Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:45, контрольная работа
Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире, получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии). К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции, характеристике которой и посвящен мой реферат.
Введение.......................................................................................................................................3
1. Сущность и основные особенности НТР.................................................................................9
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение......................................................9
1.2 Особенности НТР................................................................................................................16
1.3 Основные направления НТР..............................................................................................18
Заключение...............................................................................................................................23
Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………
Содержание
Введение......................
1. Сущность
и основные особенности НТР...........................
1.1 Предпосылки
возникновения НТР и ее
1.2 Особенности
НТР...........................
1.3 Основные
направления НТР...............
Заключение....................
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение
Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на
каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением
процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,
то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет
определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является
естествознание.
В методологии науки существуют две традиции:
1) естественнонаучная культура;
2) гуманитарная культура.
В истории науки на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это
понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее
определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний,
заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач
и их разрешения.
В истории науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская,
эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных
революций. На современном этапе возникла 4-я парадигма – синергетика – учение
о самоорганизации в явлениях, процессах окружающего нас мира.
Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:
1) эмпирический;
2) теоретический.
Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания
исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне
познания имеет дело с идеальными объектами
Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире,
получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии).
К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика,
сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика
сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции,
характеристике которой и посвящен мой реферат.
1. Сущность и основные особенности НТР
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение
XXI век
– век перехода наиболее
Одним из ключевых понятий этого перехода является НТР.
Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по
времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая
революция в науке, которая привела к освобождению ее от схоластики
(знания,
оторванные от жизни,
проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта
революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще
развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной
практики. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –
XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в
связи с
развитием машинного
Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил
название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в
Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также
Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим
образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и
техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны
жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную
жизнь людей.
В конце XIX – начале XX веков в науке произошла новая революция, связанная с
открытиями электрона, превращения атомов одного элемента в атомы другого,
взаимопревращения массы и энергии. Она оказала значительное влияние на
последующее развитие техники, но тем не менее не сопровождалась революцией в
ней.
Современной НТР предшествовал своеобразный подготовительный период,
относящийся к первой половине XX века. Именно в этот период были сделаны
важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы
последующего грандиозного научно – технического переворота. Среди
естественнонаучных направлений, в значительной степени определивших
наступление НТР, были атомная физика и молекулярная биология.
XX век
в целом и его вторая половина,
громадные достижения в области молекулярной биологии. Во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа.
Раскрытие в середине XX века структуры ДНК послужило началом интенсивных
исследований в химии и биологии.
К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка.
Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а
также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого
этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и
продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого
этапа НТР стали атомная энергетика, электронно – вычислительная техника,
ракетно – космическая техника, спутниковая связь. Со второй половины 70-х годов
начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до
сих пор.
Важной характеристикой второго
этапа НТР стали новые
которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология,
биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта»,
волоконно – оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др.
Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее
информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в
конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей
(«Интернет»).
В результате человек, во-
информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а во-вторых,
появился новый способ общения, который можно назвать горизонтальным. До его
появления
общение и распространение
(автор выпускает книгу – читатели читают, по радио и телевидению что – то
передают – люди слушают это или смотрят; обратная связь ранее почти
отсутствовала, хотя потребность в ней была исключительно высока). Интернет
обеспечивает
распространение информации для
практически неограниченного
потребителей, причем они всякого труда могут коммуникатировать друг с другом.
Таким образом, НТР повлекла перестройку всего технического базиса,
технологического способа производства. Вместе с тем она вызвала серьезные
изменения в миропонимании. Последнее нашло воплощение в принципиально новых,
синергетических представлениях об объективной реальности.
На современном этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль
играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой
философской категории развития. В настоящее время установлено, что
обязательным условием развития является процесс самоорганизации, приводящий к
возникновению качественно новых материальных структур.
Длительное время в науке доминировало представление об отсутствии явления
самоорганизации в неживой природе. Считалось, что объекты неорганического
мира способны изменяться только в направлении дезорганизации. Последнее
означает, что в соответствии со вторым началом термодинамики, системы неживой
природы могут «эволюционировать» лишь в сторону возрастания их энтропии, а
значит, хаоса. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только
живым системам.
Постепенно в науке накапливалось все большее число фактов, свидетельствовавших о возникновении упорядоченных структур и феномена
самоорганизации в неживой природе при наличии определенных условий. Даже
повседневные наблюдения (образование, например, песчаных дюн, вихрей на воде
и т. п.) свидетельствуют о том, что и в неживой природе, - наряду с
дезорганизацией, - происходит также и самоорганизация, которая проявляется в
возникновении новых материальных структур.
Указанные наблюдения и соответствующие обобщения привели к возникновению
синергетики – междисциплинарного научного направления, изучающего общие и
универсальные механизмы самоорганизации, т. е. механизмы самопроизвольного
возникновения и относительно устойчивого существования макроскопических
упорядоченных структур самой различной природы. Синергетика стирает, как
казалось,
непреодолимые грани между
одной стороны, и биологическим и социальными процессами – с другой, ибо
исследует
общие механизмы
Синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации,
стала важной характеристикой второго этапа НТР и привела к радикальному
изменению естественнонаучной картины мира.
Итак, в результате срастания науки и техники в единую систему возникло новое
явление
научно – техническая революция.
Это стало возможным
первых, полета человека в космос, во-вторых, создания атомной бомбы, т. е.
открыли атомную энергию, и, в-третьих, создания лазера.
Научно – техническая революция – это коренной технологический переворот в
развитии производительных сил общества. Основное технологическое содержание НТР
состоит
в превращении науки в
систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению
фактором роста благосостояния общества по сравнению с такими его традиционными
источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в
значительной степени духовное производство постепенно превращается в
практическое применение современной науки: при этом наука как производительная
сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую технику и в
возрастающие профессиональные знания работников. Тем самым процесс
Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"