Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:03, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить научная деятельность Аристотеля, связанную с естествознанием.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть основные исследовательские направления Аристотеля;
изучить естественнонаучные изыскания Аристотеля;
сделать обобщение и вывод по данной теме.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные исследовательские направления Аристотеля…………………….5
2. Естественнонаучные изыскания Аристотеля……………………………...…7
Заключение…………………………………………………………………….…10
Список литературы………………………………………………………………11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные исследовательские направления Аристотеля…………………….5
2. Естественнонаучные изыскания Аристотеля……………………………...…7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика).
Ядром первой естественно-научной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли, а Аристотель — первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил научно-исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.
Аристотель (384 - 323 до Р.Х.) - древнегреческий
философ и ученый-натуралист. Биография
Аристотеля известна в самых общих
чертах. Родился в селении Стагире
в Халкидике, из-за чего нередко его
называют Стагиритом. Отцом его был
врач Никомах, который возводил свой
род к мифическому богу-
В семнадцать лет, в 367 г. Аристотель отправился в Афины и поступил слушателем в платоновскую Академию, а затем преподавал в ней. В 347 г. после смерти Платона наступили годы странствий. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом воспитателем к 13-летнему Александру. После воцарения того вскоре возвратился в Афины, где основал школу, которая стала называться Лицеем, поскольку она соседствовала с храмом Аполлона Лицейского. Особенность школы состояла в форме занятий, которые проходили на открытом воздухе, во время прогулок по тенистым дорожкам Лицея. Поэтому школу Аристотеля и его последователей стали называть перипатетиками (прогуливающимися). Во второй период своего пребывания в Афинах Аристотель написал свои важнейшие труды по философии и естествознанию. Покровительство македонского двора позволила ему собрать большую библиотеку, откуда он черпал сведения для обработки. Однако эта же близость вызвала обвинения против Аристотеля, когда Афины восстали против македонских правителей. Ему пришлось бежать в Халкиду на о. Эвбея. Здесь он и умер, оставив дочь Пифию и сына Никомаха.
Актуальность темы контрольной работы объясняется неутихающим интересом, который вызывает личность и научные изыскания Аристотеля.
Цель контрольной работы – изучить научная деятельность Аристотеля, связанную с естествознанием.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Основные исследовательские направления Аристотеля
Не все труды Аристотеля дошли до потомков, многие произведения ему приписываются. Датировки его произведений, их подлинность и отделение авторских трудов от подражаний и обработок представляет собой крупную научную проблему.
По темам сочинения делятся на четыре основные группы. Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят Категории; Об истолковании; Первая аналитика и Вторая аналитика; Топика.
Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: О возникновении и уничтожении; О небе; Физика; История животных; О частях животных и посвященный человеческой природе трактат О душе. Трактата о растениях Аристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик Теофраст.
В-третьих, мы располагаем сводом текстов под названием Метафизика, представляющим собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.
В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важны сочиненная во второй период Эвдемова этика, относящаяся к последнему афинскому периоду Никомахова этика, состоящая из множества написанных в разные периоды лекций Политика, Риторика и сохранившаяся частично Поэтика. Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политики. Утрачены и несколько трактатов на исторические темы.
Произведения Аристотеля распадаются на две группы. Во-первых, имеются популярные, или экзотерические, работы, большинство которых, вероятно, создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. В основном они были написаны еще во время пребывания в Академии. Ныне эти работы сохранились в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия указывают на теснейшее родство с платонизмом: Эвдем, или о душе; диалог О справедливости; Политик; Софист; Менексен; Пир. Кроме того, в античности был широко известен Протрептик (греч. «побуждение»), внушавший читателю стремление заняться философией. Он был написан в подражание некоторым местам платоновского Эвтидема и послужил образцом для цицероновского Гортензия, который, как сообщает в своей Исповеди св. Августин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь. Сохранились также немногочисленные фрагменты популярного трактата О философии, написанного позднее, в Ассе, т.е. во второй период творчества Аристотеля. Все эти произведения написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. В античности они пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо. Такая оценка Аристотеля практически недоступна нашему пониманию. Дело в том, что его произведения, оказавшиеся в нашем распоряжении, имеют совершенно иной характер, поскольку для всеобщего чтения они не предназначались. Эти сочинения должны были прослушивать ученики и помощники Аристотеля, первоначально небольшой их кружок в Ассе, а впоследствии – более многочисленная группа в афинском Ликее. Исторической наукой, и прежде всего исследованиями В.Йегера, выяснено, что эти труды, в той форме, в какой они дошли до нас, нельзя считать философскими или научными «трудами» в современном смысле. Разумеется, окончательно установить, как возникали эти тексты, невозможно, однако наиболее вероятной представляется следующая гипотеза.
