Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:22, реферат
Рациональность - одно из важнейших понятий философии морали, как и других разделов философского знания. Столь же значимо это понятие для общественных наук, особенно для политологии, социологии и психологии. Совершенно исключительное место занимает оно в психиатрии. Философы и другие исследователи всегда свободно обращались с понятием рациональности, считая его совершенно ясным и прозрачным, но в действительности оно таит в себе много смутного и неопределенного. Характерное для нашего времени пренебрежительное отношение к рациональности обусловлено, главным образом, этой неопределенностью, произволом в употреблении данного понятия.
Эссе на тему: «Какими свойствами обладает поведение индивида, являющегося совершенно рациональным?»
Рациональность - одно из
важнейших понятий философии морали, как
и других разделов философского знания.
Столь же значимо это понятие для общественных
наук, особенно для политологии, социологии
и психологии. Совершенно исключительное
место занимает оно в психиатрии. Философы
и другие исследователи всегда свободно
обращались с понятием рациональности,
считая его совершенно ясным и прозрачным,
но в действительности оно таит в себе
много смутного и неопределенного. Характерное
для нашего времени пренебрежительное
отношение к рациональности обусловлено,
главным образом, этой неопределенностью,
произволом в употреблении данного понятия.
Выявление точного смысла рациональности
имеет значение, конечно, не только для
правильного понимания морали, однако
здесь я ограничусь обсуждением лишь тех
аспектов рациональности, которые так
или иначе связаны с моралью.
Рациональность, подобно моральности,
является по преимуществу характеристикой
поступков. Очень важно проводить различие
между рациональными и иррациональными
поступками. За иррациональными действиями
стоят иррациональные убеждения и желания,
то есть иррациональная личность. Далее
речь будет идти, главным образом, об убеждениях
и желаниях, однако я кратко затрону также
проблему различения рациональной и иррациональной
личностей. Со времен Фрейда сохраняется
мнение, согласно которому указанное различие
обусловлено лишь степенью проявления
одного и того же качества - рациональности.
Все мы время от времени ведем себя иррационально.
Но для того, чтобы признать кого-то "иррациональной
личностью", необходимо, чтобы иррациональность
его поступков превзошла определенную
меру.
Существенной чертой поступков, которые
я называю иррациональными, или рационально
запрещенными (rationally prohibited), является то,
что практически никто не стал бы поддерживать
людей, намеренных совершить эти поступки;
напротив, их постарались бы убедить не
поступать подобным образом. Такие действия
не всегда называют иррациональными, чаще
в этих случаях используют эпитеты вроде
"сумасбродный", "идиотский",
"бестолковый", "глупый" и т.п.
Авторы рационалистических концепций
(например, Платон, Гоббс, Кант), при всех
расхождениях между ними, в том числе относительно
самого понятия разума, сходятся в том,
что разуму всегда должно подчиняться.
Я также полагаю, что никогда не следует
действовать вопреки разуму, и что если
некий предполагаемый поступок верно
определен как иррациональный, то отсюда
вытекает нежелательность его совершения.
Понятие иррациональности очень важно,
поскольку оно и дескриптивное, и нормативное
одновременно, благодаря чему становится
возможным переход от описания к предписанию.
В свое время я привычно употреблял выражение
"запрещено разумом" в качестве эквивалента
иррациональности. Но потом я перестал
использовать этот словесный оборот, потому
что он провоцирует представление о разуме
как некоем устройстве, способном выдавать
команды и запреты. Платон, Гоббс, Кант,
- все они именно так и понимают эту человеческую
способность, это понимание органически
входит в состав их теорий, и если бы они
захотели изменить данную трактовку разума,
им пришлось бы тотально переработать
свои теории (исключая, может быть, концепцию
Гоббса). Говоря о рациональности и иррациональности,
мы на самом деле не имеем в виду какие-то
особые свойства человеческой природы,
а выражаем свои нормативные суждения
по поводу тех или иных человеческих действий.
Рассмотрим рациональное
поведение с экономической стороны. Рациональное
поведение - способность индивида иметь
ясные цели и достигать их наилучшим способом.
Например, когда человек хочет пить, он
пытается удовлетворить свою потребность
рациональным способом. Если человек покупает
обычную самую дешевую воду, это считается
рациональным поведением. Если человек
покупает экзотический коктейль в дорогом
ресторане по баснословной цене, это тоже
рациональное поведение. Просто второй
случай описывает другие предпочтения
– покупая коктейль в ресторане, человек
наслаждается высоким уровнем обслуживания,
дополнительными вкусовыми оттенками,
и, возможно, статусом ресторана. Также,
покупка лотерейного билета считается
рациональным поведением, даже если человек
знает, что математическое ожидание его
выигрыша отрицательно. Экономическая
теория говорит, что в этом случае человек
расположен к риску, и изучением такого
поведения занимается раздел микроэкономики
«выбор в условиях неопределённости».
