Эволюция и становление интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:48, научная работа

Описание работы

Цель научной работы: систематизировать информацию по вопросу «эволюция и становление интеллекта».
Для достижения цели научной работы поставлены следующие задачи:
- дать представления эволюции человека с позицией учения Дарвина;
- привести сравнительные данные интеллектуальной деятельности человека и животного;
- дать определение понятию науки «Анторология», и предмет её изучения;
- рассмотреть эволюцию культуры человека;
- охарактеризовать интеллект на разных стадиях его эволюции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….……………3
1. Происхождение жизни и эволюция человека ……………….……......…..4
2. Синтетическая теория эволюции……………………………………..........6
3.Случайна ли эволюция?.... .………………………………………………....8
4. Антропология……………………………………………………………..…9
5. Эволюция культуры ...……………………………………………….........11
6. Интеллект человека………………………………………………….…….13
7. Предыстория интеллекта………………………………………………….14
8. Первобытный интеллект…………………………………………………..15
9. Интеллект Эпохи Возрождения..……..………………………….….........19
10. Предыстория теории искусственного интеллекта…..…....…..…..….....22
11. Этапы программных средств………………………………………….....22
12. Искусственный интеллект в наши дни………………………….…..…..24
13. Будущее искусственного интеллекта…………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………....29
Список использованных источников………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Эволюция.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Известный исследователь первобытного интеллекта Леви-Брюль Люсьен различал  индивидуальный и  коллективный интеллект. Он считал, что индивидуальный интеллект был основан на общих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Представляется,  что  первобытное   мышление   было   основано   скорее   на

повторяющейся «логике вещей», т. е. устойчивых,  регулярных  связях  явлений

природы. В недрах этой логики складывались  собственно  формально-логические законы. «Дологическое мышление» Люсьена относилось к уровню объяснительного мышления. В мышлении первобытною человека возникают два типа интеллекта— реалистическая и иллюзорная. Первая заключалась в понимании вещей такими, какими они являются сами по себе, в их объяснении. «из самих себя»,  без  каких-либо  посторонних  прибавлений.

Реалистическая  парадигма  проходит  через всю историю человечества  и определяет все достижения человеческого интеллекта. На известной ступени развития она получает свое философское выражение преимущественно в форме материализма, поднимающего эту парадигму до уровня  высокой и продуктивной абстракции.

Вторая конкурирующая парадигма человеческого  интеллекта  связана  с

единственно возможной альтернативой реалистической парадигмы —бессознательным  переносом на природные явления человеческих качеств,  прежде всего способности мышления и сознательного действия. Возникновение антропоморфической  парадигмы с зарождением слоя объяснительного мышления было необходимым и неизбежным шагом человеческого интеллекта. Явления природы, их упорядоченность, и закономерную последовательность первобытный человек  мог  объяснить  лишь  по  образцу и подобию собственного сознательного поведения. Активность природы получала характер  преднамеренных  действий,  которые  стали   приписываться духам, духовным существам. Природа и  структура  человеческой  психики  таковы, что собственные сознательные  действия  уже  на  самых  ранних этапах  развития  человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе  человека  и  его  психики  заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу человеческих сознательных действий. Эта предпосылка легко обнаруживается и в психологии ребенка, в известном возрасте приписывающего вещам хорошие и плохие намерения. Поскольку для первобытного человека сознательное действие выступало как нечто естественное и обычное, природные явления легче было объяснить сознанием, волей, намерениями.

Главным типом объясняющего интеллекта является миф. Миф представляет  собой  попытку  фантастического объяснения окружающего мира и жизни общества. Он выступает в качестве предшественника или примитивного варианта мировоззрения. Мифы имеют характер повествования о событиях прошлого или будущего, о  возникновении  мира,  богов, животных, людей, племен, круговороте времен года, погодных явлениях,  деяниях героев и т.д.

