Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:04, реферат
Итогами длительного периода в развитии человечества, каким являлось Средневековье и его заключительный период – Возрождение, стала подготовка перелома в общественном сознании. Появилась большая трещина в догматически-религиозном представлении о мире. Такие учёные, как Роджер Бэкон, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский и многие другие вполне подготовили почву для принятия нового представления о мире, которое выразилось в работах учёных последующего поколения – Галилео Галилея, Джордано Бруно, Рене Декарта и Исаака Ньютона.
Введение. 3
Глава 1. 6
1. 1. Естествознание в эпоху средневековья. 6
1.2. Особенности средневековой духовной культуры. 7
1.3. Отношение к познанию природы. 8
1.4. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры. 9
1.5. Становление науки в средневековой Европе. 11
1.6. Религиозная трактовка происхождения человека. 12
1.7. Исторического значение средневекового познания. 12
Глава 2. 13
2.1. Естествознание в эпоху Возрождения. 13
2.2. Мировоззренческая революция Возрождения. 13
2.3. Зарождение научной биологии. 14
3. Заключение. 16
Используемая литература: 17
Получила также значительное
развитие традиция создания новых вычислительных
приёмов и специальных
Историческая заслуга средневековых арабских математиков состояла в том, что они начали глубокие исследования по основаниям геометрии.
Физика и астрономия.
Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока.
Динамика развивалась на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Средневековыми арабскими учёными обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободного падения тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.
Развитие кинематики было
связано с потребностями
Существенный вклад внесён
арабскими учёными и в
В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнение кинематико-геометрических моделей «Альмагеста», устранению противоречий в теории Птолемея. И поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.
К концу XII – началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом и культурном развитии ближневосточных стран. Страны же Западной Европы, напротив стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую Империю.
Происходит технологическая революция в агротехнике: появляется тяжёлый плуг, используется боронирование, совершенствуется упряжь тягловых животных, внедряется трёхпольная система земледелия, создаётся земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии – сила воды и ветра и др.
Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесла. Усиливается тенденция урбанизации. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие порождает необходимость его рационализации, так как тяжесть физического труда осознаётся как нечто нежелательное.
В этих условиях происходит
подъём в духовной сфере. Одним из
наиболее ярких его выражений
стало возникновение новых
В области биологии средневековье
не дало новых идей. В рамках религиозного
мировоззрения происхождение
Религиозные представления
о времени возникновения
Историческая роль средневекового сознания состояла не в поиске новых рациональных форм знания, отражающих объективные законы природы, а в пролиферации, умножение связей и отношений чувственных образов. Для перехода к научному познанию природы сознание должно было сформировать структуры, позволяющие отбирать из множества связей и отношений чувственных образов такие, которые носят существенный, закономерный характер.
Логико-понятийное начало, выражавшее собой апробированные практикой всеобщие, универсальные связи и отношения мира, на определённом этапе истории познания должно подняться на уровень систематического превалирования над чувственно-образным началом. Такой революционный качественный переход, затрагивающий самые глубины деятельности сознания, несла с собой эпоха Возрождения.
Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV – начало XVII в. Эпоха Возрождения – эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитал, восхождения социально-политической роли города, возрождения античной культуры, возникновение книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.
Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма, который приходил на смену сословно-иерархической структуре феодальных отношений. Средневековье завершает тот длительный период истории человечества, входе которого человек был ещё привязан прямыми либо опосредованными узами к коллективу определённого типа. Этот отрыв окончательно осуществился именно в эпоху Возрождения.
В эпоху средневековья
определяющим отношением к миру было
отношение человека к Богу как
высшей ценности. На основе индивидуализации
личности, формирование новых ценностей
и установок в эпоху Ренессанса
происходит мировоззренческая
Творчески-новаторское
Николай Кузанский принадлежит к зрелому Возрождению. А в период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению.
Теоретическая мысль Возрождения ещё не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако предварила её формулированием ряда принципиальных идей: гуманизма, рационализма, познаваемости мира, историзма и социально-исторического оптимизма. Созданием основ методологии конкретно-научного познания занялись мыслители Нового времени, прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.
В культуре Возрождения главной
ценностью становится бескорыстное
объективное познание мира. На основе
этой важной мировоззренческой ценности
складываются непосредственные предпосылки
возникновения классического
В эпоху Возрождения ситуация в сфере познания живого изменилась. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм, пересмотрев представление о месте человека в природе, возвысил роль человека в мире, вплоть до того, что божественность стали рассматривать как один из атрибутов человечности. В сторону человека развернулась даже алхимия; результатом слияния алхимии с медициной стала ятрохимия.
Особенности развития биологи в XVI-XVII в.в. во многом определялись практическими потребностями развивающегося капиталистического хозяйства, прежде всего аграрного сектора, социально-классовыми потрясениями, ростом влияния материалистической философии на естествознание в целом и биологию в частности, институционализацией научной деятельности.
Огромная описательная накопительная работа, проведённая в биологии, имела важные последствия. Во-первых, она вскрыла реальное многообразие растительных и животных форм и наметила общие пути их систематизации.
Во-вторых, значительно расширила сведения о морфологических и анатомических характеристиках организмов.
В-третьих, важным следствием развития биологии явилось формирование научной методологии и методики исследования живого.
В-четвёртых, следствие накопительной работы является развитие теоретического компонента биологического познания – выработка понятий, категорий, методологических установок, создание первых теоретических концепций, призванных объяснить фундаментальные характеристики живого.
Прежде всего это касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления – преформизм и эпигенез.
В целом же биология была в зачаточном состоянии; растительный и животный миры были исследованы лишь в самых грубых чертах, биологические объяснения носили чисто механический и поверхностный характер. Биологическое познание ещё не выработало в это время своей собственной системы методологических установок.
Итогом длительного периода
в развитии человечества, каким являлось
Средневековье и его
|
| ||||||
|
|
|
1 Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих.
Информация о работе Естественные науки в средневековья и Возрождения