Естествознание и ненаучные формы знания. Паранаука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:
- предмет и цели;
то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

Содержание работы

Введение
1.Естествознание как система научных знаний 3
2.Ненаучное знание. Формы познания 4
3.Паранаука 6
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

концепция современного естествознания (4).docx

— 39.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                      «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Естествознание  и ненаучные формы знания. Паранаука.

Контрольная работа по дисциплине:

«Научные  направления естествознания»

 

                                                                                   Проверил: ст.преподаватель

                                                       А.А.Баранчук

 

                                                                                Выполнил: студент 2 курса     

                                                                                        Н.А.Кудрявцева(специальность

                                                                                     080109 –«Бухгалтерский учет,

                                                            анализ и аудит»)

                                                        

 

 

 

 

 

 

                                                               Ижевск 2010

   Введение

1.Естествознание как система  научных знаний                                                          3

2.Ненаучное знание. Формы познания                                                                         4

3.Паранаука                                                                                                                          6

    Заключение                                                                                                                     13

    Список литературы                                                                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Естествознание  как система научных знаний

Естествознание как система  научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место  в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной  культуры  человечества. 
Естествознание  как  система  научных  знаний  имеет: 
- предмет  и цели; 
то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические,  касающиеся  отдельных  сторон  знания. 
-закономерности  и  особенности  развития; 
С учетом  специфики  предмета  Естествознания,  это: 
а)  Обусловленность  практикой. 
б)  Относительная  самостоятельность. 
в)  Преемственность в  развитии  идей  и  принципов. 
г)  Постепенность  развития. 
д)       Взаимодействие наук и взаимосвязанность всех отраслей Естествознания. 
е)  Противоречивость  в  развитии. 
-  методы. 
Выделяют: 
а)  Эмпирическую  строну  Естествознания. 
б)  Теоретическую строну  Естествознания. 
в)  Прикладную  сторону  Естествознания. 
В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на: 
- естественные (физика, химия,биология  и  т.д.) 
- технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.) 
-социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические  и  т.д.) 
Как видно из приведенной выше классификации познаний, знания в области физики, формируют блок естественных знаний человечества о природе и в силу этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом  конечно развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую надстройку общества, которая формирует "современное" видение  картины  мира. 
Изучение становления и развития современной физической картины мира имеет не только мировоззренческое значение, но познавательное, а синтез современных концепций физической картины мироздания, закладывает базис для качественных шагов в познании.

2.Ненаучное  знание. Формы познания

Познание - это процесс отражения  мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного  и неточного знания к более полному и точному.   Познание является одним из важнейших видов деятельности человека.  Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

      ЗНАНИЕ - подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Знание характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. В общем смысле знанию противопоставляется незнание, невежество. Внутри познавательного процесса знание, с одной стороны, противостоит мнению, которое не может претендовать на полную истину и выражает лишь субъективное убеждение.              Форма познания - способ познания окружающей действительности, имеющий понятийную, чувственно-образную или символическую основу. Таким образом, разграничивают научное знание, основанное на рациональности и логике, и ненаучные знания, основанные на чувственно-образном или символическом восприятии мира. Научное познание такого объекта как общество включает в себя социальное знание (социологический подход к процессу познания) и гуманитарное знание (общечеловеческий подход). Однако в современном мире не все явления познаны до конца.

 Существует много необъяснимого  с точки зрения науки. И где наука бессильна, “на помощь”  приходит  ненаучное  знание:                                                                          собственно ненаучное знание - разрозненное, несистематическое знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с научной картиной мира;                                                                                      донаучное - прототип, предпосылка возникновения научного знания;                              паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием;            лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; антинаучное - утопическое и сознательно искажающее представление о действительности.                                                                                                                    Ненаучное знание (непосредственное знание, протонаука...) - необязательно воспроизводимые знания субъекта, получаемые необязательно через эксперимент (опыт), без логического осмысления и бездоказательно. Способы или моменты получения или передачи ненаучного знания - наставничество, интуиция, вдохновение, переживание, видение, сон, медитация, свидетельство, молитва, проповедь, исповедь... Все религии и эзотерические учения сформированы на основе записей (духовного опыта) свидетелей (пророки, апостолы, контактёры...), видевших или получивших информацию от Бога, Высшего Разума или по другим нереальным каналам.                                     Ненаучное знание пытаются выдать за научное и представляют в наукообразной форме. Сегодня распространено мнение о том, что современная наука консервативна и ограниченна, поскольку не признает так называемые нетрадиционные, паранаучные концепции - астрологию, парапсихологию, уфологию и т.д. Эти концепции появились не в наше время, а сотни и тысячи лет назад, однако до сих пор соответствующие исследования не считаются научными, так как не дали достоверных, научно установленных фактов. А наука не может наделить статусом научности те исследования, которые не являются  обоснованными.                                                                                  Формами ненаучного познания можно назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и здравый смысл. 
Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство, ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям, примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ.                   Общество есть целостный организм, состоящий из взаимосвязанных сфер деятельности: экономико-хозяйственной, социальной, политической и духовной. Последняя является производителем коммуникативного, информационного, нормативно-ценностного компонентов социальной регуляции поведения общественного человека. Если остановиться на рассмотрении культуры как на духовном производстве, то необходимость выделить создаваемый, сохраняемый, распространяемый и осваиваемый комплекс элементов, как нормы, ценности, смыслы и знание. Из которых в свою очередь складываются основные виды духовной деятельности: мифология, религия, идеология, искусство, философия, наука.                                 И как нельзя выкинуть из этого списка не одного вида деятельности, так и нельзя забывать о существовании паранауки, следующей за наукой словно тень.

