Естествознание в системе науки и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:53, реферат

Описание работы

Термином "естествознание" обозначается совокупность наук, объектом изучения которых является природа в широком смысле слова, как окружающая нас объективная реальность, Универсум, мир, космос, Вселенная. Естественные науки исследуют законы, которым подчиняются различные, тесно взаимосвязанные уровни организации материального мира – микромир, макромир и мегамир.
Обозначив объект и очертив границы предметного поля естествознания, перейдем к его предмету. Выясним, какие стороны объекта, т. е. аспекты исследования природы, являются предметом интереса естественных наук.

Файлы: 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 25.24 Кб (Скачать файл)

      Основные компоненты  картины мира (представления о  фундаментальных объектах, типологии объектов, их взаимодействиях и характере причинности, пространстве и времени) формируются в соответствии с доминирующей категориальной матрицей, представленной философскими и мировоззренческими основаниями науки. Так, например, обстояло дело с развитием науки 18 в., когда принципы механистического мировоззрения и философия механицизма в принципе обеспечивали развитие механистической картины мира. Но в  развитии науки периодически возникают ситуации, когда она осуществляет прорыв к освоению принципиально новых типов объектов и процессов. В этих ситуациях построение новой картины мира требует трансформации философско – мировоззренческих оснований науки. Яркими примерами таких трансформаций являются перестройка философских оснований физики в период становления теории относительности и квантовой механики, изменение философско – мировоззренческих структур биологии в связи с формированием теории Дарвина.

       Истории известны  три основных этапа эволюции  науки, ознаменованные соответствующим  типом научных революций и  переходом к новым научным  картинам мира: классическая наука (16-18 в.в.),неклассическая наука (19-первая половина 20 в.) и постнекласическая наука (вторая половина 20-начало 21 в.).

      Постнеклассический (современный) тип научной рациональности  расширяет поле рефлексии над  деятельностью. Он учитывает соотнесенность  получаемых знаний об объекте  не только с особенностью средств  и операций деятельности, но и  с ценностно – целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

      Каждый новый тип  научной рациональности характеризуется  особыми, свойственными ему основаниями  науки.

                                          Литература

Козел А.А., Лойко Л.Е., Масленченко С.В., Пекарский Ф.В. Основы современного естествознания:учеб. пособие/ А.А. Козел и др.: Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009 – 163 с.                                                                                


Информация о работе Естествознание в системе науки и культуры