Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:48, курсовая работа
Достаточно взглянуть друг на друга, чтобы понять, насколько человеческий организм слаб перед лицом суровых испытаний. На теле современного представителя нашего вида почти нет волос, зубы и пищеварительная система не могут переварить пищу, если она должным образом не приготовлена, многие из современных людей слепы, плохо слышат, хронически больны, слабы – одним словом беспомощны.
Выживает наиболее приспособленный – этот закон жизни в некотором смысле нарушили наши предки.
Введение
Подходы к изучению проблемы
Единство человека и природы
Взаимодействия общества и природы
Биосфера и Ноосфера
Экология
Охрана окружающей среды
Заключение
Но на нынешнем этапе на первое место выдвигается повышение экологической культуры общества, в том числе и правовой на базе знания естественнонаучных законов и всеобщей экологической грамотности, а затем и экологической грамотности, а затем и экологического образования, как неотъемлемой части любого общества.
Для преодоления существующих экологических трудностей необходимы существенные изменения в направлениях развития науки и техники (реформирование существующих дисциплин глобальной экологии и др., разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.
Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других проблем. Экологически оправданные решения являются в то же время и социально-позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.
Задача гармонизации
относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека
с природой, когда в противовес нынешнему
глубокому конфликту с природой будет
создана реальная основа для единства
человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать
даже отдаленной перспективой, оставлять
ее без внимания ради неотложных сегодняшних
проблем. И здесь есть, что сказать философу.
Он, в противовес прежним идеям "борьбы
с природой" может выдвигать если не
программы гармонизации отношений со
всеми живыми существами на земле, то,
по меньшей мере продуманные идеалы нравственно
зрелых, духовно осмысленных отношений
с миром; философия способна внести немалый
вклад в подготовку интеллектуально-
Широта и разноплановость затронутой проблемы, а также объем данной работы не позволили повести анализ всех ее сторон. Однако в результате общего обзора разнообразных позиций и мнений, прямо или косвенно затрагивающих философские аспекты взаимоотношений человека и природы, видно, что дальнейшая разработка стратегии развития отношений в данной системе, определения места Человека во Вселенной является одной из важнейших задач современности. И никакими полумерами эту задачу разрешить невозможно. Способ существования общества и природы, в идеале должен быть таким, чтобы негативное воздействие природы на общество и общества на природу было минимальным, не нарушающим устойчивости обоих систем. Основные принципы стабильных отношений относятся к поведению человека и по своей сути не могут быть ничем иным, кроме императивов, или, согласно В.И.Далю, наказов к непременному исполнению. История мировой цивилизации учит, что выход из экологического кризиса состоит в том, чтобы творчески ответить на вызов современной ситуации и в корне изменить общественно-производственную технологию и основные формы взаимоотношений человека и природы. Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.
Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.
Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно-философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может - это аксиома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сформулируем теперь
некоторые
основные выводы, к которым можно придти
в результате анализа
вышеизложенного материала. Главный из
них заключается в том, что
преодоление существующих экологических
трудностей в принципе возможно.
Оно вытекает как из анализа истории взаимоотношений
человека и
природы, так и из потенций современного
этапа этих взаимоотношений,
возможностей науки, техники, культуры
в широком смысле этого слова.
Однако, для преодоления существующих
экологических трудностей- и это
второй вывод- необходимы существенные
изменения в направлениях
развития науки и техники ( реформирование
существующих
дисциплин глобальной экологии и др., разработка
новых методов и подходов
к исследованию взаимоотношений человека
и природы и т.п.), а также
производства и управления.
Гармонизация взаимоотношений человека
и природы ценна не только в
собственно экологическом смысле. Она
важна также и для решения других
проблем. Экологически оправданные решения
являются в то же время и
социально- позитивными, постольку, поскольку
сам человек и общество в
целом являются частью природы в широком
смысле слова.
Задача гармонизации относится к тем еще
далеким этапам развития
взаимодействия человека с природой, когда
в противовес нынешнему
глубокому конфликту с природой будет
создана реальная основа для
единства человека с природой. Но мы не
вправе пренебрегать даже
отдаленной перспективой, оставлять ее
без внимания ради неотложных
сегодняшних проблем. И здесь есть что
сказать философу. Он, в
противовес прежним идеям "борьбы с
природой" может выдвигать если не
программы гармонизации отношений со
всеми живыми существами на земле,
то по меньшей мере продуманные идеалы
нравственно зрелых, духовно
осмысленных отношений с миром; философия
способна внести немалый вклад
в подготовку интеллектуально- психологического
климата для принятия и
воплощения таких идеалов, стимулировать
творческий поиск
бесконфликтных форм взаимодействия с
природой и постепенного смягчения
существующих жестких установок по отношению
к природе.
Широта и разноплановость затронутой
проблемы, а также объем данной
работы не позволили повести анализ всех
ее сторон. Однако в результате
общего обзора разнообразных позиций
и мнений, прямо или косвенно
затрагивающих философские аспекты взаимоотношений
человека и природы,
видно, что дальнейшая разработка стратегии
развития отношений в
данной системе, определения места Человека
во Вселенной является одной
из важнейших задач современности. И никакими
полумерами эту задачу
разрешить невозможно. Модус вивенди,
или способ существования общества
и приоды, в идеале должен быть таким, чтобы
негативное воздействие
природы на общество и общества на природу
было минимальным, не
нарушающим устойчивости обоих систем.
Основные принципы стабильных
отношений относятся к поведению человека
и по своей сути не могут быть
ничем иным, кроме императивов, или, согласно
В.И.Далю, наказов к
непременному исполнению. Если общество
руководствуется экофильными
имперстивами, то это и является гарантией
экологического
равновесия основы стабильности природы
и общества.
История мировой цивилизации учит, что
выход из экологического кризиса
состоит в том, чтобы творчески ответить
на вызов современной ситуации
и в корне изменить общественно- производственную
технологию и основные
формы взаимоотношений человека и природы.
Основным мировоззренческим принципом
взаимоотношений человека и
природы должен стать принцип гармонии
человека и природы как двух
относительно самостоятельных и развивающихся
каждая по своим законам,
но в то же время внутренне неразрывно
связанных частей единой системы.
В философском отношении будущее- это,
в конечном счете, уязвимое и
развивающееся настоящее. Следовательно,
нынешние невыносимые темпы
развития есть то, что можно назвать своеобразным
"злоупотреблением,
перенесенным в будущее", которое с
удесятеренной силой отразится на
наших потомках.
Тем же, кто оправдывает уничтожение природы
необходимостью повышения
благосостояния общества, необходимо
помнить, что совершенствование
личности невозможно за счет природы,
а должно сопровождаться
совершенствованием самой природы.
Определяя дальнейшую стратегию развития
человечества и цивилизации,
новые нравственно- философские приоритеты
во взаимоотношениях с
природой, следует помнить, что биосфера
существовала до появления на
Земле человека, может существовать и
без него. Но человек без биосферы
существовать не может- это аксиома. Значит,
выполнение принципа
совместного развития, обеспечение эволюции
биосферы и общества
требует от человека известной регламентации
в своих
действиях, определенных ограничений.
Содержание