Естественнонаучная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:16, доклад

Описание работы

Создание Петербургской Академии наук в России XVIII - событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня.
Конечно, осуществить этот замысел было бы невозможно, если бы в стране отсутствовали для этого предпосылки.

Файлы: 1 файл

естесственнонаучная картина мира.docx

— 17.18 Кб (Скачать файл)

Создание Петербургской  Академии наук в России XVIII - событие  революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня.

Конечно, осуществить этот замысел было бы невозможно, если бы в стране отсутствовали для этого  предпосылки. Они складывались в  течение всего допетровского  столетия, когда Россия, стремясь к  укреплению своей роли крупного централизованного  государства, начала осваивать естественные богатства своей обширной территории. В стране велось интенсивное городское  строительство, совершенствовалось оружие в непрерывных войнах на Западе и  на Востоке. Вместо кованых железных орудий появились литые из меди и чугуна. Наряду с кустарным возникло и заводское производство пороха. Все это вело к совершенствованию эмпирических знаний в сочетании с народным опытом, накопленным веками, к постепенному заимствованию и усвоению практических достижений европейской науки

Все это убедительно свидетельствовало  о том, что Россия к началу царствования Петра I, во всяком случае в отношении использования практических достижений европейской науки, отнюдь не была отсталым государством, хотя и имелось большое отставание от уровня европейских государств.

Существенный толчок в  развитии российской науки произошёл  в период правления Петра I. Во время  «Великого посольства» 1697—1698 гг. Петр уже имел программу внедрения  науки в жизнь своей страны. Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с  немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем. Именно Лейбниц развернул  перед русским царем грандиозную  перспективу превращения России в просвещенное государство. Среди  его предложений было: приобретение за границей книг, коллекций, типографского  оборудования, создание библиотеки, химической лаборатории и астрономической  обсерватории. Красной нитью через  все записки и разговоры Г. В. Лейбница с Петром проходила идея создания в России «Ученой коллегии»  — высшего государственного учреждения с очень широкими полномочиями. лучшими европейскими государствами.

В 1714 г. Петр I сделал первый практический шаг к созданию Академии наук, основав  Библиотеку.

Весьма важным в истории  создания Петербургской Академии наук оказался и 1717 г., когда Петр совершил поездку по ряду стран Европы. Он встречался со многими учеными, осматривал различные научные учреждения, сделал ряд закупок для будущей Академии.

22 января 1724 г. был обсужден  и одобрен Сенатом «Проект  об учреждении Академии наук  и художеств»

«Проект» не только разъяснял  необходимость для России одновременного основания Академии и двух учебных  заведений, но и целесообразность их объединения в одном учреждении, что было выгодно и в экономическом  от­ношении. Академики должны были развивать науки и обучать в Университете, а прикрепленные к ним молодые люди, также состоявшие на жалованье, преподавать в Гимназии

В задачи Академии Наук входило: исследования природных богатств России, исследование новых земель и составление  карт, исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, издание всей в стране литературы (кроме церковной)

Шарль Огюстен  Кулон (14.06.1736 - 23.08.1806) - французский физик и военный инженер, член Парижской Академии наук (1803). Родился в Ангулеме. Окончил (1761) школу военных инженеров и все время находился на военной службе.

 Работы Кулона относятся  к электричеству, магнетизму, прикладной  механике. В 1781 году он сформулировал  законы трения, качения и скольжения. Исследуя кручение шелковых и  металлических нитей, Кулон установил  законы упругого кручения, в частности  определил, что сила закручивания  нити зависит от материала,  из которого она сделана, пропорциональна  углу закручивания и четвертой  степени диаметра нити и обратно  пропорциональна ее длине. Это  имело важное значение, поскольку давало новый, очень чувствительный метод измерения силы. Исходя из этого, в 1784 году Кулон построил прибор для измерения силы - крутильные весы. С его помощью в 1785 году ученый экспериментально установил основной закон электростатики (закон Кулона), распространив его в 1788 году на взаимодействие точечных магнитных полюсов. Выдвинул гипотезу магнетизма, согласно которой магнитные жидкости не свободны или не могут течь, как их электрические аналоги, и связаны с отдельными молекулами. Кулон предположил, что каждая молекула в процессе намагничивания становится поляризованной. Предположил, что каждая молекула в процессе намагничивания становится поляризованной. Сконструировал магнитометр (1785). Кулон заложил основы электро- и магнитостатики. Пытался экспериментально измерить (1796) трение в жидкости по затуханию колебаний движущегося в ней маятника и определить зависимость трения от скорости.

