Единство материального мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения современного естествознания, материя существует в двух формах: в виде вещества и в виде поля (электромагнитного и гравитационного). Вещество состоит из атомов и молекул и может находиться в твердом, жидком, газообразном и плазменном состояниях. Каждый атом, как химический элемент, остается неизменным независимо от того входит ли он в состав живого организма или горных пород; находятся ли эти породы на планете Земля или другой планете; находится ли эта планета в нашей галактике или любой другой галактике Вселенной. Об этом свидетельствует спектральный состав света далеких и близких звезд, планет и комет, а также химический состав Лунного грунта, метеоритов, планет и их спутников.

Файлы: 1 файл

Единство материального мира.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Специфика современного мира, особенности его познания и освоения ставят перед человеком и человечеством  новые задачи и выдвигают новые  требования:

1. Понимание мира как  системы, развитие которой имеет  сложный нелинейный характер.

2. Познание как мира, так и культуры в целостности и единстве.

3. Обогащение мышления  через освоение современных методов  научного познания.

4. Осознание реалий и  особенностей современной цивилизации,  отход от технократизма, ответственность за результаты деятельности человека и человечества в целом.

5. Понимание предназначения  человека, его интегральной природы  и особого места человека в  культуре.

Новые ценностные ориентиры - специфика нынешнего этапа развития человеческого общества. Это прежде всего касается понимания ценности науки, понимания ценности знаний для саморегуляции человека в современном мире и осознания ценности образования. Рассматривая проблемы современного образования, Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский отмечают, что "образование представляет собой одну из высших ценностей личности и общества, выступая в качестве предпосылки их существования и развития". Образование должно быть адекватным культуре современной техногенной цивилизации, ориентированным на целостного человека, живущего в целостном мире и целостной культуре. Оно должно обеспечить полноценное развитие личности. Основными задачами в образовании надо считать следующие:

1. Установление общекультурного  базиса современного образования. 

2. Создание условий для  социализации человека через  "погружение" в существующую  культурную среду. 

3. Усиление внимания к  проблемам общечеловеческого, социокультурного значения.

4. Способствование гармонизации  отношений человека с миром. 

5. Отказ от знаниевой парадигмы, усиление внимания к ценностно-смысловому понимаю изучаемой информации.

6. Обеспечение целостности  образования, отход от узкой дисциплинарности.

7. Развитие полноценного  мышления с учетом специфики  мышления в современном его  понимании. 

8. Направленность образования  на интересы личности, переход  к "личностному", "живому" знанию.

Изменение требований общества к образованию диктует необходимость  обновления содержания образования, поиска новых подходов к организации  учебного процесса, совершенствования  методов, форм и средств обучения.

Важнейшим шагом на пути модернизации образования и приведения его в соответствие с перспективными интересами развития человека и человечества явилась новая образовательная  парадигма, которая сформировалась в течение 1990-1994 годов в ходе разработки коллективом исследователей (О.Н. Голубева, А.Д. Суханов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.) направлений совершенствования высшей школы. Компоненты новой образовательной парадигмы - фундаментализация и целостность образования. "Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический - с освоением методологии и приобретением навыков познания"

В рамках новой образовательной  парадигмы "происходит пересмотр  ориентиров с примата прагматических знаний на развитие общей культуры и полноценных форм мышления; с  исторического контекста становления  научного знания на современные представления  о целостном содержании системы  наук". В качестве приоритета новая  образовательная парадигма рассматривает "ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного  развития". Фундаментальное образование  -образование целостное. Фундаментализация и целостность образования обеспечивают органическое единство естественнонаучного и гуманитарного знания, дают целостное системное видение мира в контексте междисциплинарного диалога "двух культур", способствуют становлению целостной личности. Фундаментальное образование ориентировано на "постижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира", на "широкие направления научного знания", на "овладение взаимодополнительными компонентами научного знания"

Сегодня изучение комплекса  общенаучных дисциплин должно быть ориентировано на широкие направления  образования, а не на определенную узкую  специализацию. Очень удачно по поводу узкой специализации выразился  З.Я. Гельман: "узкоспециальным бывает только невежество".

Преследуя иные цели (образование  целостной личности с гибким полноценным  мышлением и создание условий  для широкого образования), следует "вести речь не столько о добавлении недостающего фрагмента знаний (например, естественнонаучного - к гуманитарному  и наоборот), сколько о развитии интеллектуального аппарата личности через включение, якобы альтернативной компоненты в содержание образования", а гуманитарный и естественнонаучный типы образования "рассматривать  с позиции дополнительности методологических категорий классической и неклассической стратегии мышления". Далее О.Н. Голубева и А.Д. Суханов отмечают: "В этом случае в конкретных условиях одна компонента может доминировать, но вторая принципиально проявляет себя, опосредуя существование окружения - каковым выступает единая человеческая культура."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Бабушкин, А. Н. Современные концепции естествознания: курс лекций/

А. Н. Бабушкин. – М.: Омега-Л, 2004. – 224 с.

    2. Березин В.М. Концепции современного естествознания: Курс лекций.

Челябинск, ЮУрГУ, 2006. – 109 с.

    3. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное

пособие. М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 671 с.

    4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное

пособие. М.: «Академия», 2006. – 608 с.

    5. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие.

М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.

   6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред.

В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.

   7. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 349 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Единство материального мира