2. Естественнонаучные изыскания Аристотеля
В астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему науки. Он полагал, что Земля является центром Вселенной. Движение планет объясняется вращением окружающих Землю сфер. Внешняя сфера – сфера неподвижных звезд. Она обращается, непосредственно восходя к неподвижной первопричине, которая, будучи лишена всякой материальной потенциальности и несовершенства, полностью нематериальна и недвижима. Даже небесные тела движутся, обнаруживая этим свою материальность, но они состоят из более чистой материи, чем та, что имеется в подлунном мире.
В подлунном же мире мы обнаруживаем материальные сущности различных уровней. Во-первых, это основные элементы и их сочетания, образующие царство неживого. Ими движут исключительно внешние причины. Далее идут живые организмы, сначала растения, имеющие органически дифференцированные части, способные воздействовать друг на друга. Таким образом, растения не просто увеличиваются и порождаются внешними причинами, но растут и размножаются самостоятельно.
Животные обладают теми же растительными функциями, но они наделены также органами чувств, позволяющими им принимать во внимание вещи окружающего мира, стремясь к тому, что способствует их деятельности, и избегая всего вредоносного. Сложные организмы строятся на основе простых и, возможно, возникают из них в результате постепенных изменений, однако по этому вопросу Аристотель не высказывается сколько-нибудь определенно.
Высшее земное существо – человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы. Аристотель недвусмысленно заявляет, что человек – материальное существо, несомненно, являющееся частью природы. Как и во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает (человеческое тело), и определенная форма или структура, одушевляющая это тело (человеческая душа). Как и в случае любого другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на друга, но представляют собой составные части единого индивидуума, каждая из которых существует благодаря другой.
Человеческая душа, т.е. форма
человека, состоит из трех соединенных
частей. Во-первых, в ней имеется
растительная часть, которая позволяет
человеку питаться, расти и размножаться.
Животная составляющая позволяет ему
ощущать, стремиться к чувственным
объектам и передвигаться с места
на место подобно другим животным.
Наконец, первые две части увенчивает
разумная часть – вершина человеческой
природы, благодаря которой человек
обладает теми замечательными и особыми
свойствами, которые отличают его
от всех остальных животных. Каждая
часть, чтобы начать действовать, по
необходимости развивает
Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким, как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.
Ощущение ограничено определенным,
конечным рядом форм и постигает
их лишь во взаимном смешении, происходящем
в ходе конкретного физического
взаимодействия. Но ум не знает подобных
ограничений, он способен постичь какую
угодно форму и освободить ее сущность
от всего, с чем она соединена
в чувственном опыте. Однако этот
акт рационального постижения, или
абстрагирования, не может быть выполнен
без предварительной
Когда воображение вызывает
к жизни некий конкретный чувственный
опыт, деятельный разум может озарить
этот опыт своим светом и выявить
некую наличествующую в нем природу,
освобождая опыт от всего, что не относится
к его сущностной природе. Разум
может высветить и все прочие
реальные элементы вещи, запечатлев в
воспринимающем разуме, которым обладает
всякий человек, ее чистый, абстрактный
образ. Затем, посредством суждений,
которые соединяют эти природы
соответственно тому, как они соединены
в действительности, разум может
выстроить сложное понятие всей
сущности в целом, воспроизводя ее точно
такой, какая она есть. Эта способность
разума не только позволяет приобрести
в результате теоретическое понимание
всех вещей, но и влияет на человеческие
устремления, помогая человеку усовершенствовать
свою природу через деятельность.
И в самом деле, без разумного
руководства устремлениями
Заключение
Таким образом, в ходе написания контрольной работы, были сделаны следующие выводы:
В целом, исследования Аристотеля отличаются тенденцией преодоления чисто философского рассмотрения предмета. Он пытается определить свойства предмета не происхождением его от некоей "сущности" и не путем соединения и разделения понятий языка, а перейти к научному исследованию, хотя и без опытной проверки, путем рассмотрения собственных признаков явления и его реальных связей. Основные методы Аристотеля - логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников. В естественнонаучных сочинениях Аристотеля философская основа кажется иногда противоречивой в силу многообразия предметов ведения, зато он обобщил все знания, достигнутые за развитый период греческой учености и оказал определяющее влияние на последующее развитие теоретических наук, философии и богословия.
Аристотель внес существенный
вклад в античную систему образования.
Он задумал и организовал
Список литературы
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
3. Аксенов Г.П. Причина времени.- М., 2000, гл. 2.
5. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
6. Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М., 1964.
7. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981.
8. Гинзбург В.Л. О теории относительности. М., 1979.
9. Грибанов Д.П. Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности. М., 1987.
10. Зеликман А.Л. История
эволюционных учений в
11. Котенок В.П. История
философии науки. Учебное
12. Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна. М., 1963.
13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М.,1979.
14. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике.-М., 1977.
15. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.- М., 1996.
16. Розин В.М. Культурология. Учебник. -М. 1999
17. Силичев Д.А Культурология. Учебное пособие. -М., 2000
18. Цай А.В. Материальная культура в свете современной эстетики.- Ташкент: Фан, 1994 г.