Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 04:26, контрольная работа

Описание работы

Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих природные явления и процессы.
Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученых обобщить эти явления и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.

Содержание работы

Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?...........2
Здоровье и качество жизни человека……………………………………...9
Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды…………16
Литература………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

инавационные технологии.docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

                         ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

  1. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?...........2
  2. Здоровье и качество жизни человека……………………………………...9
  3. Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды…………16
  4. Литература………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Естествознание  как наука изучает все процессы и явления, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом пространстве. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создание теорий, описывающих природные явления и процессы.

     Предмет естествознания – факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученых обобщить эти явления и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.

     Естествознание изучает факты и явления из области философии, астрофизики, геологии, психологии, генетики, эволюции. Естествознание подразделяется на комплекс наук, каждая из которых имеет объект своего исследования

     Естествознание подразделяется на:

1. фундаментальные науки;

2. прикладные науки;

3. естественные науки;

4. технические науки;

5. социальные науки;

6. гуманитарные наукии.

                                   Фундаментальные науки.                             

     К фундаментальным наукам относятся химия, физика, астрономия. Эти науки изучают базисную структуру мира.

     Физика – наука о природе. Делится на механическую, квантовую, оптическую физику, физику проводников, электричество. Химия изучает строение вещей и их структуру, делится на 2 больших раздела: органическая и неорганическая. Выделяется также физическая химия и биохимия. Астрономия изучает строение и структуру космического пространства и подразделяется на астрофизику. Астрологию, космологию, астронавтику и космонавтику.

                                     Прикладные науки.                               

     Прикладные науки изучают фундаментальные науки с практическим применением, внедрением в жизнь теоретических открытий. К прикладным наукам относятся металловедение, физика полупроводников.

                                     Естественные науки.                              

     Естественные науки изучают процессы и явления девственной природы. Делятся на геологию, географию, биологию.

     Геология, в свою очередь, делится на динамическую геологию, историю,

палеографию.

     География состоит из 2 больших разделов: физическая и экономическая география. Физическая география делится: на общее земледелие, климатологию, геоморфологию, почвоведение, гидрологию, картографию, топографию, ландшафтоведение, географическое районирование, мониторинг. К экономической географии относят страноведение, географию населения, географию мирового хозяйства, географию транспорта, географию сферы услуг, мировую экономику, статистику, международные экономические отношения.

     Биология – это наука о живых организмах. Делится на ботанику, зоологию, физиологию человека и животных, анатомию, гистологию( наука о тканях), цитологию (наука о клетке), экологию (наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды), этологию (о поведении), эволюционное учение.

                                    Технические науки.                               

     К техническим наукам относятся науки, изучающие созданные человеком приборы и предметы. К ним относятся информатика, кибернетика, синергетика.

                                    Социальные науки.                               

     Это науки, изучающие правила и структуру общества, и объекты, живущие по его законам. К ним относятся социология, антропология, археология, социометрия, обществоведение. Наука «Человек и общество».

                                    Гуманитарные науки.                              

     К гуманитарным, относятся науки, изучающие сущность, строение и духовное состояние человека. К ним относятся философия (любовь к мудрости), история, этика, эстетика, культурология.

     Говоря в общем, естествознание - это вся воссоединенная совокупность естественных наук, которая рассматривается в едином комплексе без ограничений и обладает рядом научных целей, одна из которых - раскрывать сущность происходящих в природе процессов и систематизировать полученные данные, а другая - это нахождение практического применения полученного при выполнении первой цели знаний. Конечной целью данной дисциплины является выработка единой концепции окружающего мира, которая бы не оставила в себе спорных моментов.

     Цели естествознания:

1) выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений;

2) более глубокое и точное познание самих этих явлений.

     Отличием естествознания от других научных областей в том, что  
Естествознание является исторически первой областью науки, т. е. процесс зарождения и становления науки представляет собой возникновение и развитие естественнонаучного знания, прежде всего физики и астрономии в их постоянном взаимодействии с математикой. В настоящее время естествознание сохраняет свою лидирующую роль среди научных сфер, что обусловлено рядом причин.  В современной научной картине мира процессы, протекающие в социальных и технических системах, в конечном счете, детерминированы природными процессами. Отсюда вытекает обще значимость естествознания и фундаментальность его результатов.  
- Истинное знание, вырабатываемое естественными науками, непосредственно или опосредованно принимается и применяется в жизни всеми людьми. Именно этот факт лежит в основании представления о естествознании как образце научной объективности, научности вообще. Данный аспект специфики естественных наук отражает их соотношение с социально-гуманитарными науками. Дело в том, что в естествознании объект и субъект познания разделены в большей мере, чем в социально-гуманитарных науках, в которых ни при каких обстоятельствах невозможно добиться их разделения. Субъективность в виде интересов, системы ценностей, желаний, эмоций, предпочтений, воли и сознаний человека имманентна, внутренне присуща объекту социальных и гуманитарных наук. Именно по этой причине в таких науках затруднено применение количественных (математических) методов исследования.

 - В отличие от техникознания, которое нацелено на практическое преобразование окружающего мира, вектор естественных наук направлен на его всестороннее познание, постижение.

     Отличием естествознания как науки от специальных естественных наук является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, "выискивая" наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает Природу как бы сверху. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами Религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, данное различие было выявлено еще в эпоху средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить эти две области знания. Наука отличается от идеологии (т.е. системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг другу), тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения.

     Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

     От технических наук естествознание отличает то, что оно преимущественно направлено не на преобразование мира, а на его познание. От математики естествознание отличает, то, что оно исследует природные, а не знаковые системы.

     Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при, тех условиях, при которых получены исследователем.

     Наука фрагментарна – она изучает, небытие в целом, а различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.

     Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.

     Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.

     Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.

     Наука принципиально незавершенная – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.

     Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.

     Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди, самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.

     Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.

     Наука вне морали.  Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.

     Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов, но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).

     Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.

     Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению, близко к русскому слову природа. Таким образом, первоначально естествознание называлось физикой.

     В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы) ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику, астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей. Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия развития естествознания, как единой науки о природе.

     Здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния.

    Качество жизни - многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека, а не только непосредственно связанные с физическим состоянием здоровья.

     С целью объективизации понятия, предпринимались попытки выявить "объективные" критерии качества жизни (уровень образования, финансовое благополучие, жилищные условия, питание и др.). Однако, при всей важности этих параметров, не меньшее значение имеют "субъективные" критерии - физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на субъективном восприятии.

     Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д.

Информация о работе Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?