Концепция естественного права его современное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.
Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства

Файлы: 1 файл

КЗ.docx

— 17.75 Кб (Скачать файл)

Министерство  по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российская  академия правосудия

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольное задание

по дисциплине: «философия права» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: магистрант(ка) ЦЗЮМ 1-13 (Ю) гр.

Яковлева  Т.А.

 Проверил: д.т.н., доцент

Савушкин  Л.М..

 

 

 

Воронеж 2013

Контрольное задание.

Вариант № 9.

Вопрос:

Концепция естественного права его современное  значение.

Ответ:

Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно  и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства. В особенностях современных концепций естественное право не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвещения противопоставляют идеи “естественного права с изменяющимся содержанием”, принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Естественноправовые воззрения в современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

В юридической  литературе сложилась неоднозначная  трактовка понятия естественного  права. Вместе с тем не подвергается сомнению то самое главное, что отличает естественное право, а именно его  неотчуждаемость от человека. Естественное право существует само по себе, при этом оно исходит из особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень хорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно от того, что об этом может записать законодательный орган.

Соответственно  право на жизнь можно назвать  естественно-биологическим. Однако человек  является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому  он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право  на достоинство личности, которое  возникает и формируется по мере развития общественных отношений, т.е. в той среде, которая принципиально  отличает сообщество людей от животного  стада, и человек, таким образом, с рождения получает это право  на достоинство.

Нетрудно  заметить, в том числе и по названию, что естественные права человека базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся в нашей  стране критике, что, видимо, является одной из причин явно недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем.

В современных  международных актах также указывается, вслед за научными доктринами, что  естественные права вытекают исключительно  из свойств самой личности, что  они принадлежат человеку с рождения. Так, ст.1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве  и правах…». О достоинстве, присущем ребенку, свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка (1959 г.). В Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей  должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 65).

 Наконец,  о принадлежности неотчуждаемых  прав человека с момента рождения  говорится в Конституции Российской  Федерации (ст. 17), ГК РФ (ст. 150).

Свои права  человек приобретает от рождения, и они не могут как «дароваться» человеку государством, так и произвольно  отчуждаться в пользу последнего». В ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах, таких как жизнь  человека, его достоинство, свобода  – естественных правах, характеризующихся  неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г. Д. Садовникова, известный конституционалист, считает, что «возможность отчуждения какого-либо из основных прав и свобод ставит под вопрос существование государства с такими характеристиками, какие закреплены в основах конституционного строя» Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Отчуждение основных прав, ограничение свободы каждого члена общества должно быть разумным и целесообразным, лишь в целях охраны конституционных прав, свобод и законных интересов третьих лиц, защиты нравственности, охраны правопорядка.

С принятием  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

 Политики  и юристы, аргументируя свои позиции  по правам человека, предпочитали  ссылаться на международные пакты  и во многих странах утратили  интерес к теории естественных  прав личности. “Эта индивидуалистическая  философия естественного права  повсюду изжила себя и не  встречает больше сочувствия  у законодателей и влиятельных  мыслителей”, – писал в 1972 г. французский социолог Р.  Арон. Примерно в это же время  В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права.


Информация о работе Концепция естественного права его современное значение