Но если человек постоянно покупает билеты
лотереи, где шансы на выигрыш составляют
1/20000, а не одинаковые по стоимости билеты
с шансами выиграть 1/10000, то такое поведение
уже не считается рациональным. Современный
экономикс концентрируется, в основном,
на рациональном поведении человека, предполагая,
что индивиды всегда имеют четкие цели,
могут быстро производить сложные расчеты,
и выбирать наиболее оптимальные варианты
поведения. В отличие от такого подхода,
психология, которая также изучает взаимодействие
людей и принятие решений людьми, концентрируется
на реальных состояниях человека. Психология
допускает, что поведением человека могут
руководить сложные трудноуловимые мотивы,
что человек может быть подвержен влиянию
других людей и испытывает эмоции
В книгах Даниеля Канемана,
Нассима Талеба и других исследователей
человеческого поведения можно найти
множество примеров нерационального,
и порой даже странного, поведения людей.
Несмотря на множественные случаи проявления
нерациональности реального поведения
людей, рациональное поведение стало базовой
предпосылкой основных экономических
моделей. Это произошло потому, что ценность
экономических моделей заключается в
первую очередь в их способности произвести
нетривиальные выводы относительно человеческого
поведения, а не в их полном дублировании
реального поведения человека. Предпосылка
о рациональном поведении фирм позволяет
получить множество нетривиальных экономических
моделей, и отличить поведении совершенно
конкурентной фирмы от поведения монопольной
фирмы. Современный экономикс выглядел
бы достаточно бедно, если бы ученые отказались
от предпосылки рациональности поведения
индивидов и фирм. В то же время, если появляются
более удовлетворительные модели, включающие
случаи нерационального поведения индивидов,
от этого экономической науке становится
только лучше.
Вернемся к главному вопросу суть понятия «совершенная рациональность»
Homo sapiens, как известно, — человек
разумный.
Однако, многим часто кажется, что окружающие
их люди поступают неразумно и что они
сами действовали бы в данной ситуации
лучшим образом.
Почему же в таком случае сами они, в свою
очередь, столь часто поступают неразумно
и, совершив какой-либо поступок, тотчас
начинают раскаиваться в содеянном?
Здесь уместно привести высказывание
одного из известных президентов Соединенных
Штатов Авраама Линкольна: «Не критикуйте
их (надо полагать, «неразумно» поступающих
людей. — Прим. авт.), при аналогичных обстоятельствах
мы были бы точно такими же». В этой связи
очевидно, что любой человек склонен судить
о поступках других людей субъективно,
как, впрочем, и о своих собственных; «рациональное
(разумное)» всегда предстает перед нами
как относительное понятие.
В чем суть данного парадокса? Да в том,
что мы и здесь, в который уже раз, сталкиваемся
с двойственностью описываемого явления,
в данном случае — рационального в поведении
индивида.
В самом деле, те, кто осуждает неразумно
поступающих, с их точки зрения, людей,
исходят при этом из своих собственных
интересов, предполагая, что к удовлетворению
их интересов такое «неразумное» поведение
не привело бы. Для них это поведение не
было бы оптимальным.
С другой стороны, эти же люди, будучи подчинены
Закону оптимального поведения и совершив
поступок, вызвавший в конечном счете
их раскаяние, безусловно, столкнулись
с серией неблагоприятных последствий
— отрицательной реакцией внешней среды.
Их оптимальное поведение оказалось неразумным
(нерациональным) по отношению к ней.
С одной стороны, рациональное поведение
индивида — оптимальное для него поведение.
С другой стороны, рациональное поведение
индивида — полезное для внешней среды
(окружающих людей, общества, природы)
поведение.
Бесспорность данных определений очевидна.
Очевидно и то, что каждое из них, взятое
отдельно от другого, является неполным,
и только композиция этих двух составляющих
позволяет говорить о рациональном во
всех отношениях поведении индивида.
Значит, рациональное во всех отношениях
поведение индивида — оптимальное для
него и одновременно полезное для внешней
среды.
Именно такое поведение достойно Homo sapiens
— человека разумного.
Наличие в поведении индивида взаимно
однозначного соответствия между оптимальным
для него и полезным для внешней среды
определим как критерий рационального
поведения.
Отсюда следует, что поведение человека
будет рациональным в абсолютном смысле
только тогда, когда рациональное по отношению
к внешней среде (полезное для внешней
среды) будет являться оптимальным (полезным)
для него.
Понятия рационального выбора и рационального
поведения играют важнейшую роль в методологии
экономической теории. Прежде всего необходимо
подчеркнуть, что обращаться с этими понятиями
следует с максимальной аккуратностью. Для того чтобы прояснить, в
каком смысле мы употребляем понятие «рациональность»,
полезно установить, чему оно противопоставляется
в данном контексте. Понятие рациональности в экономической
науке употребляется в ином смысле, чем
в других общественных науках, где рациональное
поведение трактуется ближе к его обыденному
толкованию и означает: разумное, адекватное.Соответственно
антитезой рациональному в данном значении
будет неразумное, неадекватное.
Литература :
Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995;
Государственная
политика и управление: учебник: в 2 ч. /
под ред. Л. В. Сморгунова.
М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.
Алпысбаева С. Организация экономического пространства региона в новых институциональных условиях // Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1997. № 1.
Литвинцева Г.П. Введение в институциональную экономическую теорию (учебное пособие). Новосибирск, 1999.