Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 01:03, реферат
Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.
1.Введение………………………………………………………………………..1.
2.Естествознание в эпоху Возрождения………………………………………..2.
3.Представители науки эпохи Возрождения………………………………………3.
4.Заключение……………………………………………………………………...6.
5.Список используемой литературы…………………………………………….7.
Тема. Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения.
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Естествознание в эпоху
3.Представители науки эпохи Возрождения………………………………………3.
4.Заключение………………………………………………
5.Список используемой литературы…………………………………………….7.
1.Введение
Естествознание как система научных знаний
о природе, обществе и мышлении взятых
в их взаимной связи, как единое целое, представляет
собой весьма сложное явление, обладающее
различными сторонами и связями, чем обусловлено его
место в общественной жизни, как неотъемлемой
части духовной культуры человечества.
Естествознание как система научных знаний имеет:
1.Предмет и цели;
то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.
2.Закономерности и особенности развития;
С учетом специфики предмета
Естествознания, это:
а) Обусловленность практикой.
б) Относительная
в) Преемственность в развитии идей и принципов.
г) Постепенность развития.
д) Взаимодействие наук и взаимосвязанность
всех отраслей Естествознания.
е) Противоречивость в развитии.
Выделяют:
а) Эмпирическую строну Естествознания.
б) Теоретическую строну Естествознания.
в) Прикладную сторону Естествознания.
В мировоззренческом плане, Естествознание
как система научных знаний играет фундаментальную
роль, и состояние Естествознания в конкретно
исторический период определяет доминирующую
систему взглядов в обществе на природу,
в широком смысле слова, и методы ее познания.
Знания можно разделить на отрасли, в каждой
из которых выделить конкретные направления
познания, так познания человечества по отраслям
подразделяются на:
естественные (физика, химия,
биология и т.д.)
технические (машиностроительные, архитектурные,
микроэлектроника и т.д.)
социальные и гуманитарные науки (культурологические
знания, социологические, политологические
и т.д.)
2.Естествознание в эпоху
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение
возникло в Италии, где первые его признаки
были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности
семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.),
но оно твёрдо установилось только с 20-х
годов XV века. Во Франции, Германии и других
странах это движение началось значительно
позже. К концу XV века оно достигло своего
наивысшего расцвета. В XVI веке назревает
кризис идей Возрождения, следствием чего
является возникновение маньеризма и
барокко.
Пришедшая на смену средневековью эпоха
3.Представители науки эпохи Возрождения.
Множество достижений было связано с областями биологии
и химии, освобождавшейся от пут герметизма.
Велась огромная работа по описанию многообразия
животного и растительного мира. Развивались
морфология и анатомия, расширявшая сведения
о внутреннем строении различных организмов.
Большое внимание стали уделять человеку
и способам исцеления его от недугов. Не
перечислить всех имен известных и великих
натуралистов и медиков эпохи ренессанса,
среди них – погибший при кораблекрушении
первый анатом Андреас Везалий
(1514-1564), создатель микроскопической анатомии
(первооткрыватель капилляров), врач Марчелло Мальпиги
(1628-1694), размышлявший о природе света и
тяготения и открывший клеточное строение
живых тканей Роберт Гук (1635-1703),
врач и ботаник-систематик Андреа Цезальпини
(1519-1603).
Парацельс (1493-1541)
Антони Ван Левенгук (1632-1723) – нидерландский
натуралист – изобрел микроскоп. Леонардо да Винчи
(1452-1519) – гениальный ученый-энциклопедист,
достигший больших познаний в области
геологии, ботаники, анатомии, механики,
оптики. Френсис Бэкон
(1561-1626) .
Но главная научная
Николай Коперник
(1473-1543) – сын краковского купца, и каноник
Вармийской епархии – еще в 1505 году изложил
принципиальные основы новой, гелиоцентрической
системы в «Малом комментарии».
Джордано Бруно
(1548-1600) –границы Вселенной раздвинуты
до бесконечности, вместо «сферы» - многочисленные
солнца, и, более того – многочисленные
обитаемые миры. Эти обитаемые и необитаемые
миры и звезды объединяла общность элементов.
законы Кеплера:
- каждая планета движется по
- планеты движутся по своим
-квадраты периодов обращения
Галилео Галилей
(1564-1637) Главным критерием истинности Галилей считал
опыт (классическим примером стали его опыты по
свободному падению тел, проводившиеся на
знаменитой Пизанской башне). Благодаря такой установке ему
- понятие ускорения (скорости
- принцип инерции и понятие
-принцип относительности (на
- закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).
Рене Декарт (1596-1650)
–достиг многого в математике (создатель аналитической
геометрии), физике (принцип инерции, закон
сохранения количества движения, объяснение
природы радуги) и даже физиологии (именно
он ввел понятие рефлекса). Он был одним
из основателей рационализма – учения
о разуме, как основе познания и поведения
людей.
Исаак Ньютон
(1643-1721) он последовательно описал механические
процессы движения и взаимодействия тел
на основе созданного им математического
языка бесконечно малых. Определив понятия
скорости, ускорения, массы и силы, Ньютон
сформулировал законы динамики в виде
связей между этими величинами, а проанализировав
законы движения небесных тел, обнаруженные
Кеплером, установил закон всемирного
тяготения, введя в науку меру гравитационного
взаимодействия тел в нашей Вселенной:
сила тяжести обратно пропорционально
квадрату расстояния между телами и пропорциональна
массе тела, независимо от его формы и
иных свойств.
4.Заключение
Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.
Однако эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке, и в искусстве.
5.Список используемой литературы.
А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. — М.: Центр, 2001
Концепции современного естествознания: Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» -4-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: «Феникс», 2003
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова 2006.
Концепции современного естествознания. Лихин А.Ф. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 264 с.
Информация о работе Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения