Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:09, контрольная работа
Актуальность проблемы исследования: Среди глобальных проблем современности экологическая проблема по своей остроте в конце XX – начале XXI века вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению биосферного равновесия, необратимым деградационным изменениям, радикальной трансформации традиционных природных условий, что ставит под сомнение дальнейшее существование самого человека. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальные очертания, что в структуре современных ценностей в качестве главнейшей из них выступает сама жизнь в планетарном масштабе.
Под влиянием Э. Леруа В. Вернадский использовал понятие ноосферы для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда коллективный разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой.
В расширении понятия «окружающая среда» немалую роль сыграло учение французского философа, теолога Тейяра де Шардена, разделяющего три качественно отличные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), «феномен человека» (ноосфера).
В едином эволюционном потоке
понятие "ноосфера" фиксирует
появление и использование
Появление человека, способного к свободному изобретению и к рефлексии, осознанию своих действий и мыслей – это с логической точки зрения и новое, перспективное развитие предыдущей – биологической – формы движения материи, и фактор, оформляющий перед лицом неодушевленной материи "новый порядок реальности".
Это действительно инициативный системообразующий фактор, создающий новую сферу, которая не могла бы возникнуть вне и без человечества. Кроме того, по своей "физической внедренности" он выступает не как внешний, инородный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все существующее.
При рассмотрении биосферы и ноосферы как форм взаимоотношения Человека и Природы (цивилизация и культура) может быть предложено понимание биосферы и ноосферы как различных форм единства человека и природы, которое является основополагающим отношением в рамках планеты.
В современной научной литературе соотношение понятий биосферы и ноосферы – как представлений об интегральных формах существования Человека и Природы – исследуется, прежде всего, в контексте экологической проблематики. Несмотря на всю закономерность такого подхода, он остается односторонним и, следовательно, ограниченным.
Методологические акценты должны сместиться с экологической на более комплексную проблематику – проблематику ноосферы, ибо только в процессе формирования ноосферы возможно становление новой формы единства человека и природы, а тем самым и снятие остроты экологической проблематики.
Понятие ноосферы в данном контексте раскрывает принципиальное единство указанных проблем в аспекте дальнейших путей развития общества (проблема «канализирования» свободы этого развития).
Противостояние нарастающим тенденциям не может быть ограничено стремлением их компенсировать, уходом от катаклизма. Необходимым остается осознание того положения ноосферы, к которому общество в результате сознательных усилий должно будет перейти, опосредованное пониманием того, почему и как это возможно.
Осознание необходимости различения условий, позволяющих
гарантированно осуществить и реализовать
имеющийся план экономических действий,
приводит к требованию различения проблем
и перспектив современной цивилизации как
условия философского
Ныне, на рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
Сам термин «глобальный»
ведет свое происхождение от латинского
слова «globus - шар», относится к
Земле, земному шару и с 60-х годов
XX столетия получил широкое
ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.
Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тысяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн., в 1960 г – 3 млрд., в 1975 – 4 млрд., в 1987 - 5 млрд., в 2000 г на Земле будет более 6 млрд. человек, а к концу XXI века в два раза больше.
В настоящее время
биосфера вышла из состояния устойчивости.
Она перестала поглощать
Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд. человек, то биосфера – всего 1-2 млрд.
Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале XX века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в настоящее время около 3 га.
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре.
Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы.
В этой связи особую остроту приобретает распространение в окружающей среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.
Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек — это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окружающей среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические.
Главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интеллигентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стремящихся к безудержному обогащению, а, наоборот, к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов, которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.
Таковы наиболее важные и настоятельные глобальные проблемы современной эпохи, перед лицом которых оказалось человечество на пороге нового тысячелетия своей истории. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, распространение наркомании и алкоголизма, распространение СПИДа и другие проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д.
Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное – поиски научно обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию глобальных проблем современности, опирающуюся на теоретическое наследие основоположников научного мировоззрения, на достижения современной науки и философии, творчески разрабатываемой применительно к современным условиям.
Фиксация вероятностного характера исследования возможного направления развития экономических отношений и процессов требует доуточнения его с различных позиций с использованием различного инструментария. Оценить возможность реализации плюющегося сценария развития позволяет и философский инструментарий, о чем свидетельствуют футурологическая и прогностическая функции философии.
Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых и формируется рациональное отношение к возникающим в жизни человека и общества проблемным ситуациям. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. Именно на этой основе и может вырабатываться, обосновываться и осуществляться рациональный курс действий.
В настоящее время
масштабы проблемы экологической безопасности,
ее серьезность и срочная
Экологическая безопасность – составная часть национальной и международной (глобальной) безопасности, связанная с состоянием окружающей среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира), исключающим возникновение экологических кризисов и катастроф (как естественного, так и антропогенного характера), угрожающих существованию общества, здоровью и нормальной жизнедеятельности человека. Обеспечение экологической безопасности носит зачастую общемировой характер.
Строгий научный анализ
существующего положения
В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимизации, стратегию замкнутых циклов.
Ограничительная стратегия
в качестве главного средства предотвращения
экологических катастроф
Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.
Информация о работе Естествознание и «глобальные» проблемы человеческой цивилизации