Роберт Бойль- британский физик, химик и богослов родился в ирландском замке Лисмор. Роберт был седьмым сыном Ричарда Бойля, графа Коркского. Отец предоставил ему возможность получить разностороннее образование, в том числе и в области естествознания и медицины: в 1635-1638 гг. Бойль учился в Итонском колледже, а в 1639-1644 гг. – в Женевской академии. 

Сначала Бойль занимался  религиозными и философскими вопросами, затем (с 1654 г.), переселившись в Оксфорд, обратился к исследованиям в  области химии и физики, приняв участие в работах научного общества, прозванного «невидимой коллегией» (так как оно собиралось то в  Оксфорде, то в Лондоне). В 1665 г. Бойль  получил степень почётного доктора  физики Оксфордского университета. В 1668 г. он обосновался в Лондоне, где  в 1680 г. был избран президентом Королевского общества (организованного в 1663 г. на основе «невидимой коллегии»), но отказался  от этой должности.

Научная деятельность Бойля  посвящена обоснованию экспериментального метода в физике и химии и развитию атомистической теории. Большое влияние  на взгляды Бойля оказала философия  Фрэнсиса Бэкона; в работах Бойля встречается немало ссылок на мысли Бэкона о естествознании и в первую очередь о признании опыта за критерий истины.

Исследования в области  физики привели Бойля к открытию в 1660 г. закона изменения объёма воздуха  при изменении давления (независимо от Бойля закон открыл также французский  учёный Эдм Мариотт). В результате своих экспериментальных работ по количественному изучению процессов обжига металлов, горения, сухой перегонки древесины, превращения солей, кислот и щелочей Бойль ввёл в химию понятие анализа состава тел. В 1663 г. Бойль впервые применил индикаторы для определения кислот и щелочей. Исследуя состав минеральных вод (1684-1685 гг.), он пользовался отваром чернильных орешков для открытия железа и аммиаком для открытия меди. Описывая свойства фосфора (полученного Бойлем в 1680 г. независимо от других химиков), Бойль указывал его цвет, запах, плотность, способность светиться, его отношение к растворителям. Многочисленные наблюдения Бойля положили начало аналитической химии. Важнейшей работой Бойля стала книга «Химик-скептик», вышедшая в 1661 г. В ней Бойль, опираясь на опытные данные, убедительно опроверг и аристотелевское учение о четырёх стихиях (огне, воздухе, воде и земле), и учение алхимиков о трёх принципах (сере, ртути и соли), из которых якобы состоят все природные тела. Элементами Бойль считал «простые, вполне не смешанные тела, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены т.н. смешанные тела и на которые последние могут быть в конце концов разложены». Бойль доказывает, что химия должна стать самостоятельной наукой, изучающей реальные химические элементы, а не заниматься попытками превращения неблагородных металлов в золото, а также поисками способов приготовления лекарств. Развивая атомистические представления, Бойль ввёл представление о «первичных корпускулах» как элементах и «вторичных корпускулах» как сложных телах; он также дал объяснение различным агрегатным состояниям тел. Значительное внимание Бойль уделял практической химии. Для развития горного дела и металлургии большое значение имели введённые Бойлем методы анализа уды мокрым путём, а также обоснованная им замена древесного угля каменным. Теоретические и экспериментальные работы Бойля оказали решающее влияние на развитие химии. Бойль наглядно показал, что химики должны решать принципиальные проблемы своей науки на основании экспериментальных данных, положив своими работами начало становлению химии как науки.


Информация о работе Естественнонаучная картина мира