Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 01:03, реферат

Описание работы

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………..1.
2.Естествознание в эпоху Возрождения………………………………………..2.
3.Представители науки эпохи Возрождения………………………………………3.
4.Заключение……………………………………………………………………...6.
5.Список используемой литературы…………………………………………….7.

Файлы: 1 файл

estestvoznanie.docx

— 27.09 Кб (Скачать файл)

Тема. Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения.

 

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………..1.

2.Естествознание в эпоху Возрождения………………………………………..2.

3.Представители науки эпохи Возрождения………………………………………3.

4.Заключение……………………………………………………………………...6.

    5.Список используемой литературы…………………………………………….7.

 

1.Введение 

 
Естествознание  как система научных знаний о  природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное  явление, обладающее различными сторонами  и связями, чем обусловлено его  место в общественной жизни, как  неотъемлемой части духовной культуры человечества.  

Естествознание  как система научных знаний имеет:

1.Предмет и цели;     

то  есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

2.Закономерности и особенности развития;     

С учетом специфики предмета Естествознания, это: 
     а) Обусловленность практикой. 
     б) Относительная самостоятельность. 
     в) Преемственность в развитии идей и принципов. 
     г) Постепенность развития. 
     д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность  всех отраслей Естествознания. 
     е) Противоречивость в развитии.     

Выделяют: 
     а) Эмпирическую строну Естествознания. 
     б) Теоретическую строну Естествознания. 
     в) Прикладную сторону Естествознания. 
     В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

естественные (физика, химия, биология и т.д.) 
технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.) 
социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

 

2.Естествознание в эпоху Возрождения.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. 
  Пришедшая на смену средневековью эпоха Ренессанса (Возрождения) принципиально отличалась от него. Это время краха феодализма и становления капиталистического общества; время жестоких религиозных войн и жестких социальных конфликтов, время сложения абсолютистских монархий и становления буржуазного индивидуализма, приходящего на смену феодальной сословной иерархии; время зарождения книгопечатания и возрождения античной культуры на новом витке диалектической спирали развития. В наступившем времени был преодолен средневековый дуализм сознания и восприятия мира, мир Дольний и мир Горний представлялись уже близкими и даже взаимопроникающими: все связано со всем, а значит все, а не только божественное, достойно быть предметом познания. Не божество, а человек – мерило всего сущего. Такой вектор мышления породил множество гениальных умов. Титанами мысли ренессанса на базе бескорыстного, объективного познания мира, была подготовлена основа классического естествознания, испытавшего невиданный взлет в XVIII – XIX вв.

 

3.Представители науки эпохи Возрождения.

 
     Множество достижений было связано с областями биологии и химии, освобождавшейся от пут герметизма. Велась огромная работа по описанию многообразия животного и растительного мира. Развивались морфология и анатомия, расширявшая сведения о внутреннем строении различных организмов. Большое внимание стали уделять человеку и способам исцеления его от недугов. Не перечислить всех имен известных и великих натуралистов и медиков эпохи ренессанса, среди них – погибший при кораблекрушении первый анатом Андреас Везалий (1514-1564), создатель микроскопической анатомии (первооткрыватель капилляров), врач Марчелло Мальпиги (1628-1694), размышлявший о природе света и тяготения и открывший клеточное строение живых тканей Роберт Гук (1635-1703), врач и ботаник-систематик Андреа Цезальпини (1519-1603).  
     Парацельс (1493-1541) Антони Ван Левенгук (1632-1723) – нидерландский натуралист – изобрел микроскоп. Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный ученый-энциклопедист, достигший больших познаний в области геологии, ботаники, анатомии, механики, оптики. Френсис Бэкон (1561-1626) . 
     Но главная научная революция состоялась не в области медицины или биологии, а в космогонии. 
     Николай Коперник (1473-1543) – сын краковского купца, и каноник Вармийской епархии – еще в 1505 году изложил принципиальные основы новой, гелиоцентрической системы в «Малом комментарии». 
     Джордано Бруно (1548-1600) –границы Вселенной раздвинуты до бесконечности, вместо «сферы» - многочисленные солнца, и, более того – многочисленные обитаемые миры. Эти обитаемые и необитаемые миры и звезды объединяла общность элементов. законы Кеплера: 

- каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце;    

- планеты движутся по своим орбитам с переменной скоростью таким образом, что площади, описываемые радиус-вектором от центра Солнца до планеты за равные промежутки времени, оказываются равными;

-квадраты периодов обращения планет пропорциональны кубам больших полуосей их орбит. 
     Галилео Галилей (1564-1637) Главным критерием истинности Галилей считал опыт (классическим примером стали его опыты по свободному падению тел, проводившиеся на знаменитой Пизанской башне). Благодаря такой установке ему удалось сформулировать:  

- понятие ускорения (скорости изменения скорости), как результата действия силы на тело, разграничить равномерное, неравномерное и ускоренное движения; 

- принцип инерции и понятие инерциальных систем (т.е. движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга);

-принцип относительности (на ускорения тел, явившиеся следствием их силового взаимодействия, относительное движение систем отсчета никакого влияния не оказывает, и никакими механическими опытами невозможно установить, какая из систем движется); 
  - закон независимости действия  сил (принцип суперпозиции). 
     Рене  Декарт (1596-1650) –достиг многого в  математике (создатель аналитической геометрии), физике (принцип инерции, закон сохранения количества движения, объяснение природы радуги) и даже физиологии (именно он ввел понятие рефлекса). Он был одним из основателей рационализма – учения о разуме, как основе познания и поведения людей.  
     Исаак Ньютон (1643-1721) он последовательно описал механические процессы движения и взаимодействия тел на основе созданного им математического языка бесконечно малых. Определив понятия скорости, ускорения, массы и силы, Ньютон сформулировал законы динамики в виде связей между этими величинами, а проанализировав законы движения небесных тел, обнаруженные Кеплером, установил закон всемирного тяготения, введя в науку меру гравитационного взаимодействия тел в нашей Вселенной: сила тяжести обратно пропорционально квадрату расстояния между телами и пропорциональна массе тела, независимо от его формы и иных свойств. 

 

4.Заключение

  Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

  Однако эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке, и в искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список используемой литературы.

А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. — М.: Центр, 2001

Концепции современного естествознания: Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» -4-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: «Феникс», 2003

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова 2006.

Концепции современного естествознания. Лихин А.Ф. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 264 с.

 

 
 

 

 


Информация о работе Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения