Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире, получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии). К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции, характеристике которой и посвящен мой реферат.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................................3
1. Сущность и основные особенности НТР.................................................................................9
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение......................................................9
1.2 Особенности НТР................................................................................................................16
1.3 Основные направления НТР..............................................................................................18
Заключение...............................................................................................................................23
Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 40.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.......................................................................................................................................3

1. Сущность и основные особенности НТР.................................................................................9

1.1 Предпосылки  возникновения НТР и ее определение......................................................9

1.2 Особенности  НТР................................................................................................................16

1.3 Основные  направления НТР..............................................................................................18

Заключение...............................................................................................................................23

Список  используемой литературы…………………………………………………………………………………………

                               

 

Введение

Представления об особенностях и свойствах природы  дают нам научные знания на

каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением

процессов и явлений природы. Так как  природа представляет собой единое целое,

то и  система научных знаний о природе  носит научный характер, т.е. имеет

определенную  систему. Такой системой научных  знаний о природе является

естествознание.

В методологии  науки существуют две традиции:

1) естественнонаучная  культура;

2) гуманитарная  культура.

В истории  науки на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это

понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее

определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний,

заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач

и их разрешения.

В истории  науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская,

эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных

революций. На современном этапе возникла 4-я  парадигма – синергетика –  учение

о самоорганизации  в явлениях, процессах окружающего  нас мира.

Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:

1) эмпирический;

2) теоретический.

Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания

исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне

познания  имеет дело с идеальными объектами

     Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире,

получаемых  нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии).

К радикальному изменению естественнонаучной картины  мира привела синергетика,

сформировавшаяся  как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика

сформировалась  на втором этапе развития научно –  технической революции,

характеристике которой и посвящен мой реферат.

                

 

1. Сущность и основные особенности НТР

        1.1        Предпосылки возникновения НТР и ее определение      

XXI век  – век перехода наиболее развитых  стран в информационное общество.

Одним из ключевых понятий этого перехода является  НТР.

Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали  по

времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая

революция в науке, которая привела к  освобождению ее от схоластики

(знания, оторванные от жизни, основывающиеся  на отвлеченных рассуждениях, не

проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта

революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще

развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной

практики. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –

XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли

потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в

связи с  развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением

Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил

название  промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в

Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также

Северной  Америки, на Россию и Японию. Эта  промышленная революция решающим

образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования  техники. Наука и

техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны

жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную

жизнь людей.

В конце XIX – начале XX веков в науке  произошла новая революция, связанная  с

открытиями  электрона, превращения атомов одного элемента в атомы другого,

взаимопревращения массы и энергии. Она оказала  значительное влияние на

последующее развитие техники, но тем не менее не сопровождалась революцией в

ней.

Современной НТР предшествовал своеобразный подготовительный период,

относящийся к первой половине XX века. Именно в этот период были сделаны

важные  естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы

последующего  грандиозного научно – технического переворота. Среди

естественнонаучных  направлений, в значительной степени  определивших

наступление  НТР, были атомная физика и молекулярная биология.

XX век  в целом и его вторая половина,  характеризующая НТР, принесли

громадные достижения в области молекулярной биологии. Во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа.

Раскрытие в середине XX века структуры ДНК  послужило началом интенсивных

исследований  в химии и биологии.

К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка.

Таким образом, достижения в области атомной  физики и молекулярной биологии, а

также появление  кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого

этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и

продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого

этапа НТР  стали атомная  энергетика, электронно – вычислительная техника,

ракетно – космическая техника, спутниковая связь. Со второй половины 70-х годов

начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до

сих пор. Важной характеристикой второго  этапа НТР стали новые технологии,

которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология,

биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного  интеллекта»,

волоконно – оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др.

Важной  характеристикой второго этапа  НТР стала невиданная ранее

информатизация  общества на основе персональных компьютеров (появившихся в

конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей

(«Интернет»). В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам

информации  значительно большим, чем когда бы то ни было; а во-вторых,

появился  новый способ общения, который можно  назвать горизонтальным. До его

появления общение и распространение информации было в основном вертикальным

(автор  выпускает книгу – читатели  читают, по радио и телевидению  что – то

передают  – люди слушают это или смотрят; обратная связь ранее почти

отсутствовала, хотя потребность в ней была исключительно  высока). Интернет

обеспечивает  распространение информации для  практически неограниченного круга

потребителей, причем они всякого труда могут  коммуникатировать друг с другом.

Таким образом, НТР повлекла перестройку всего  технического базиса,

технологического  способа производства. Вместе с тем  она вызвала серьезные

изменения в миропонимании. Последнее нашло  воплощение в принципиально новых,

синергетических представлениях об объективной реальности.

На современном  этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль

играет  парадигма самоорганизации, которая  служит естественнонаучной основой

философской категории развития. В настоящее  время установлено, что

обязательным  условием развития является процесс  самоорганизации, приводящий к

возникновению качественно новых материальных структур.

Длительное  время в науке доминировало представление  об отсутствии явления

самоорганизации в неживой природе. Считалось, что  объекты неорганического

мира  способны изменяться только в направлении  дезорганизации. Последнее

означает, что в соответствии со вторым началом  термодинамики, системы неживой

природы могут «эволюционировать» лишь в  сторону возрастания их энтропии, а

значит, хаоса. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только

живым системам.

Постепенно  в науке накапливалось все  большее число фактов, свидетельствовавших о возникновении упорядоченных структур и феномена

самоорганизации в неживой природе при наличии  определенных условий. Даже

повседневные  наблюдения (образование, например, песчаных дюн, вихрей на воде

и т. п.) свидетельствуют  о том, что и в неживой природе, - наряду с

дезорганизацией, - происходит также и самоорганизация, которая проявляется в

возникновении новых материальных структур.

Указанные наблюдения и соответствующие обобщения  привели к возникновению

синергетики – междисциплинарного научного направления, изучающего общие и

универсальные механизмы самоорганизации, т. е. механизмы  самопроизвольного

возникновения и относительно устойчивого существования  макроскопических

упорядоченных структур самой различной природы. Синергетика стирает, как

казалось, непреодолимые грани между физическими  и химическими процессами, с

одной стороны, и биологическим и социальными процессами – с другой, ибо

исследует общие механизмы самоорганизации  и тех, и других.

Синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая  теория самоорганизации,

стала важной характеристикой второго этапа  НТР и привела к радикальному

изменению естественнонаучной картины мира.

Итак, в  результате срастания науки и  техники в единую систему возникло новое

явление научно – техническая революция. Это стало возможным вследствие: во-

первых, полета человека в космос, во-вторых, создания атомной бомбы, т. е.

открыли атомную энергию, и, в-третьих, создания лазера.

 Научно – техническая революция – это коренной технологический переворот в

развитии производительных сил общества. Основное технологическое содержание НТР

состоит в превращении науки в непосредственную производительную силу общества:

систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению

фактором  роста благосостояния общества по сравнению  с такими его традиционными

источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в

значительной  степени духовное производство постепенно превращается в

практическое  применение современной науки: при  этом наука как производительная

сила  непосредственно воплощается в  непрерывно совершенствуемую технику  и в

возрастающие  профессиональные знания работников. Тем самым процесс

Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"