3.Паранаука

      Паранаука (лат. para — «около») — околонаука. Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления ее доказательной и верифицированной  базы.                                                                               Паранаука (отчасти ассоциирующаяся с эзотерикой) занимает положение между религией и наукой, являясь в историческом контексте естественным этапом познания, опирающегося более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые  и  доказанные  факты.                                                                          От религии паранаука сохраняет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно, как правило, лишь редким людям. Эти силы постигаются ими мистическим (чудесным, следовательно — не рациональным) образом. Таким же образом они устанавливают связь между той или иной конфигурацией небесных тел, например, и будущими событиями, между болезнями людей и их лечением посредством магии и т. д. Наука признаёт эти связи в конечном счете ложными (при этом содержательный компонент из такой «преднауки», если он есть, постепенно переходит в научное знание, становясь его частью). Вот почему эзотерические ветви паранауки постепенно приводят к псевдонауке.                         Если ветвь науки закосневает и не признаёт совершившихся изменений в научном познании мира, она превращается в паранауку (так происходит, например, с гомеопатией).

Приобщение к искусству  постижения таинственных сил, на которые  она опирается, называют оккультизмом. Большинство эзотерических «наук» являются оккультными, поскольку овладеть ими способны лишь избранные, посвящённые в их таинственственный, мистический смысл. От науки же эзотерика берет материал, с которым она работает.

Пять базовых ветвей паранауки:                           1.Парафилософия (теософия и др.)     

2.Парафизика (астрология, алхимия, торсионные поля и др.)     

3.Парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия, креационизм) 4.Парапсихология,НЛП и  др.                                                                    5.Паракультурология («Живая этика»).

Классификация паранаук по группам:

    футурологические — астрология, нумерология и мантика

           когнитивные — физиогномика, метопоскопия и графология

   коммуникативные — теософия, спиритизм, телепатия и оккультная конспирология

    прагматические — алхимия, магия, экстрасенсорика и «Живая этика».  

