Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:01, реферат
Цель работы рассмотреть корпускулярно-волновой дуализм.
Задачи:
1. Рассмотреть зарождение квантовых представлений в физики.
2. Квантовая механика как статистическая теория.
3. Изучить принцип дополнительности и его методологическое значение.
Введение……………………….………….…………………………………….…3
1. Корпускулярно-волновой дуализм……………………………………….5
1.1. Зарождение квантовых представлений в физики…………………5 -
Гипотеза квантов…………………………………………………..5
- Теория атома Н. Бора………………………………………………7
- Гипотеза Л.де Бройля………………………………………….…10
1.2. Квантовая механика как статистическая теория………………....14
1.3. Принцип дополнительности и его методологическое значение..18
Заключение……………………………….……………….……………………...20
Список литературы……………………………………..………………………..22
Бор полагал, что принцип дополнительности применим не только в физике, но имеет более широкую методологическую значимость. Ситуация, связанная с интерпретацией квантовой механики, ' “имеет далеко идущую аналогию с общими трудностями образования человеческих понятий, возникающими из разделения субъекта и объекта”. Такого рода аналогии Бор усматривал в психологии и, в частности, опирался на идеи У. Джеймса о специфике интроспективного наблюдения за непрерывным ходом мышления: подобное наблюдение воздействует на наблюдаемый процесс, изменяя его; поэтому для описания мыслительных феноменов, устанавливаемых интроспекцией, требуются взаимоисключающие классы понятий, что соответствует ситуации описания объектов микрофизики. Другая аналогия, на которую Бор указывал в биологии, связана с дополнительностью между физико-химической природой жизненных процессов и их функциональными аспектами, между детерминистическим и телеологическим подходами. Он обращал также внимание на применимость принципа дополнительности к пониманию взаимодействия культур и общественных укладов. В то же время Бор предупреждал против абсолютизации принципа дополнительности в качестве некоей метафизической догмы.
Тупиковыми можно считать такие интерпретации
принципа дополнительности, когда он трактуется
как гносеологический “образ” некоей
“внутренне присущей” объектам микромира
противоречивости, отображаемой в парадоксальных
описаниях (“диалектических противоречиях”)
типа “микрообъекг является и волной,
и частицей”, “электрон обладает и не
обладает волновыми свойствами” и т. п.
Разработка методологического содержания
принципа дополнительности—одно из наиболее
перспективных направлений в философии
и методологии науки. В его рамках рассматриваются
применения принципа дополнительности
в исследованиях соотношений между нормативными
и дескриптивными моделями развития науки,
между моральными нормами и нравственным
самоопределением человеческой субъективности,
между “критериальными” и “критикорефлексивньми”
моделями научной рациональности.
Заключение
Таким образом, корпускулярно - волновой дуализм, а также опыты по дифракции электронов и протонов показали, что микрочастицы владеют волновыми свойствами и не являются материальными частицами в классическом понятии этого слова. Это привело к дальнейшему развитию квантовой механики, которая для микрочастиц ввела понятия делокализации и волновой функции. Принцип неопределенности Гейзенберга показал невозможность одновременного нахождения двух параметров для микрочастиц. Электрон, как и фотон не может иметь одновременно определенную координату и импульс:
Корпускулярно - волновой дуализм выступил той основой, на которой была построена почти вся современная физика, квантовая механика, физика микрочастиц, астрономия. На основе этого принципа работают современные научные и бытовые приборы, инструменты, как пример можно привести разнообразные фотоэлементы которые можно встретить как в научной аппаратуре, так и в быту. Исследование вещества не было бы возможно без электронного микроскопа и электронографических методов.
Но, конечно, не в этих многочисленных прикладных применениях корпускулярно - волнового дуализма его основная ценность. Исключительная роль данной теории определяется тем, что она выступает фундаментом всего естествознания. Уровень этой науки определяет на сегодня уровень понимания всего окружающего нас мира, определяет уровень интеллектуальной зрелости человечества. Без этой теории и построенных на ней выводов невозможно понять прошлое нашего мира, невозможно понять основные процессы, идущие в нем. Невозможно прогнозировать будущее.
История
физики учит, что каждый новый успешный
шаг на пути познания фундаментальных
закономерностей природы
Список
литературы