Эмпирический и теоретический подход в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени, как наглядно-чувственные эмпирические, так и абстрактные теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания обследован понятиями, категориями. Воспринимая какой-либо объект, мы сразу же относим его к определенной категории вещей процессов. Исторически путь естественнонаучного познания, окружающего мира начинался с живого созерцания чувственного восприятия фактов, на основе практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него к практике, в которой он реализует свои мысли, выверяет их истинность. Любое естественнонаучное исследование нуждается с самого начала в руководящих идеях. Они служат своего рода направляющей силой, без них мы обрекаем себя на блуждание в потемках, не можем правильно поставить ни одного эксперимента

Содержание работы

Введение. 3
Эмпирический метод познания. 4
Теоретический метод познания. 13
Универсальные методы исследования 16
Вывод 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Эмпирический и теоретический подход в естествознании..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам – физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.). При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений и т. д. К идеальному моделированию относят, так называемое “мысленное моделирование”. Его принято классифицировать на наглядное, символическое и математическое моделирование.

Наглядное моделирование производится на базе представлений исследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели, отображающей явления и процессы, протекающие в объекте. Наглядное моделирование в свою очередь можно подразделить на гипотетическое, аналоговое и макетированное.

В гипотетическое моделирование закладывается гипотеза о закономерностях протекания процессов в реальном объекте, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следс-твенных связях между входом и выходом изучаемого объекта.

Аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различного уровня. Как правило, аналоговая модель отражает несколько или только одну сторону функционирования объекта.

Макетированное моделирование связано с созданием макета реального объекта в определенном масштабе и его изучения.

Символическое моделирование – это искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков и символов. Символическое моделирование в зависимости от применяемых семантических единиц принято подразделять на языковое (описательное) и знаковое (графическое).

Математическое моделирование основано на описании реального объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид как (компьютерное) моделирование объектов.

Вывод

Разнообразие методов  научного познания создает трудности  в их применении и понимании их роли. Эти проблемы решаются особой областью знания – методологией. Основной задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности, развития методов познания. Сложность научного знания определяется наличием в нем не только уровней и методов познания, но и форм, в которых оно фиксируется и развивается.

Общие методы познания касаются любой дисциплины и дают возможность соединить все этапы процесса познания. Эти методы используются в любой области исследования и позволяют выявлять связи и признаки исследуемых объектов. Часто исследователи применяют комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета.

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения  и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Можно выделить основные положения  концепции научного познания, доступные  и понятные каждому:

- Научное познание имеет циклический  характер и состоит из взаимосвязанных звеньев; наблюдение и анализ фактов, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретический вывод следствий, их экспериментальная проверка, установление эмпирических законов и применение теории на практике;

- Научное знание от верования  отличается выверенностью фактов, обоснованностью теоретических положений, логической строгостью выводов и подтверждением на практике;

- Научное знание опирается на  конечное число отобранных фактов  и поэтому оно имеет область  применения и границы применимости;

- Научное познание базируется на прежнем опыте и поэтому модельно; в процессе развития науки при получении новых фактов в модели объектов и явлений развиваются, уточняются и меняются, меняется и их интерпретация;

- Совпадение теоретических выводов  с результатами опыта подтверждает применимость построенной модели в данной области, но не свидетельствует об окончательном познании объекта и явления;

- В научном познании одинаково  важны как интуитивная догадка  при выдвижении гипотез и при  поиске способов применения теории на практике, так и строгие логические преобразования при выводе теоретических следствий и научных предсказаний.

 

Список использованной литературы

 

1. Горелов А.А.  Концепции современного естествознания. М. «Владос». 2002.

2. Лешкевич Т.Г.  «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

3. Рузавин Г.И. «Методология научного исследования» М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

4. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ

столетия».-М.:Логос,2000.

5. П.В. Алексеев, А.В.  Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.

6. В.В. Ильин. Теория  познания. Эпистемалогия. Москва. Изд-во  мгу, 1974

 


Информация о работе Эмпирический и теоретический подход в естествознании