 Сейчас в обществе  наблюдается повышенный интерес  к аномальным явлениям окружающего  мира, к тому, что принято называть  “чудесами”. Это такие феномены, как экстрасенсорное целительство и биолокация, НЛО и полтергейст, телекинез и ясновидение, и многое, многое другое. До недавнего времени официальная наука вообще не занималась ими, считая как бы несуществующими. Но произошло настоящее чудо: “чудеса” стали предметом изучения целой науки — эниологии. Итак, эниология — это наука о загадочных феноменах, не укладывающихся в рамки традиционной науки.                 “НЛО” — аббревиатура, расшифровывающаяся как неопознанный летающий объект. Так называют различные явления или объекты наблюдения, природу которых очевидцы не могли определить. Наука изучающая, конкретно, НЛО называется уфологией.                                                                   Также понятие «Паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название П. может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название П. нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики.                                                                                             Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).  
Задача паранауки не только в том, чтобы удовлетворять духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с др. социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники.                          К проявлениям экстрасенсорного восприятия в паранауках причисляются телепатия, ясновидение и проскопия, лозоходство или «биоинтроскопия» (неверно именуемое биолокацией), однако зачастую к таким проявлениям относят и способы некоего нематериального внефизического воздействия на предметы, организмы или физические явления - телекинез или психокинез, экстрасенсорное целительство и т.п.                                                             Трудно не согласиться с тем, что паранаука имеет ряд схожих функций с религией. Но всё же она намного сложнее: она имеет ряд напластований, делающих её столь трудно классифицируемой как что-то определённое.   Также вызывает сомнение попытка увязать причины увлечения паронормальным  феноменом индивида из-за кризиса традиционной религиозности. На мой взгляд, причина кроется не в этом, а в особенностях самого познавательного процесса, в восприятии обыденным сознанием научного знания.                                                                            Процветанию паранауки способствовали всевозможные философские концепции прошлых эпох. Такие как релятивизм, агностизм, иррационализм, эпистимологический анархизм, критический рационализм, феноменология.     Но исходные позиции науки и мифологии диаметрально противоположны. Наука исключает иррациональное из объяснения окружающих процессов. Как говорил в своё время А.Эйнштейн: «Наука – это непрерывное бегство от чуда, информация, снятие неопределённости за счёт кропотливого и длительного проникновения в объект исследования».  Научные результаты являются тщательно сбалансированной комбинацией научных идей и методов.     Проблема теории познания находится в центре внимания представителей критического рационализма. Их интересует возможность установления отношений включения,исключения и пересечения между предшествующими и последующими теориями. В этом пункте критический рационализм полностью исключает прежние знания. А это означает отсутствие  связи между старыми и новыми концепциями.                                                                                              Но это невозможно, так как  в науке не может быть знания «из ничего». Оно должно опираться на  предшествующие знания, вписываться в ряд тех знаний, которые уже не могут быть подвергнуты сомнению. Или в крайнем случае быть пересмотром старой концепции, углублением уже имеющихся знаний. Если бы новая теория начисто ликвидировала бы старые законы, то наука не смогла бы развиваться. В таком случае любая, даже сама фантастическая теория имела бы право на существование. Но это бы привело рано или поздно к неминуемому декадентству науки.                                                                                               Как раз на отрицании преемственности знаний и базируются основный паранаучные теории. Такие как теории о существовании внеземных цивилизаций, о ясновидение и пр.                                                     Паранаука даёт ясное, чёткое всеохватывающее миропонимание, в рамках которого складывается учение, отличное от научного. Паранаука в отличие от науки не стремится к поиску достоверного знания. Для науки же- это и есть её краеугольный камень. Наука предполагает незавершенность и несовершенство знания, что и даёт ей возможность развиваться, а не стоять на месте.  Парапсихология изучает формы восприятия, проходящие без участия чувств, воздействие живого существа на  физические явления без мышечной активности, мыслью, желанием. Её пращуром можно в полной мере считать оккультизм. Так как он впервые стал изучать психургию, то есть медиумизм, положив тем самым начало развитию всей паранауке. А теория К.Г. Юнга «синхронно-причинной связи» подстегнула интерес публики и дала толчок к последующей диффузии психологии и оккультных учений.                          На данный момент основной задачей парапсихологии является доказательство существования пси-реальности, то есть доказательство существования внеклеточных и немолекулярных форм жизни.                                                В условиях характерной для современной цивилизации размытости границ между научным и ненаучным, рациональным и иррациональным паранаука, естественно, чувствует себя очень вольготно. А когнитивная толерантность нашей цивилизации — признание самых различных форм познания — органически дополняет ее социальную толерантность.                             Паранаука сегодня- это уже не алхимия или теология. Она вряд ли может принести пользу науке, помочь ей развиваться дальше. По сему она не имеет даже права иметь в своём названии корень наука. Она совершенно отлична.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение необходимо добавить, что формируется новая исследовательская проблема. Новые религиозные движения меняются, претерпевают изменения как в своей структуре, так и в восприятии человека, общества, природы. Происходят также научные открытия, и те сферы, которые ранее наука не стремилась рассматривать, сейчас делает попытки изучать. Необходимы исследования тенденций развития религиозных и квазирелигиозных движений, важен также опыт, который получают люди, находящиеся в них, благодаря анализу которого можно действительно понять, что происходит в движении. Рассмотренные паранаучные организации представляют большую ценность для понимания того, что происходит в сфере религии и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:                                                                                                       1.«Философия: Энциклопедический словарь». Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.                                                                                                                               2.Волькенштейн М.В. О феномене псевдонауки // Природа. 1983. №11; 3.Мигдал А. Поиски истины. М., 1983;                                                                           4.Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989; 5.Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990; 6.Касавин И. Т. Познание в мире традиций. М., 1990.

 

 

 

 


Информация о работе Естествознание и ненаучные формы знания. Паранаука