Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:59, реферат
Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Задача науки состоит в объяснении наиболее общих количественно-формулируемых законов природы. Действием таких законов можно объяснить все явления, которые привычны и, казалось бы, не нуждаются в объяснении. Метод науки — способ изучения реальной действительности; общие, необходимые принципы, на которых базируется данная наука. Методика — путь исследования, теория, учение.
Наука включает
в себя как деятельность по
получению нового знания, так
и ее результат — сумму знаний,
лежащих в основе научной
Задача науки состоит
в объяснении наиболее общих
количественно-формулируемых
Метод науки —
способ изучения реальной
Методика — путь исследования, теория, учение.
Теоретическое знание — основная форма знания. В нем собраны фундаментальные знания об изучаемом объекте.
Фактологическое знание — эта форма присуща любому виду знаний и не является научной. Его цель — описание форм проявления объектов такими, какими они предстают в чувственном восприятии, а также классификация и систематизация по определенным признакам.
Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, наиболее достоверным.
Гипотеза — мнение
о действительном положении
Научная теория
— знания, опирающиеся на определенную
научную форму и содержащие
методы объяснения и
1. диалектическое, т. е.
отражающее развитие и
2. дифференциация и интеграция
3.развитие фундаментальных и прикладных исследований.
В развитии науки
чередуются экстенсивные (связанные
с увеличением объема
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей элементов. Структура — это относительно устойчивое единство элементов и их отношений в целостном объеме .Через понятие «структура» можно изучать чрезвычайно широкий круг явлений как материального, так и духовного миров. Структура является одним из аспектов понятия «система», если под системой понимается любой аспект науки.
Для построения естественнонаучной теории необходимо:
1. Иметь определенный круг (банк) экспериментальных данных.
2. Выбрать различие опытных
данных и экспериментальных
3. Осуществлять обратную
связь между моделью и
4. Сделать качественные
выводы и сравнить их с
5. Осуществлять корректировку модели.
6. Обязательно перевести модель на язык математики.
7. Провести аналогию с
какой-либо теорией, выявить
8. Определить физический
смысл вводимых понятий. Все
физические теории носят
требуют доказательства теоремы существования.
Можно выделить
два основных способа
1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с последующим построением знаковой модели. Для реализации этого способа необходимо иметь банк экспериментальных данных, на основании которых строится математическая модель.
2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения (например, все прикладные вопросы математики).
Структура построения любой естественнонаучной теории определяется двумя основными факторами:
1. выбором тех или иных основных посылок;
2.типом логического вывода.
Если начальные
положения неверны, то теория
обречена на неудачу. Так,
Процесс создания
единой картины мира, интегрирующей
данные различных наук, далеко
не закончен. В настоящее время
в сфере знания функционируют
частные картины мира: физика, химия,
биология и т. д., причем наиболее
разработана картина мира, описывающая
физическую реальность. Анализ категорий
пространства и времени с
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В более узком
смысле слово «культура»
Каждая общественно-
Развитие культуры,
а значит, развитие любого общества
зависит от множества факторов:
производственно-экономических,
Процессы овладения
культурой новыми поколениями
и механизмы их приобщения
к достижениям культуры
1. Способ приобщения культуры
через обучение старшими
2. Обучение взрослых и
детей у своих сверстников.
В этом случае новации и
нововведения, самостоятельное творчество
характерны для людей любого
поколения. При этом типе
3. Приобщение к культуре,
когда старшие поколения
Интересен взгляд современных исследователей: они рассматривают цивилизацию как нечто внешнее по отношению к человеку, противостоящее ему и на него воздействующее, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, показывает меру его развития и служит как бы символом его духовного богатства. Сегодня все больше приверженцев получает триада: «человек, человечество, человечность», т. е. все определеннее проявляется стремление уравнять ритмы истории и ритмы жизни человека и человечества, приподнять ценности гуманизма. В настоящее время коренные изменения в культуре происходят на протяжении жизни уже одного поколения. Потеря национального культурного разнообразия равноценна утрате разнообразия генетического и очень опасна для будущего человечества. Люди должны научиться жить вместе, что может стать основой новой морали и новых отношений в мире человечества. Единство человечества и национальное разнообразие — две стороны одной и той же медали.
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
Английский физик, философ и романист Чарльз Сноу говорил, что в мире существует две культуры — естественников и гуманитариев (вспомним деление на «физиков и лириков» в 60- и 70-х гт. XX в.). Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы.
Без высокого профессионализма,
конкретных детальных знаний
дальнейшие исследования могут
исчерпать себя. Но необходим
и комплексный разноплановый
анализ, опирающийся на данные
различных наук, требующий синтеза
знаний, появления единых точек
зрения. Этот процесс приводит
не только к объединению
Истоки нашей европейской
цивилизации лежат в античной
Греции, создавшей культуру, обладающую
удивительной целостностью и
единством. Древним эллинам
Греки обладали
на редкость целостным и ясным
миропониманием: был Космос, Небо, там
жили боги. Боги вмешивались в
судьбы людей, готовы были им
помогать, были очень похожи на
людей. Боги могли даже
В эпоху средневековья
влияние античного мира, связь
с греческой культурой не
С возникновением
научного метода единый и
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры