Характеристика научного познания и его особенностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Процесс научного познания представляет собой вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика научного познания и его особенностей 4
2. Формы научного познания 8
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

КСЕ_1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие научной теории и практики. Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно именно в качестве системы знания достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение является не пассивным, а активным, творческим, выражающим объективные закономерности. Самое существенное требование к любой научной теории - ее соответствие реальным фактам в их взаимосвязи, без всякого исключения.

Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.п., выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном  уровне, глубоко и всесторонне  разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.

Существенный  признак развитой теории - целенаправленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т.п. "Понятийное творчество" - атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое оперирование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.

Теория сама по себе ничего изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.

Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического знания. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа  сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развиваются и совершенствуются сами.

Практическая  реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения - как объективных, так и субъективных.

Материализация  теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических  положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.

Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.

 

Заключение

 

В научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учётом конкретных условий.

Познание —  это специфический вид деятельности  человека,  направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

Под формой научного познания понимают способ организации  содержания и результатов познавательной деятельности.

К формам научного знания относят проблемы, научные  факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы.

Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.  

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще  не доказано, но которое выдвигается  не произвольно.

Закон - следующая форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения. В законах науки отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между явлениями и процессами реального мира.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные  положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок  и закладываются в фундамент  создаваемых теорий. Содержание принципов  раскрываются в совокупности законов  и категорий.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. − М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.
  2. Голубинцев В.О. Концепции современного естествознания: учебное пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. Вузов – М.: «Академия», 2003.
  4. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989. – 128 с.
  5. Карпенков С.Х.; Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов. − М.: Академический проект, 2002. – 368 с.
  6. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. − Новосибирск: Наука, 1980. – 176 с.
  7. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / Под ред. Билич Г.Л. – СПб.: Нива, 2002. – 151 с.
  8. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. − М.: Изд-во МГУ, 1991. – 79 с.
  9. Макуха А.А. Концепция современного естествознания: Учебно-методические материалы – Новосибирск, 2004.
  10. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. − М., 1977. − 270 с

Информация о работе Характеристика научного познания и его особенностей