Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:01, контрольная работа
С точки зрения современного естествознания, материя существует в двух формах: в виде вещества и в виде поля (электромагнитного и гравитационного). Вещество состоит из атомов и молекул и может находиться в твердом, жидком, газообразном и плазменном состояниях. Каждый атом, как химический элемент, остается неизменным независимо от того входит ли он в состав живого организма или горных пород; находятся ли эти породы на планете Земля или другой планете; находится ли эта планета в нашей галактике или любой другой галактике Вселенной. Об этом свидетельствует спектральный состав света далеких и близких звезд, планет и комет, а также химический состав Лунного грунта, метеоритов, планет и их спутников.
Специфика современного мира,
особенности его познания и освоения
ставят перед человеком и
1. Понимание мира как
системы, развитие которой
2. Познание как мира, так и культуры в целостности и единстве.
3. Обогащение мышления
через освоение современных
4. Осознание реалий и
особенностей современной
5. Понимание предназначения человека, его интегральной природы и особого места человека в культуре.
Новые ценностные ориентиры
- специфика нынешнего этапа
1. Установление общекультурного
базиса современного
2. Создание условий для социализации человека через "погружение" в существующую культурную среду.
3. Усиление внимания к
проблемам общечеловеческого,
4. Способствование гармонизации отношений человека с миром.
5. Отказ от знаниевой парадигмы, усиление внимания к ценностно-смысловому понимаю изучаемой информации.
6. Обеспечение целостности образования, отход от узкой дисциплинарности.
7. Развитие полноценного мышления с учетом специфики мышления в современном его понимании.
8. Направленность образования на интересы личности, переход к "личностному", "живому" знанию.
Изменение требований общества
к образованию диктует
Важнейшим шагом на пути модернизации образования и приведения его в соответствие с перспективными интересами развития человека и человечества явилась новая образовательная парадигма, которая сформировалась в течение 1990-1994 годов в ходе разработки коллективом исследователей (О.Н. Голубева, А.Д. Суханов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.) направлений совершенствования высшей школы. Компоненты новой образовательной парадигмы - фундаментализация и целостность образования. "Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический - с освоением методологии и приобретением навыков познания"
В рамках новой образовательной
парадигмы "происходит пересмотр
ориентиров с примата прагматических
знаний на развитие общей культуры
и полноценных форм мышления; с
исторического контекста
Сегодня изучение комплекса общенаучных дисциплин должно быть ориентировано на широкие направления образования, а не на определенную узкую специализацию. Очень удачно по поводу узкой специализации выразился З.Я. Гельман: "узкоспециальным бывает только невежество".
Преследуя иные цели (образование целостной личности с гибким полноценным мышлением и создание условий для широкого образования), следует "вести речь не столько о добавлении недостающего фрагмента знаний (например, естественнонаучного - к гуманитарному и наоборот), сколько о развитии интеллектуального аппарата личности через включение, якобы альтернативной компоненты в содержание образования", а гуманитарный и естественнонаучный типы образования "рассматривать с позиции дополнительности методологических категорий классической и неклассической стратегии мышления". Далее О.Н. Голубева и А.Д. Суханов отмечают: "В этом случае в конкретных условиях одна компонента может доминировать, но вторая принципиально проявляет себя, опосредуя существование окружения - каковым выступает единая человеческая культура."
Библиографический список
1. Бабушкин, А. Н. Современные концепции естествознания: курс лекций/
А. Н. Бабушкин. – М.: Омега-Л, 2004. – 224 с.
2. Березин В.М. Концепции современного естествознания: Курс лекций.
Челябинск, ЮУрГУ, 2006. – 109 с.
3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное
пособие. М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 671 с.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное
пособие. М.: «Академия», 2006. – 608 с.
5. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие.
М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.
6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред.
В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.
7. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 349 с.