Фундаментальной чертой мифологического типа  интеллекта  является то, что мир предстает в мифах однопланово, как последовательность событий или феноменов, за которыми не скрывается никакого сущностного мира.      Мифологический тип интеллекта был тесно связан с обрядной стороной жизни первобытного общества. Важным  компонентом  мифологического мышления выступало магическое мышление, основанное не на знании действительных причинных связей, а на принципе партиципации. С мифологическим типом интеллекта впервые возникает феномен, прошедший всю историю человечества вплоть до наших дней, выражающий как  силу, так и слабость интеллекта: вымышленные реальности (боги, духи и т. д.) надолго приобретают  в  определенных сферах человеческой жизни роль заместителя действительной, объективной реальности и  даже  становятся  выше последней.

Мифологический тип интеллекта вошел в следующую, более высокую, форму интеллекта — религиозный тип интеллекта. Кроме того, он сохранился и в относительно самостоятельном виде,  хотя  и  в  новых  формах,  в  структуре

интеллекта современного человека. К ним  можно  отнести,  например, имевший трагические последствия фашистский миф о превосходстве «нордической расы», подчинивший своему влиянию значительную часть населения Германии  в 30-40-х гг.

Религия — более сложное,  чем мифология, явление духовной жизни общества. Она включает систему представлений  о сверхъестественных силах

— богах.  Возникшая 40 — 50 тысяч  лет назад,  религия  первоначально мало отличается  от  мифологии,  вбирает  в  себя   значительную   часть   мифов, отвечающих складывающемуся вероучению. Наличие усложняющегося вероучения т. е. системы взглядов, приобретающих все более абстрактный  характер, — одно из важнейших отличий религии от мифа. Вместе с тем религия всегда сохраняет во многом образный характер, выражает вероучение в образной форме,  делающей ее доступной всем слоям общества. Характерной чертой религии  является  культ  богов  и,  следовательно, развитая обрядная сторона, заимствующая многое из магического мышления и действий. Религия связана также с особым социальным институтом — церковью. В религиозном интеллекте первобытного периода развития лишь намечалось различие являющегося и сущностного миров, которое  приобретает  отчетливый характер с возникновением философии.

                                      

9. Интеллект Эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения (XIV—XVI вв.) характеризуется все более  интенсивным развитием нового, буржуазного уклада. Новые  производительные силы и производственные отношения нуждались в  интеллекте нового типа. Этот тип интеллекта должен быть основан на  новой,  реалистической  парадигме. Эпоха Возрождения является, таким  образом,  эпохой  возрождения реалистической парадигмы. Реалистическая парадигма нового интеллекта нашла три  наиболее  ярких своих выражения: в  естествознании,  гуманистической  культуре, пантеистической философии.

Возникновение естествознания в современном смысле слова принято связывать  со  второй  половиной  XV в.  Оно  обусловлено  тем,  что новые производительные силы не могли развиваться только на  основе эмпирического опыта людей, они  нуждались  в  развитии  механики,  математики,  все  более сложных разделов физики и химии. Крупнейшим достижением естествознания  этой эпохи  явилась   гелиоцентрическая   система  Н. Коперника   (1473—1543), подорвавшая религиозное представление о  человеке  как  центре сотворенного богом мира и составившая  целую  революцию  в  естествознании, получившую название коперниканской. Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо  да  Винчи,  Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и  др.). Хотя это искусство широко использовало мифологическую религиозную тематику, оно было наполнено глубоким земным гуманистическим содержанием, ставило в центр  внимания  живого  телесного  и  духовного человека. Культура эпохи Возрождения носила яркий антифеодальный характер. В философии возрождение реалистической парадигмы началось с появлением пантеизма как переходной от идеализма   религии  к  материализму формы мышления. С точки  зрения  пантеизма бог не  является  неким абсолютным самостоятельно существующим, бог разлит в природе, природа и есть бог. Одна из важнейших идей пантеизма — единство формы и природы,  возвращение  формы, некогда  оторванной Платоном от материи и   полагаемой   первичной   в материальный, вещественный мир.

Один из крупнейших  философов-пантеистов,  Николай Кузанский (1401-1464), утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с  его  точки  зрения,  достигается  на  основе чувственного  опыта  (включая  эксперимент),  а не путем  схоластических рассуждений. В философии  Кузанского  возникают  элементы диалектического

способа мышления, прежде всего  учение о «совпадении противоположностей», которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Так, в бесконечности  отождествляются многоугольник  и  круг (бесконечный многоугольник стремится к кругу), наименьшее и наибольшее, поскольку  каждое из них не конечно, а уводит в бесконечность и т. д. Кузанский  считал, что   совпадение   противоположностей постигается  человеком  не логическим, а интуитивным путем. Зачатки диалектики у него еще  не  получили  вполне  рациональную форму. Задача дальнейшего развития реалистической  парадигмы заключалась в том, чтобы понять логическую природу реалистического и диалектического мышления.

