Естественно - научная и гуманитарная культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………2
II. Основная часть:
1.специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур…………………………………………………………………………..3-5
2.анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры….5-7
3.необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе…………………………………………………………...8
III. Заключение……………………………………………………………………9
IV. Список литературы………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Контра КСЕ.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

«КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

 

Тема: «Естественно - научная и гуманитарная культуры»

 

Выполнил студент 

группы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 20

Содержание

 

I. Введение…………………………………………………………………………2

II. Основная часть:

   1.специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур…………………………………………………………………………..3-5

   2.анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры….5-7

   3.необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе…………………………………………………………...8

III. Заключение……………………………………………………………………9

IV. Список литературы………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

 

 

Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы. т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте).       Естествознание является до известной степени основой всякого знания—и естественно-научного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для меня, вступающего а третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные (объединительные) процессы. Процессы, получившие названия «Великого единения» или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных научных и философских идей в рамках возрождающегося гуманизма. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство.

 

 

 

 

 

 

 

2

Специфика и  взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур

 

Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.

Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.

Исходный признак культуры выделяется через соотношение с  природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. 

Однако предельно общие  понятия часто не заключают в себе сколько-нибудь значительного научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные.

Поэтому ученые стремятся  к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств

 

 

3

человеческой деятельности, благодаря которой программируется,

реализуется, стимулируется  активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

Эти средства создаются  людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура — это составная  часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную  систему знаний, состояний эмоционально-волевой  сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный.

Основные виды духовной культуры —  мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит  из относительно самостоятельных разновидностей.

В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно  значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки.

До последовательного оформления науки, как самостоятельной части 

 

4

культуры человечества, знания о природе и ценностях  общественной жизни 

входили в иные состояния  духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.

Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса  научных и ненаучных видов знаний.

 

 

Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры

 

Современная естественнонаучная и  гуманитарная разновидности культуры основаны на научном знании. С учетом того обстоятельства, что отдельный  человек не в состоянии усвоить  весь объем информации, накопленный науками, понятие "естественнонаучная культура" указывает на три слоя реальности:  

  • совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;  
  • объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;  
  • фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.

Сфера исследования природы  естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует

 

5

неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.

Основные науки о  неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических  наук исследует живую природу, начиная  от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли  изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.

Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.

Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).

Существенную роль в  современной индустриальной цивилизации  играют экономические и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и в целом в гуманитарной культуре существенным

 

6

образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные 

варианты осмысления и оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры.

Естественно-научная  культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.

Кроме того, это глубоко  специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной  культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.

Проблема истинности решается с учетом знания об объекте  и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

 

7

Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе

 

Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

  • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
  • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
  • имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

Антропная основа естественно-научной  и гуманитарной культур приобретает  на рубеже XX—XXI вв. первостепенное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Заключение

 

Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны, у них есть

много общего, но есть и  существенные различия. Поэтому философию  нельзя  однозначно  причислять к  науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная  форма познания,  имеющая научные  основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания,  когда теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

 Новому, более высокому  уровню техники и технологии  производства должна соответствовать  новая, более высокая ступень  развития человеческого общества в целом и самого Человека в их взаимодействии с Природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека. А путь к ее решению—не в дифференциации, т. е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.

Информация о работе Естественно - научная и гуманитарная культуры