Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:52, контрольная работа
Учебный курс «Концепции современного естествознания». Смысл названия курса. Его цели и задачи. Объект и предмет изучения естествознания. Структура современного естествознания.
Синергетика – теория самоорганизации. Сложные системы и их моделирование. Главная идея синергетики. Почему синергетика имеет междисциплинарный характер? Теоретическая основа синергетики – неравновесная термодинамика.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт электроэнергетики и информатики
Кафедра общей физики
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Концепция современного естествознания»
Вариант № 63
Екатеринбург 2013
I. Естествознание в системе науки и культуры
Задание № 1
Учебный курс «Концепции современного естествознания». Смысл названия курса. Его цели и задачи. Объект и предмет изучения естествознания. Структура современного естествознания.
Ответ:
Дисциплина "Концепции
современного естествознания" включена
в цикл математических и естественнонаучных
дисциплин гуманитарных и экономических
факультетов с целью
Данная учебная дисциплина
не представляет собой механическое
соединение традиционных курсов физики,
химия, биологии и экологии, а является
продуктом междисциплинарного синтеза
на основе комплексного историко-философского,
культурологического и
Цели и задачи курса:
- понимание природы отчуждения
гуманитарного и естественно
- научного компонентов культуры
и необходимость их
- понимание задач и
возможностей современного
- изучение и понимание
сущности наиболее
- формирование ясного
представления о
- формирование представлений
о революциях в естествознании
и смене научных парадигм как
ключевых этапах развития
- формирование представления
о принципах универсального
Основу структуры современного естествознания составляют четыре отрасли наук, изучающих природу на качественно различных уровнях ее организации.
Первый (самый низкий) уровень организации природы – физика. В нее входят: фундаментальные науки – механика, квантовая механика, термодинамика, электродинамика, оптика, кристаллофизика, астрофизика, космология и др.; прикладные – прикладная механика, электротехника, гидравлика, теплотехника, астронавтика и др.
Второй уровень организации – химия. Она также включает фундаментальные (неорганическая, органическая химия) и прикладные (аналитическая химия и др.) науки.
Третий уровень – биология. Примеры фундаментальных наук в этой отрасли – ботаника, зоология, анатомия, цитология, физиология, антропология; прикладные биологические науки тоже представлены отраслями - медицина, ветеринария.
Четвертый уровень организации - психология.
Самый высокий уровень организации - социальный. Ему соответствует социальная форма движения материи.2
XIII. Концепция самоорганизации материи - фундаментальная концепция современного естествознания
Задание № 126
Синергетика – теория самоорганизации. Сложные системы и их моделирование. Главная идея синергетики. Почему синергетика имеет междисциплинарный характер? Теоретическая основа синергетики – неравновесная термодинамика.
Ответ:
Синерге́тика - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. Одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п..
Синергетика объясняет
процесс самоорганизации в
Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и социальной.4
Классическая неравновесная термодинамика основана на фундаментальном предположении о локальном равновесии. Концепция локального равновесия заключается в том, что равновесные термодинамические соотношения справедливы для термодинамических переменных, определенных в элементарном объеме, то есть рассматриваемая система может быть мысленно разделена в пространстве на множество элементарных ячеек, достаточно больших, чтобы рассматривать их как макроскопические системы, но в то же время достаточно малых для того, чтобы состояние каждой из них было близко к состоянию равновесия. Данное предположение справедливо для очень широкого класса физических систем, что и определяет успех классической формулировки неравновесной термодинамики.5
XIV. Биологические аспекты современного естествознания
Современные представления о появлении жизни на Земле
Задание № 141
Основные этапы эволюции органического мира. Геологическая история Земли. Геологические эры. Палеонтологические исследования.
Ответ:
История развития литосферы Земли подразделяется на геологические эры: катархейскую, архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую. Каждая эра делится на периоды и эпохи. Геологическим эрам, периодам и эпохам соответствуют определенные этапы развития жизни на Земле.
Катархей, архей и протерозой объединяются в криптозой – «эпоху скрытой жизни». Ископаемые остатки криптозоя представлены отдельными фрагментами, не всегда поддающимися идентификации. Палеозой, мезозой и кайнозой объединяются в фанерозой - «эпоху явной жизни». Начало фанерозоя характеризуется появлением скелетообразующих животных, хорошо сохраняющихся в ископаемом состоянии: фораминифер, раковинных моллюсков, древних членистоногих.
Геологическая история Земли - последовательность событий в развитии Земли как планеты: от образования горных пород, возникновения и разрушения форм рельефа, погружения суши под воду, отступания моря, оледенения, до появления и исчезновение животных и растений и других событий геохронологической шкалы времени. Создавалась главным образом на основе изучения слоев горных пород планеты. Земля образовалась около 4.5 Млрд лет назад путем аккреции6 из протопланетного диска, дискообразной массы газа, пыли, оставшихся от образования Солнца, которая и дала начало Солнечной системе.7
Изначально Земля была расплавлена и раскалена из-за сильного вулканизма и частого столкновения с другими телами. Но, в конце концов, из-за накопления воды в атмосфере, внешний слой планеты охлаждается и превращается в Земную кору. 8
Геологи́ческая э́ра - это участок геохронологической шкалы, подинтервал эона, например: Кайнозой (кайнозойская эра). Большинство геологических эр разделяются на меньшие единицы, которые называются геологическими периодами.9
Последний эон, фанерозой разделён на три таких интервала: Палеозой, Мезозой и Кайнозой представляют собой основные стадии в макроскопических следах окаменелостей. Границами, разделяющими эры, служат катастрофические вымирания. Существуют свидетельства того, что падения гигантских метеоритов сыграли роль в разграничении эр.
Периоды Катархей, Архей и Протерозой в совокупности раньше назывались Криптозойской или Докембрийской эрой. Она охватывала первые 4 миллиарда лет истории Земли — так называемый протопланетный период и время, о существовании жизни в котором материальные свидетельства отрывочны.
В настоящее время эти периоды определяются как эоны или надэры, а архей и протерозой также подразделяются на эры.10
Палеонтоло́гия - наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции. Палеонтологи исследуют не только останки собственно животных и растений, но и их окаменевшие следы, отброшенные оболочки, тафоценозы и другие свидетельства их существования. В палеонтологии также используются методы палеоэкологии и палеоклиматологии11 с целью воспроизведения среды жизнедеятельности организмов, сопоставления современной среды обитания организмов, предположения местообитаний вымерших и т. д.
Список используемой литературы
Информация о работе Естествознание в системе науки и культуры