Глубокое  материалистическое  содержание  имела  философия  Джордано   Бруно (1548—1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно  решительно  выступил против  принципа  подчинения   разума   вере,   считал  неприемлемой идею «двойственности истины», т. е.  признание  существования  религиозной и научной «истин».  Он  полагал,  что  право  на  существование  имеет  только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Бруно, таким образом, с полной определенностью  отстаивал  парадигму  реалистического  мышления.

Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система — один  из бесконечного множества  миров.  Бруно  пошел  дальше  Коперника,  считавшего Вселенную конечной. Бруно рассматривал Вселенную  как  единую  материальную, но одушевленную субстанцию. Субстанция объединяет в себе  причину  и  начало вещей,  является  активной,  включая  в  себя  форму.  Субстанция обладает «душой», проявляющейся во «всеобщем уме мира». Формы  вещей — это  их  «души». Однако  Бруно  уточнял,  что  все  вещи  одушевлены  лишь   в   возможности,

актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.

С  идеей  всеобщей   одушевленности, которая является источником активности материи, связаны элементы диалектики в воззрениях  Бруно,  прежде всего идея «совпадения противоположностей».

В 1600 г. Д. Бруно был сожжен  церковью  в  Риме  на  Площади  Цветов. Такова была цена, уплаченная за возрождение интеллекта. Весьма  характерной чертой реалистической парадигмы является ее гуманистическая направленность и суть. Реализм и правда отвечают действительной природе человека и являются глубоким источником гуманистических идей,  гуманистической   культуры и практики.

 

 

10. Предыстория теории искусственного интеллекта.

 

Искусственный интеллект, как и любое направление современной науки, имеет богатую предысторию. Знакомство с именами и трудами основоположников, их научными воззрениями, даже биографиями ученых имеет практический смысл, т.к. во многих случаях позволяет глубже понять смысл той или иной модели.

Широкое развитие автоматизированных технологий началось, по-видимому, в 40-50 годах ушедшего XX века. Философская идея о замене человека умной машиной, возникшая в книгах Шелли, получила наибольшее распространение в 60-80 годах. Основные теоретические положения искусственного интеллекта, а искусственный интеллект сегодня-вершина развития информационных технологий, заложены как раз в этот период. Сказанное не означает, что сегодня исследования ведутся менее активно, напротив, наблюдается бум развития компьютерных технологий, в их разработку вкладываются деньги, сопоставимые с бюджетом ресурсодобывающих компаний. Тем не менее результаты скорее количественные.

Серьезных изменений в теории искусственного интеллекта следует ожидать в 20-х гг. нашего века. Это обусловлено необходимостью обобщения накопленных научных знаний, появления некоторой единой теории искусственного интеллекта.

История развивается циклично, и новый век, тем более начало нового тысячелетия, - это своеобразный старт для народов, государств, политиков, ученых.

 

11. Этапы программных средств.

 

Хочется отметить, что представленные этапы (см. табл. 1) не отменяют и не заменяют один другой. На каждом из них сформировалась своя специфическая технология обработки информации (например, технология без данных). Каждая из них живет, развивается и служит основой для технологии следующего уровня.

Таблица 1

                 Технология

                           Задачи

Технология программного управления физическим уровнем ЭВМ и внешних устройств

Разработка операционных систем

Эвристическое программирование

Программно-аппаратная оптимизация функционирования физического уровня ЭВМ

Совершенствование операционных систем, разработка специальных улит

Технология логической организации хранимых данных

Разработка файловых систем данных

Технология без данных и вычислений

Разработка стандартных форматов и методов доступа к данным, численные алгоритмы

Технология искусственного интеллекта

Разработка универсальных методов сравнительного анализа хранимых данных, поиска противоречий, причин их появления и методов устранения

Информация о работе Эволюция и становление интеллекта