Человек и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Достаточно взглянуть друг на друга, чтобы понять, насколько человеческий организм слаб перед лицом суровых испытаний. На теле современного представителя нашего вида почти нет волос, зубы и пищеварительная система не могут переварить пищу, если она должным образом не приготовлена, многие из современных людей слепы, плохо слышат, хронически больны, слабы – одним словом беспомощны.
Выживает наиболее приспособленный – этот закон жизни в некотором смысле нарушили наши предки.

Содержание работы

Введение
Подходы к изучению проблемы
Единство человека и природы
Взаимодействия общества и природы
Биосфера и Ноосфера
Экология
Охрана окружающей среды
Заключение

Файлы: 1 файл

человек и природа.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Но на нынешнем этапе  на первое место выдвигается повышение  экологической культуры общества, в  том числе и правовой на базе знания естественнонаучных законов и всеобщей экологической грамотности, а затем  и экологической грамотности, а  затем и экологического образования, как неотъемлемой части любого общества.

Для преодоления существующих экологических трудностей необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин глобальной экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.

Гармонизация взаимоотношений  человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других проблем. Экологически оправданные решения являются в то же время и социально-позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

Задача гармонизации относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать даже отдаленной перспективой, оставлять ее без внимания ради неотложных сегодняшних проблем. И здесь есть, что сказать философу. Он, в противовес прежним идеям "борьбы с природой" может выдвигать если не программы гармонизации отношений со всеми живыми существами на земле, то, по меньшей мере продуманные идеалы нравственно зрелых, духовно осмысленных отношений с миром; философия способна внести немалый вклад в подготовку интеллектуально-психологического климата для принятия и воплощения таких идеалов, стимулировать творческий поиск бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существующих жестких установок по отношению к природе.

Широта и разноплановость  затронутой проблемы, а также объем  данной работы не позволили повести  анализ всех ее сторон. Однако в результате общего обзора разнообразных позиций и мнений, прямо или косвенно затрагивающих философские аспекты взаимоотношений человека и природы, видно, что дальнейшая разработка стратегии развития отношений в данной системе, определения места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности. И никакими полумерами эту задачу разрешить невозможно. Способ существования общества и природы, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основные принципы стабильных отношений относятся к поведению человека и по своей сути не могут быть ничем иным, кроме императивов, или, согласно В.И.Далю, наказов к непременному исполнению. История мировой цивилизации учит, что выход из экологического кризиса состоит в том, чтобы творчески ответить на вызов современной ситуации и в корне изменить общественно-производственную технологию и основные формы взаимоотношений человека и природы. Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.

Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.

Определяя дальнейшую стратегию  развития человечества и цивилизации, новые нравственно-философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может - это аксиома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Сформулируем теперь  некоторые 
 
основные выводы, к которым можно придти в результате анализа 
 
вышеизложенного материала. Главный из них заключается в том, что 
 
преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. 
 
Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений человека и 
 
природы, так и из потенций современного этапа этих взаимоотношений, 
 
возможностей науки, техники, культуры в широком смысле этого слова. 
 
Однако, для преодоления существующих экологических трудностей- и это 
 
второй вывод- необходимы существенные изменения в направлениях 
 
развития науки и техники ( реформирование существующих 
 
дисциплин глобальной экологии и др., разработка новых методов и подходов 
 
к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также 
 
производства и управления. 
 
Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в 
 
собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других 
 
проблем. Экологически оправданные решения являются в то же время и 
 
социально- позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в 
 
целом являются частью природы в широком смысле слова. 
 
Задача гармонизации относится к тем еще далеким этапам развития 
 
взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему 
 
глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для 
 
единства человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать даже 
 
отдаленной перспективой, оставлять ее без внимания ради неотложных 
 
сегодняшних проблем. И здесь есть что сказать философу. Он, в 
 
противовес прежним идеям "борьбы с природой" может выдвигать если не 
 
программы гармонизации отношений со всеми живыми существами на земле, 
 
то по меньшей мере продуманные идеалы нравственно зрелых, духовно 
 
осмысленных отношений с миром; философия способна внести немалый вклад 
 
в подготовку интеллектуально- психологического климата для принятия и 
 
воплощения таких идеалов, стимулировать творческий поиск 
 
бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения 
 
существующих жестких установок по отношению к природе. 
 
Широта и разноплановость затронутой проблемы, а также объем данной 
 
работы не позволили повести анализ всех ее сторон. Однако в результате 
 
общего обзора разнообразных позиций и мнений, прямо или косвенно 
 
затрагивающих философские аспекты взаимоотношений человека и природы, 
 
видно, что дальнейшая разработка стратегии развития отношений в 
 
данной системе, определения места Человека во Вселенной является одной 
 
из важнейших задач современности. И никакими полумерами эту задачу 
 
разрешить невозможно. Модус вивенди, или способ существования общества 
 
и приоды, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие 
 
природы на общество и общества на природу было минимальным, не 
 
нарушающим устойчивости обоих систем. Основные принципы стабильных 
 
отношений относятся к поведению человека и по своей сути не могут быть 
 
ничем иным, кроме императивов, или, согласно В.И.Далю, наказов к 
 
непременному исполнению. Если общество руководствуется экофильными 
 
имперстивами, то это и является гарантией экологического 
 
равновесия основы стабильности природы и общества. 
 
История мировой цивилизации учит, что выход из экологического кризиса 
 
состоит в том, чтобы творчески ответить на вызов современной ситуации 
 
и в корне изменить общественно- производственную технологию и основные 
 
формы взаимоотношений человека и природы. 
 
Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и 
 
природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух 
 
относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, 
 
но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы. 
 
В философском отношении будущее- это, в конечном счете, уязвимое и 
 
развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние невыносимые темпы 
 
развития есть то, что можно назвать своеобразным "злоупотреблением, 
 
перенесенным в будущее", которое с удесятеренной силой отразится на 
 
наших потомках. 
 
Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения 
 
благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование 
 
личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться 
 
совершенствованием самой природы. 
 
Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, 
 
новые нравственно- философские приоритеты во взаимоотношениях с 
 
природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на 
 
Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы 
 
существовать не может- это аксиома. Значит, выполнение принципа 
 
совместного развития, обеспечение эволюции биосферы и общества 
 
требует от человека известной регламентации в своих 
 
действиях, определенных ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Содержание

  1. Введение
  2. Подходы к изучению проблемы
  3. Единство человека и природы
  4. Взаимодействия общества и природы
  5. Биосфера и Ноосфера
  6. Экология
  7. Охрана окружающей среды
  8. Заключение  



Информация о работе Человек и природа