Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:01, контрольная работа
Моторная теория внимания Рибо. В. и установка. В. как функция контроля за ходом Д. Когнитивные теории В. Модели ранней и поздней селекции. Ресурсный подход к проблеме В. Критика когнитивных теорий В.
Большинство теорий внимания разрабатывались в контексте когнитивной психологии. К общим положениям изучения теорий внимания можно отнести такие понятия:
информация, ее переработка, структуры переработки. Структуру системы обычно представляют в виде взаимосвязанных блоков, расположенных последовательным или параллельным образом.
БИЛЕТ 19
Моторная теория внимания Рибо. В. и установка. В. как функция контроля за ходом Д. Когнитивные теории В. Модели ранней и поздней селекции. Ресурсный подход к проблеме В. Критика когнитивных теорий В.
Большинство теорий внимания разрабатывались в контексте когнитивной психологии. К общим положениям изучения теорий внимания можно отнести такие понятия:
информация, ее переработка, структуры переработки. Структуру системы обычно представляют в виде взаимосвязанных блоков, расположенных последовательным или параллельным образом.
Общим для всех теорий когн.психологии является положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.
Теории ранней селекции
В основе теории лежит представление о радиометафоре, в соответствие с которой приемник настраивается на определенную волну и выбирает ее в общем потоке. Главное понятие - селекция.
Исходные положения: Ц.Н.С. рассматривается как канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Д.Бродбент основоположник моделей этого направления. По Бродбенту, канал ограниченной емкости может передавать за единицу времени небольшое количество информации.
Канал - это проводник переноса информационных сообщений такого класса, которые могут быть отвергнуты и отобраны для дальнейшей обработки. В широком смысле слова под каналами подразумеваются объекты селекции. В модели Бродбента канал образуется на очень ранней стадии(S) - это стадия сенсорной параллельной переработки, (P) - стадия перцептивной , последовательной переработки.
По этой схеме стимулы от многих источников информации попадают на 1 стадию и далее осуществляется функция отбора, т.к. эта стадия в каждый момент времени может пропустить без потери ошибок только одно сообщение эту стадию иногда отождествляют с механизмом сознания.
Пример каналов: каналы тихой и громкой речи.
Поздняя модель ранней селекции Бродбента.
Более поздняя модель информации Бродбента имеет ряд дополнительных блоков. На 1-м этапе (S) одновременно перераспределяется и хранится в течении 2 сек. вся входная информация. Анализ стимуляции на данной стадии заключается в выделении только физических признаков, отличающихся по параметрам - они и представляют отдельные каналы поступления информации. Собственно фильтру предшествует блок хранилища(S) сырых, сенсорных данных. Дальнейшая переработка происходит в системе Р (перцептивная обработка), которая характеризуется ограниченной пропускной способностью. Фильтр защищает систему от перегрузки, перекрывая входы всем, кроме релевантного канала. Во многих случаях предсказания о появлении стимуляции дает достаточно оснований для разли чения разным каналам.
В ситуации перегрузки входной информации в канал ограниченной пропускной способности (блок Р) могут пройти только те стимулы, которые обладают каким либо общим физическим признаком. Например, направлением, интенсивностью, цветом, отвергаемая информация сохраняется на стадии S в течении неск.секунд и при условии переключении на нее фильтр также может переработать ее (сначала перерабатывается релевантная информация, а затем иррелевантная)
Информация, которая проходит блок Р попадает в систему ответа, которая состоит из 2-х блоков и блок долговременной памяти.
Система долговременной памяти (по Бродбенту) представляет собой хранилище условных вероятностных прошлых событий. Хранилище имеет обратную связь на фильтр - средство управления фильтром, позволяет настраивать фильтр в соответствии с задачами деятельности. Еще одна петля ОС идет от блока Р к кратковременному хранилещу.
Внимание по Бродбенту представляет собой механизм фильтр, расположенного на ранней стадии приема и переработки информации, поэтому модель называют моделью ранней селекции. Внимание выполняет функцию селекции. Вторая модель Бродбента отличается от 1-й большей гибкостью, наличием дополнительных блоков петель ОС, центральных звеньев (память, исполнительные блоки). Благодаря ОС и центральным звеньям она более гибкая.
Модель аттинюатора (Н.Трэйсман)
Родилась благодаря множественной критики модели Бродбента.
Согласно модели Ат., после анализа всей поступающей стимуляции оба сообщения, на 1-ой сенсорной стадии, поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке материала фильтр ослабляет (аттинюирует) интенсивность нерелевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантных каналов.
Основные отличия модели Ат. от модели Бродбента:
на ранней стадии стимуляции нереллевантных каналов не блокируется полностью, а лишь ослабляется, а у Бродбента параллельная обработка не допускается.
Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости, в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации (в блоке Р). В основном отсеивается нерелевантная информация, на ряду с этим возможна частичная обработка иррелевантной информации. Но обработка задается соответствием общим задачам деятельности и соответственно насторойки механизмов опознания.
Модель Ат. сохраняет основные позиции модели Бродбента относительно функции, места и механизма отбора “селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранних стадиях и осуществляется путем фильтрации”
Модели поздней селекции
Модель поздней селекции Д. и Э.Дойч
В 60-егг. Диана и Энтони Дойч выступили с критикой теории ранней селекции и выдвинули свою теорию позднего отбора информации. По их мнению, ограничения в системе переработки информации лежат гораздо ближе к выходу. Фильтрация связана с более позднем уровнем переработки информации (уровень принятия решения и формирования ответа). селекция происходит после семантического анализа всех значимых стимулов.
Основное понятие - Активация.
Каждый сигнал или канал перерабатывается полностью, по всем признакам, независимо от того, было или не было на него направлено внимание. Комбинация определенных признаков активирует соответствующие единицы словаря (вербальных репрезентаций). Решающее значение для последующего отбора имеет степень активации. Степень активации пропорциональна важности стимула для текущей деятельности организма. Оценка важности происходитавтоматически, на основе прошлого опыта. Кроме того в данный момент времени степень активации определяется инструкцией, контекстом и др.факторами.
Но одновременно в различной степени могут быть активированы несколько единиц (вербальных репрезентаций) при этом отбирается одна, наиболее важная, характер важности определяется порогом (минимальный уровень активации, который нужен для ее опознания).
Модель Дойчей дала основу для предположения о полной переработки нерелевантных сообщений.
Модель Нормана
Использовал идеи Дойчей. Центральное место в модели занимет память и прошлый опыт.
С сенсорного входа вся стимуляция попадает в органы чувств (происходит автоматическая переработка). Это часть анализа, где осуществляется сенсорное кодирование, в результате переработки образуются продукты переработки Sj,Si,Sk. Модель предполагает, что в памяти есть образы эквивалентные сенсорным событиям “амеба” - образ стимула J,i,k.
Под уместностью понимается контекст
текущей деятельности. В блоке
памяти имеются репрезентации
Физиологически это будет
На стадии селекции Осуществляется отбор сигнала с максимальной активации его репрезентации в системе памяти.
Достоинство: гибкая настройка предполагаемого механизма селекции, осуществляемого за счет ОС.
Ресурсные теории внимания
Канниман рассматривал внимание не как фильтр, а как ограниченное усилие.
К рисунку:
Высокая активация нарушает процесс распределения ресурсов, а низкая препятствует принятию решения.
При неточной оценки не хватает активации для успешного выполнения заданий.
Утомление и низкая активация могут
интерферировать с оценкой
Положения Каннимана:
Внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени. Физиологические показатели активациислужат мерой, коррелирующие с этим текущим пределом ( чем выше активация, тем больше возможности внимания)
Усилие, расходываемое в каждый момент времени зависит главным образом от требований текущей деятельности. При росте требований вклад внимания увеличивается , но для полной компенсации этого увеличения часто недостаточно.
Внимание может распределятся. При высоком уровне внимание становится более однонаправленным.
Модель Каннимана ввела
в психологию новые идеи о значении
механизма внимания. внимание стали
рассматривать как
Идеи понятия внимания как усилия получили развитие в теориях составных ресурсов: основная задача их более дробный анализ внимания.
В современной когнитивной
Структурные теории: все теории ранней и поздней селекции
Ресурсные: Модель Каннимана, теория составных ресурсов
Найсеросовский подход (отрицает существование внимания)
Конфликт (К.) – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Иными словами, К. – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.
Термин К., кажется, м.б. распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном К. все стороны представлены людьми, группами людей.
Под социальным К. обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Андреева:
В работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков К., называются две разновидности К-тов: деструктивные и продуктивные.
Деструктивный К. Именно такого рода К. ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Д.К. чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» К.). Др. черта – «эскалация» К. означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.
Разрешение такого К. особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.
Продуктивный К. чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на к-л проблему, на способы ее решения. В таком случае сам К. способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри К. и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.
Из словаря:
К. – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
В основе любого К. лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели и средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Как субъект взаимодействия в К. может выступать и отдельное лицо (внутриличностный К.), и несколько лиц (межличностный К.).
В зависимости от конфликтной ситуации выделяются К. межорганизационные, классовые, межгосударственные.
В особую группу выделяются К. межнациональные.
Информация о работе Когнитивные теории внимания и их критика