфера и границы  жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природной среды. Понятие жизни  как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и  устойчивости скопления большого числа  атомов, образующих разнообразные химические соединения. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение  к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и  др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Тема: «Экологические факторы» (6 ч)

 

Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.

Тема: «Антропогенное воздействие  на биосферу» (10 ч)

 

Современное состояние природной  среды. Загрязнители природной среды  и их основные виды. Мониторинг. Предельно  допустимый сброс (ПДС). Предельно допустимая концентрация (ПДК).

 

Атмосфера, ее структура  и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы  на живые организмы.

 

Почва – биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

 

Вода – основа жизненных  процессов в биосфере. Загрязнение  природных вод, виды и последствия  загрязнений.

 

Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.

 

Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.

 

Основы рационального  управления природными ресурсами и  их использование.

Тема: «Окружающая среда  и здоровье человека» (6 ч)

 

Состояние биосферы и современные  представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений  в организм человека. Токсические  вещества. Отравления. Биологические  загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы  среды и самочувствие человека. Питание  и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

 

 

Распространение опасных  инфекций

Тема: «Природоохранная деятельность человека» (4 ч)

 

Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в  деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.

Контрольные вопросы 

 

– Каковы основные экологические  проблемы?

 – Чем отличаются  природно-очаговые заболевания от  инфекционных?

 – Каковы последствия  радиационного заражения окружающей  среды? 

 – Каково влияние  на здоровье человека пестицидов (инсектицидов, гербицидов и др.)?

 – Какие факторы  угрожают видовому разнообразию  на планете? 

 – Каковы глобальные  последствия осушения болот? 

 – Какие существуют  доказательства глобального изменения  климата? 

 – Какие меры могут  решить проблему кислотных дождей?

 – В чем положительные  и отрицательные стороны парникового  эффекта? 

 – Каковы основные  принципы международного сотрудничества  в решении экологических проблем? 

 – Какие международные  организации уделяют большое  внимание природоохранной деятельности?

 – Какие существуют  источники загрязнения и загрязнители?

 – Что такое ПДК  и ПДС, для чего их нужно  учитывать? 

 – Чем характеризуется  экологическая культура, мышление?

 – Какие вопросы  решает глобальная экология?

 

После прохождения курса  учащиеся должны знать:

 

 

направления и темпы изменений  природных экосистем;

 

 

основные экологические  факторы;

 

 

оценку современного состояния  природной среды;

 

 

экологические проблемы современного человечества;

 

 

основные источники загрязнения  биосферы;

 

 

характер влияния загрязнения  биосферы на протекающие в ней  процессы и здоровье человека.

 

Учащиеся должны уметь:

 

 

применять экологические  знания для анализа последствий  различных видов хозяйственной  деятельности;

 

 

определять источники  загрязнения окружающей среды;

 

 

осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.

Тематическое планирование

Тема 

Количество часов

 

теоретич. 

практич.

 

Глобальная экология

 

1. Биосфера и ее границы   

 

 

2. Живое вещество биосферы   

 

 

3. Жизнь как открытая  макросистема  

 

 

4. Биогеохимический круговорот  веществ  

 

 

5. Социальная и прикладная  экология  

 

 

6. Развитие цивилизации  и возрастающее воздействие человека  на биосферные процессы  

 

 

7. Экологические проблемы  современного человечества 

 

 

8. Угроза экологической  катастрофы и пути ее предотвращения   

 

 

Экологические факторы

 

1. Важнейшие факторы, определяющие  условия существования организмов   

 

 

2. Абиотические факторы.  Практическая работа «Влияние  абиотических факторов на живые  системы»  

  

1

 

3. Биотические факторы   

 

 

4. Антропогенные факторы.  Экскурсия 

  

1

 

5. Экологические условия   

 

 

6. Общие закономерности  влияния экологических факторов  среды на организмы. Практическая  работа «Составление кривых толерантности  для разных организмов» 

  

1

 

Антропогенное воздействие  на биосферу

 

1. Современное состояние  природной среды 

 

 

2. Загрязнители природной  среды и их основные виды 

 

 

3. Мониторинг 

 

 

4. Атмосфера, ее структура  и состав 

 

 

5. Основные источники  загрязнения атмосферы и их  влияние на живые организмы.  Экскурсия 

  

1

 

6. Почва – биокосная система. Практическая работа «Определение состава почвы» 

  

1

 

7. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв 

 

 

8. Вода – основа жизненных  процессов в биосфере 

 

 

9. Загрязнение природных  вод, его виды и последствия.  Практическая работа «Определение  вида загрязнения водопроводной  воды» 

  

1

 

10. Радиоактивность в биосфере 

 

 

Окружающая среда и  здоровье человека

 

1. Состояние биосферы  и современные представления  о здоровье человека 

 

 

2. Пути попадания химических  загрязнений в организм человека 

 

 

3. Биологические загрязнения  и болезни человека  

 

 

4. Физические факторы  среды и самочувствие человека   

 

 

5. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Практическая  работа «Простейшие способы определения  качества пищевых продуктов» 

  

1

 

6. Ландшафт как фактор  здоровья 

  

 

 

Природоохранная деятельность человека

 

1. Экологическая этика,  культура, образование, мышление, сознание   

 

 

2. Правовая защита природы.  Экологическая безопасность  

 

 

3. Международное сотрудничество  в деле охраны природы  

 

 

4. Предотвращение технологических  и военных катастроф  

 

 

Итого: 

27 

7

 

Литература

 

Александров А.П. Ядерная  энергетика, человек и окружающая среда. – М., 1995.

 

Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. – М.: Издательство АН СССР, 1963.

 

Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.

 

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. – М.: Просвещение, 1985.

 

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.

 

Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. – Ижевск, 2000.

 

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.

 

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. – М.: Дрофа, 2001.

 

 


Информация о работе Человек и окружающая среда