Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:09, реферат
Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Введение
1. Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира………….
2. Строение геоцентрической системы мира…………………………………
3. Геоцентрическая картина мира Аристотеля……………………………….
Заключение
Список используемой литературы
САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Киришский филиал
Факультет экономики и финансов
Реферат
Дисциплина: Концепция Современного Естествознания
Тема: «Геоцентрическая
система Аристотеля»
Выполнила студентка
группы № 4-3511/2-2
специальность: «Финансы и кредит»
Клопышева Мария Александровна
Проверил:
инженер ТСО Камоцкий С.С.
__________________
Кириши
2010
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые
представления о мироздании были
очень наивными, они тесно переплетались
с религиозными верованиями, в основу
которых было положено разделение мира
на две части - земную и небесную.
Если сейчас каждый школьник знает, что
Земля сама является небесным телом, то
раньше «земное» противопоставлялось
«небесному». Думали, что существует «твердь
небесная», к которой прикреплены звезды,
а Землю принимали за неподвижный центр
мироздания.
Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители строят геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сформировал детально разработанное мировоззрение. Аристотель превратил сведения о видимых небесных явлениях и движениях светил в стройную теорию – систему мира. Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки.
Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира :
“…космос как единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам. Затем Бог путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой всюду равно отстоит от центра…”
Платон
Небесное совершенство обусловлено несколькими обстоятельствами.
Все
принципы подчинены главной концепции
древних греков: миром правит гармония.
Примером небесной гармонии являются
Платоновы тела. Существует всего пять
правильных выпуклых многогранников
разной формы. Впервые исследованные
пифагорейцами, эти пять правильных выпуклых
многогранника были впоследствии подробно
описаны Платоном и стали называться в
математике платоновыми
телами. Все грани многогранников –
одинаковые правильные многоугольники,
все многогранные углы равны. С помощью
треугольников Платон строит четыре правильных
многогранника, ассоциируя их с четырьмя
земными элементами (землей, водой, воздухом
и огнем). И лишь последний из пяти существующих
правильных многогранников – додекаэдр,
всеми двенадцатью гранями которого служат
правильные пятиугольники, претендует
на символическое изображение небесного
мира.
Честь открытия додекаэдра (или, как полагалось, самой Вселенной, этой квинтэссенции четырех стихий, символизируемых, соответственно, тетраэдром, октаэдром, икосаэдром и кубом) принадлежит Гиппасу, впоследствии погибшему при кораблекрушении. В этой фигуре запечатлено множество отношений золотого сечения, поэтому ему отводилась главная роль в небесном мире.
Строение геоцентрической системы мира
Аристотелевская модель Вселенной имела четкое строение. Она напоминала луковицу.
“Неподвижность Земли в центре Мира я просто постулировал, чтобы обосновать реальность суточного вращения всего небосвода. По кинематическому принципу относительности движения, если Земля неподвижна, то небо движется. Поскольку шарообразность Вселенной была "видна" простым глазом (форма небосвода, круговое суточное движение небесных светил), в такой ограниченной Вселенной обязательно должен существовать центр как точка, равноудаленная от периферии. Центральное положение Земли следовало из общих свойств Вселенной: самый тяжелый элемент – “земля”, в основном составляющий земной шар, не может не быть всегда в центре Мира”..
Аристотель
Геоцентрическая картина мира Аристотеля
Аристотель
был уверен в том, что уже имеется
все необходимое и достаточное
для решения вопросов о Земле,
небе и т. п. В общем его учение
о вселенной представляет собой
довольно стройное, хотя и поверхностное,
обобщение непосредственного
В
противоположность тогдашним
Но несмотря на то, что Аристотелю небо ошибочно представлялось пространственно ограниченным, он считал небо безграничным во времени, т. е. вечно существующим. В своем большом трактате «О небе» Аристотель пишет: «Небо не создано и не может погибнуть, как думают некоторые философы. Оно вечно, без начала и конца; кроме того, оно не знает усталости, ибо вне его нет силы, которая принуждала бы его двигаться в несвойственном ему направлении».
Мы уже отметили, что если первый шаг в развитии науки о небе связан с возникновением идеи шарообразности небосвода, то следующий шаг вперед связан с представлением о шарообразной форме Земли.
Это
представление в значительной степени
принадлежит философской школе
Пифагора. Пифагор будто бы даже
выражал мнение о повсеместной обитаемости
земного шара, т. е. о существовании
антиподов — людей, противостоящих
«стопам нашим». Автором слова
«антипод» считают Платона. В
настоящее время невозможно установить,
какого рода соображения привели
Пифагора к этому, столь важному
для дальнейшего развития науки,
представлению о
«Что
Земля есть шар, — говорит Аристотель,—следует
также из чувственного ощущения... Ибо
в противном случае во время лунных
затмений мы не видели бы на Луне столь
отчетливого круглого темного сегмента.
Граница тени (т. е. невидимой части)
Луны в течение месяца принимает
различную форму: то вид прямой линии,
то выпуклой, то вогнутой дуги круга, во
время же затмений эта линия всегда
выпукла; а так как лунное затмение
происходит от земной тени, то и Земля
должна иметь вид шара. Это явствует
также и из явлений, представляемых
звездами над горизонтом и доказывающих,
кроме того, что земной шар не
может быть слишком велик. Так, стоит
только немного подвинуться по направлению
к югу или северу, чтобы круг
горизонта значительно